1 марта российские водители станут на шаг ближе к Европе. Система прямого урегулирования убытков начинает действовать в первый день весны. Впрочем, когда европротокол уже на пороге, как это работает, по-прежнему непонятно. Небольшой ликбез по поводу нового ОСАГО провели страховщики и милиционеры.
В последние дни перед введением европротокола наконец прояснилась немаловажная деталь: касаться изменения будут только тех автовладельцев, которые заключили договор по ОСАГО после 28 февраля 2009 года. Полисы всех остальных, говорят страховщики, просто неприспособлены под эти законодательные изменения. Действие положения о прямом возмещении убытков наступает только при совпадении трех факторов. Во-первых, в ДТП должно участвовать не более двух транспортных средств. Во-вторых, отделаться участники аварии должны только техническими повреждениями: раненые и погибшие – уже совсем другая история. В-третьих, полисы ОСАГО должны быть оформлены у обоих участников ДТП. Для упрощенного оформления ДТП потребуется еще один фактор: предполагаемая сумма ущерба не должна превышать 25 тысяч рублей. Все это, что называется, «дано». Дальше начинаются вопросы.
Милиция!!!
В любом случае дожидаться сотрудника ГИБДД и не пытаться оценить ущерб «на глаз» рекомендует по крайней мере на первых порах член президиума Всероссийского союза страховщиков Юрий Колесников. По его мнению, вряд ли у участников ДТП после пережитого стресса получится адекватно определить сумму нанесенного ущерба. А обычного извещения о ДТП, которое будет на руках у сторон после этого, может не хватить для доказательства своей правоты.
«Две стороны вряд ли смогут правильно определить виновных. Страховая компания может не согласиться с выводами, и придется все оформлять заново, переделывать. Может произойти так, что вопросы возникнут, когда автомобиль потерпевшего уже прошел ремонт после ДТП и следов повреждений на нем нет. Тогда доказать сумму ущерба будет невозможно. И появится основание для отказа в выплате. Поэтому если на месте ДТП нет представителя милиции, на руках у водителя не остается по сути ничего», – говорит Юрий Колесников.
Между тем страховщики не скрывают того, что проверять каждый случай они будут с особым тщанием. Ведь даже по предварительным прогнозам число мошенников может удвоиться.
«Если сейчас примерно 10% выплат приходится на мошеннические случаи, то после вступления в силу этих поправок число мошенничеств может возрасти до 15-20%», – говорит генеральный директор СГ «Адмирал» Алла Киселева.
При этом, заявляет лично сотрудник УГИБДД ГУВД Александр Коверзин, у его подчиненных после 1 марта не появится возможности «откосить» от выезда на место ДТП.
«Сотрудники ГИБДД обязаны выехать на место аварии по любому поступившему требованию, несмотря на вступление в силу поправок об упрощенном оформлении ДТП и прямом урегулировании убытков», – подчеркнул Александр Коверзин.
А страховщики кто?
Вторая рекомендация представителей страхового сообщества – отныне более внимательно относиться к выбору организации, где приобретается полис ОСАГО. Компания-однодневка либо же «умершая» компания может значительно усложнить жизнь автовладельца. К слову, рекомендуется обращать внимание и на «прописку» страховщика: весь документооборот по новым правилам будет вестись через головные офисы. И если ваша компания зарегистрирована где-нибудь за полярным кругом, а местный филиал состоит из одного человека со стареньким компьютером, выяснение отношений с «обидчиком» может затянуться надолго. Отдельная история – «умершие» компании: разорившиеся, ушедшие с рынка либо же лишенные лицензий на работу. В этом случае обращаться нужно в Российский Союз Автостраховщиков – он выступает в роли правопреемника уже несуществующих компаний.
«Компенсационные выплаты РСА достигают 1,2 миллиарда рублей. По обязательствам 24 страховщиков-банкротов выплачено 1,158 миллиарда. Сегодня свыше 15 страховщиков ОСАГО находятся в зоне риска», – описывает ситуацию руководитель представительства РСА Инна Чепурная.
Еще одну немаловажную тонкость озвучивает Алла Киселева: клиент не сможет обратиться за выплатой, если у страховой компании нет филиала в регионе его проживания. А это значит – прежде чем заключать договор ОСАГО, нужно изучить ситуацию на рынке и получить как можно больше информации о тех компаниях, которые работают в этой сфере.
Внимание к документам
Отдельная тема разговора – оформление документов в ГИБДД. Страховщики сетуют, что необходимые справки оформляются порой из рук вон плохо: печати ставятся не там, где надо, кое-что автовладелец может приписать от себя. С 1 марта подобные «фокусы» уже не пройдут. Информационные щиты с примерами правильно оформленных справок страховщики обещают разместить в своих офисах, площадки под необходимую информацию готовы предоставить и в ГИБДД. В случае, если документы все же будут оформлены неправильно, клиенту предстоит переделывать все по второму кругу.
Фото: Фото с сайта News.taxopark.com