До сих пор пропаганда безопасности движения нередко сводилась к призывам ГИБДД в стиле «Минздрав предупреждает...». Культурно, пристойно и бесполезно. Теперь руководство инспекции решило взять быка за рога и заказало французскому режиссеру Эрику Ифиргану серию жестких видеосюжетов, снятых за счет средств федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах». Ролики отличаются изрядным натурализмом, часто – метафоричностью и вызывают неоднозначную реакцию. Телеканалы отказались демонстрировать их в эфире по причине чрезмерной жестокости, но уже с апреля их показ начнется в крупных кинотеатрах страны.
Познакомиться со скандальными работами Эрика Ифиргана вы можете с помощью ссылок под статьей. Какое впечатление они производят на вас?
Не в бровь, а в печень
Доводилось ли вам видеть реальное ДТП с жертвами? У меня в памяти до сих пор сохранилась картина пятнадцатилетней давности: ВАЗ-21099, вылетевший в лес с дороги. Тела двух девушек лежат на траве в странных позах, словно брошенные манекены. Одна в нарядном белом платье, на котором ржаво-красные следы рук, извлекавших ее из машины. В толпе добровольцев выделяется человек, который держится наиболее уверенно – видимо, профессиональный врач. Он кивает на девушку в белом и говорит вполголоса: «Эта всё... Не тратьте силы». Тело в побагровевшем платье еще дышит, живет, сопротивляется, но, если верить врачу, шансов нет – сильное внутреннее кровотечение. Такие эпизоды не забываются, и смысл жесткой рекламы – распространить этот эффект на широкую аудиторию...
«Сбавь скорость, и тебя дождутся»... В ролике Ифиргана брат с сестрой поздно вечером ждут родителей у окна. Следующая сцена – мчится Hyundai Accent, в котором двое молодых родителей спешат домой. Стрелка спидометра очерчивает круг – буднично, привычно. Неожиданно машину бросает вправо на припаркованный у обочины «жигуль». Металл рвется, словно бумага. «Акцент» взмывает в воздух. Все, финита. Жизнь в полноценной семье и сиротство разделяют десятые доли секунды. Для реалистичности при создании ролика действительно разбили настоящий автомобиль, поэтому снимать пришлось с одного дубля. Получилось натурально и жутко, разве что немного по-голливудски.
Но если предыдущий ролик прямолинеен, то сюжет, призывающий к вежливости на дорогах, выглядит как пропаганда насилия. В кадре холл офисного здания и спешащие по делам люди. Мужчина и женщина торопятся к лифту, толкаются, мужчина с хорошего замаха лупит женщину локтем в нос – звук сталкивающихся автомобилей. Затем мужчина резко бьет другого прохожего, мешающего войти в лифт. Окровавленный «белый воротничок» падает на пол. И так далее... «Будь человеком! В железных машинах – живые люди».
А вот ролик для «физиков»: отец семейства прощается с женой, дочкой и выходит в открытое окно. Столкновение на скорости 50 километров в час по силе равно падению с пятого этажа. Последний кадр – окровавленное лицо, влипшее в лобовое стекло. Внушает...
Для примера мы также прикрепили несколько иностранных роликов. Вот одна из новинок – английский сюжет, демонстрирующий опасность езды непристегнутым на скорости всего-то 30 миль в час (45 км/час). Акцент сделан на внутренних повреждениях, которые испытывает непристегнутый водитель при контакте с подушкой безопасности. Несмотря на использование компьютерной графики, картинка смотрится реалистично: ломаются ребра, острые концы прокалывают легкие, на сердце появляется разрыв – следствие компрессионной травмы, вызванной перегрузкой в момент удара о подушку. Ролик запретили к показу в дневное время в Британии, но его ценность в том, что он акцентирует внимание на скрытых повреждениях: иногда жертва аварии выглядит «сносно», но впоследствии гибнет из-за внутренних кровотечений, разрывов и переломов.
