Майские праздники в самом разгаре, и каждый автомобилист, естественно, планирует предстоящие выходные. Кто-то останется в городе, а кто-то поедет на дачу или в деревню к родственникам, или даже просто в лес. Заранее зная о том, что будет твориться при этом на выездах, многие только вздыхают и кивают на «подснежников» – водителей, которых зимой на дорогах не было. В ГИБДД тоже отмечают увеличение количества машин с началом дачного сезона. В пятницу вечером и в субботу утром для того, чтобы выехать за пределы города, необходимо «отстоять» в пробках не один час.
«Движение стало более напряженным, – рассказывает директор флористической компании Мария Воронина. – Бывает, что откопавшие после зимы свои машины водители такие кренделя выписывают, что зла не хватает. Выезжает этакий дедок со двора и, не глядя, выруливает на дорогу прямо перед носом. «Смотри, куда едешь, – говорит, – у тебя помеха справа!» А то, что он, выезжая с прилегающей территории, обязан меня пропустить, не в счет? Или вот еще манера – вылезет в левый ряд такой чудила и «пилит» свои 50 км/ч. А то, что он создает таким образом помеху всем транспортным средствам, следующим в попутном направлении, его, видно, не касается. Про повороты налево из правого ряда и направо из левого я уже не говорю. Это как правило. Высший «шик» при этом – не включать поворотники, да и вообще не смотреть в зеркало».
«Каждый водит машину так, как умеет, как научили и как привык, – объясняет подобное поведение психолог, психотерапевт Олег Васильев. – Кто-то осторожничает, а кто-то совершает неоправданные резкие маневры. Некоторые люди, садясь за руль, получают удовольствие от скорости и год от года повышают мастерство вождения, а некоторые даже после 10 лет непрерывного стажа на дороге мало чем отличаются от новичков, настолько неуверенно они ведут машину. Некоторые водители вообще проявляют агрессию. Создается впечатление, что это стиль вождения на наших дорогах. Конечно все мы агрессируем, другое дело, как это проявляется внешне. Вот накопили мы за день зло на работе, в различных конфликтах. На дороге тоже добавили. А что с этими накопленными чувствами делать дальше? Чаще об этом не задумываются. А на дороге эта накопленная злость проявляется в агрессивной езде с элементами неуважения к другим участникам движения. Все, что есть в психике человека, обязательно выйдет наружу – проявится в его поведении. Об этом знает каждый психолог».
По данным статистики, каждый год количество машин в городе увеличивается на 50 тысяч. Дороги хоть и расширяют, но погоды это не делает – все равно пробки из-за их малой пропускной способности и аварий становятся все длиннее. Водители отмечают, что доехать от одного города до другого, расположенного километрах в 50 получается быстрее, чем протиснуться в самом городе из района в район.
Чаще всего, как жалуются сотрудники ГИБДД, виноваты в пробках сами водители – лезут без очереди, сигналят, создают затор. С другой стороны тоже хотят проехать, потому что светофор уже подмигивает им зеленым глазом, – в итоге ситуация патовая, и все недовольны. Замечено, что регулировщики появляются только тогда, когда необходимо расчистить дорогу перед машиной городского руководства. Тут уж как повезет. Если ваши и начальственные дороги совпали – зеленый свет и быстрый проезд всех перекрестков вам обеспечен.
«Затрудненный выезд из города по выходным связан скорее со все большим количеством машин, а не с «подснежниками», – размышляет сотрудник отдела пропаганды УГИБДД Сергей Павлов. – В последнее время население приобретает машины, для того чтобы ездить ежедневно, а не только летом по выходным. Не спорю – и таких тоже хватает, но во все увеличивающейся массе автомобилистов их процент становится все более незначительным. Другое дело, что ближе к выходным городские жители устремляются в места традиционного отдыха, на дачи, в гости к родителям. Но дороги у нас не резиновые, вот и получается: чтобы выехать из города, следует выстоять очередь».
Кстати, в большинстве европейских стран: Австрии, Англии, Германии, Италии, Франции, Венгрии – действуют ограничения или полные запреты на движение грузовых автомобилей в выходные дни. Где-то запрещается движение всех грузовых автомобилей (полной массой свыше 3,5 тонны), в других странах – только тяжелых, весом более 16,5 тонны. В России такие правила пока никто вводить не собирается.
Что же делать?
Самое главное – правильно выбрать время для «сматывания удочек». Городские жители встают по выходным неохотно, зато дружно. Если в семь-восемь утра дороги пустые, то после девяти наблюдается массовый выезд, который продолжается вплоть до послеобеденного времени. После 14 часов поток начинает уменьшаться. Планируйте свои передвижения вне этого времени. Поверьте – рано встать совсем не сложно, и неважное вначале настроение сменится восторгом от свободных городских улиц и предстоящего длинного дня. Недаром деревенские жители летом встают в четыре утра: за день они успевают сделать гораздо больше.
Второе, что можно посоветовать: если уж вы «закрутились» с утра и попали в проблемное время – выбирайте альтернативные маршруты. Стандартные выезды, наверняка, уже забиты. Но из города есть еще не менее десятка незаметных выездов практически по всей его окружности. Не поленитесь изучить карту.
И еще: если вы двигаетесь в потоке и не пытаетесь непременно «всех сделать», то такое спокойное поведение принесет гораздо больше пользы вам и окружающим. Все равно две-три минуты, которые вы выиграете неизбежными нарушениями и повышенным риском, погоды не сделают. А вот испортить все выходные, совершив ДТП, вы можете.
«Хамство вызывает только негатив! Ну на самом деле... как можно из левого ряда поворачивать направо без поворотника? Ну как? Ты хоть включи его ради уважения к другим, тебя обязательно пропустят, – возмущается преподаватель автошколы ВОА Ольга Шаповалова. – Как можно начинать движение от обочины, не пропустив поток машин, с мыслями: «Кому надо, тот объедет?» Или начать перестраиваться, потом посмотреть в зеркало (некоторые даже и этого не делают) и судорожно метнуться обратно в свой ряд, потому что там едут машины. А наоборот не проще? Стандартная картина – занятый левый ряд при свободном правом. А что, никто не знает, что левый ряд для обгона (при наличии еще двух полос для движения)? Я лояльно отношусь к людям, на чьих машинах обозначено, что человек учится. Он едет медленно, естественно, из-за неопытности может что-то не так сделать. Но он учится ездить, включает поворотники, его можно объехать, и спрос с него небольшой. Но если человек купил права или после долгого перерыва в вождении сел за руль, возомнив себя «крутым перцем», и поехал – откровенное хамство! Давайте уважать друг друга! Ведь так приятней на улицы города выезжать!»
Мы же надеемся, что майские праздники за городом позволят вам не просто отдохнуть от стресса, но и привести свои мысли и чувства в порядок, так, чтобы почувствовать себя с дорогой и потоком единым целым. Начать относиться к другим участникам движения с пониманием, а может быть, даже и с уважением. Так всем стразу станет легче. И настроение улучшится, и пробки станут рассасываться гораздо быстрее. Попробуйте.
Фото: Фото с сайта Steer.ru