Кровь во спасение?
Главным контраргументом против жесткой рекламы является даже не ее влияние на психику детей и впечатлительных взрослых. Этого можно избежать, показывая ее в позднее время, в автошколах, перед сеансами взрослых фильмов.
Хуже другое: со временем ее действие ослабевает. Опытного хирурга не пугает вид крови, стоны пострадавших не режут его уши. Также и обычный зритель привыкает к кровавой рекламе, как он привыкает к «убийствам понарошку» в боевиках. Более того, некоторые начинают смаковать такую рекламу: «Гляди, как круто мозги разлетелись!» Не замечали за собой подспудного ажиотажа от просмотра таких роликов?
Есть альтернативные пути. В российских регионах ГИБДД снимает миниатюры, отдавая предпочтение традиционным ценностям. Закадровый текст без изысков сообщает, что, не соблюдая простых правил, можно потерять самое дорогое – семью, работу, жизнь. Или рассказывает о том, что детское кресло – самая важная покупка для ребенка.
А власти Австралии решили зайти с фланга. Жесткая реклама с трупами перестала работать – люди привыкли к страшилкам. Вместо этого в новом видеоролике режиссер пользуется не устрашением зрителя, а его... оскорблением. Молодая девушка стоит около дороги и показывает водителям, нарушающим скоростной режим, жест из одного пальца, который у местных подростков означает, что у них слишком маленький... ну... в общем, член. Дескать, носиться по городу будет лишь тот, кто пытается компенсировать свои физические недостатки деланной лихостью. Трудно сказать, имеет ли место такая взаимосвязь, но на австралийских подростков мера подействовала: никому не хочется прослыть «коротышкой».
Что лучше: кровавый натурализм или мягкое назидание? Спор на эту тему возникает на нашем сайте после каждого фото и видео с места реальных аварий. Особенно яркой стала дискуссия после дикого ДТП, когда водитель автомобиля Chrysler Crossfire, не обратив внимание на красный сигнал светофора, на огромной скорости протаранил грузовую «Газель». По этическим соображениям мы выложили на сайте лишь фотографии, где тела погибших накрыты покрывалом. В отзывах один из читателей сообщил, что у него есть снимки с окровавленными трупами – мол, вот, что надо показывать в воспитательных целях.
И на это сообщение тут же откликнулись десятки людей. Они оставляли адреса электронных ящиков с просьбой выслать фото. В этом, собственно, еще один плюс (или минус?) жесткой социальной рекламы – подсознательно люди стремятся к ужасному, страшному, неприятному, борясь таким образом со своими глубинными страхами. Окажут ли ролики Ифиргана действие на зрителя? Будут ли водители, выезжая с парковки кинотеатра, вести себя осторожнее? Время покажет.
Один наш коллега высказал любопытную мысль. Дескать, люди, пришедшие с попкорном в руках посмотреть очередной голливудский блокбастер, вряд ли воспримут послание Ифиргана. Они вообще могут не разобрать, идет ли это трейлер очередного «Дозора» или пропагандистский ролик ГИБДД.
Прикрепленное видео (не рекомендуется для просмотра детям до 16 лет)
«Сбавь скорость. Тебя дождутся» (1:20 мин, 2,09 Мб)
«Пристегнись, если не хочешь, чтобы пристегнули тебя» (30 сек, 2,89 Мб)
«Будь человеком» (1:04 мин, 2,58 Мб)
«Пристегни ремень» (1:04, 1,77 Мб)
«Реклама для британского ТВ – 1» (31 сек, 873 Кб)
«Реклама для британского ТВ – 2» (33 сек, 942 Кб)
«Иркутского ГИБДД» (31 сек, 2,32 Мб)
«Реклама смоленского ГИБДД» (14 сек, 1,16 Мб)
Фото: Иллюстрации из роликов Эрика Ифиргана и с сайта Sporaw.ru