Ремонт автомобиля своими руками – дело хлопотное, требует специфических знаний, навыков и свободного времени. Похвастаться всем этим сейчас не может практически никто. Хотя и встречаются порой энтузиасты, которые могут посвятить все свои выходные любимому другу – автомобилю. А если нет времени и знаний? Тогда вам прямая дорога в автосервис. Только вот часто платить автовладельцам приходится сразу за все. И за ремонт, и за свое незнание предмета, и за отсутствие времени, и за «того парня».
Нас «разводят»
«Я человек не бедный, работаю в иностранной компании на очень ответственной должности, естественно, есть машина, – говорит региональный куратор компании «Доктор Реддис Лабораторис Лтд.» Андрей Рогожин. – Однако в машинах я разбираюсь «как свинья в апельсинах». Если она заглохла, то мне проще вызвать техпомощь, или уехать на такси, чем открывать капот и заглядывать туда. Когда мне друзья посоветовали сменить масло, я так и сделал – поехал в сервис. Однако заменить, кроме масла, пришлось много чего. Мастера нашли как минимум пять различных неисправностей двигателя, которые и устранили за 16 тысяч рублей. Для меня это, конечно, не деньги, но все равно обидно, – все друзья потом долго смеялись, как меня облапошили. Я и не подумал – ведь машина то новая, там еще ничего не успело сломаться».
«Сегодня как раз обратилась в очень известный у нас в городе сервис, не буду уж его называть, чтобы узнать, сколько времени займет замена фонаря и бампера, – рассказывает старший обеспечивающий специалист исполнительного комитета Дарья Панова. – Мастер закатил глаза и начал: «Ну, там, скорее всего, найдутся еще и внутренние повреждения, неисправности вылезут, потому дней десять получится». Тогда я обратилась с таким же вопросом в другое место. «За пару часов сделаем», – ответили. Вот и весь хваленый сервис. Только и знают, что деньги драть. Придется обратиться сначала к руководству и удостоверение показывать».
Сервис – это придуманный способ обмана?
Проверить, какое масло вам залили в действительности, можно только в лаборатории. Единственный способ залить в автомобиль то масло, которое вам хочется, – принести его с собой и попросить на ваших глазах заправить им двигатель.
Если в автосервисе вам рекомендуют сделать чип-тюнинг или заново «перепрошить» блок ЭБУ, не торопитесь. Дерганье автомобиля при движении, плавание холостых оборотов и повышенный расход топлива – признаки нестабильной работы датчика расхода воздуха. Достаточно промыть его в спирте или просто пошевелить контакты.
Ремонт сцепления, если автомобиль эксплуатировался в нормальных условиях, обычно сводится к замене диска. Корзину сцепления в сборе, как правило, меняют на очень старых машинах. Чаще всего проблемы со сцеплением автосервис решает обычной регулировкой и прокачкой гидропривода.
Любимая тема раскрутки неопытных автомобилистов – течь сальников. Для ее устранения требуется снимать двигатель, коробку и прочее – работа сложная, дорогущая и не на один день. Попробуйте для начала настоять на прочистке сапунов – клапанов, стравливающих воздух при излишнем давлении в двигателе.
Любой бензонасос тоже можно отремонтировать, что бы вам ни говорили на автосервисе. Более того, очень часто поломку бензонасоса вызывает сгоревшее реле или предохранитель. В этом случае не исключено, что вы заплатите за них по стоимости нового бензонасоса. Самые ушлые ремонтники при этом еще заменят исправный бензонасос на агрегат похуже.
Не пугайтесь следов жидкости на корпусе ГУР. В большинстве случаев такие протечки совершенно безобидны. Раскошеливаться на герметизацию гидроусилителя следует, если он начал гудеть при работе или если усилие для поворота руля заметно выросло.
Вместо простой замены колодок автосервис предлагает поменять и тормозные диски. Вам это надо?
Свечи могут ходить несколько десятков тысяч километров и нуждаются в замене очень редко. Чаще всего автосервис просто вынуждает автолюбителя пойти на их замену. Как правило, проблемы с искрой пропадают после банальной чистки или обработки водовытесняющим аэрозолем распределителя зажигания и высоковольтных проводов.
Если вам показывают грязную форсунку, говорят, что заправились плохим бензином и придется потратиться на замену, не спешите. Вместо вашей форсунки вам могут показывать чужую – от другого автомобиля. И даже если проблемы в системе впрыска не надуманы, перед заменой форсунок нужно попробовать их прочистить в ультразвуковой ванне или с помощью специальных присадок, добавляемых в топливо.
Скрип и громыхание износившегося ремня генератора выдаются за «смерть» подшипников генератора. Новый ремень стоит 50 рублей, но автосервис вас вынуждает купить и новый ремень, и новый генератор (5000 руб.).
Часто при исправной «гранате» (шарнир равных угловых скоростей) заставляют менять не только ее, но и ступицу, подшипник ступицы и внутренний привод. Проблема же может заключаться в одном «копеечном» игольчатом подшипнике!
Главное, о чем нужно помнить – на станции техобслуживания работают люди, главная цель которых – заработать как можно больше денег. Ситуацию усугубляет и то, что ремонт и обслуживание современного автомобиля – искусство настолько сложное, что даже технически подкованному человеку порой невозможно определить: правду говорит мастер или нет.
«Автомобилями я занимался практически с детства, – рассказывает владелец автосервисной мастерской «Автопилот» Геннадий Баранов. – С 6 лет отец привлек меня к работе в гараже и буквально с тех пор я занимаюсь ремонтом, сервисным обслуживанием и восстановлением поврежденных авто. Клиенты были всегда – я не допускал в своей работе каких-либо недомолвок и тем более обмана. Естественно, знаком с негативной практикой автомастеров и отдельных автосервисов. В некоторых, кстати, руководство сознательно принуждает специалистов выколачивать из клиентов деньги. Считается, что это в порядке вещей, и лишняя пара тысяч рублей за несделанную работу воспринимается как бонус. Самым распространенным сейчас «приколом» мотористов стала манипуляция с «Тосолом» внутри двигателя. Делается это так – под крышку головок блока цилиндров во время регулировки клапанов заливают немного «Тосола» и дают двигателю поработать. Клиенту на следующий день показывают щуп с капельками жидкости «Все, товарищ, менять надо прокладку или даже сам блок – «треснул»! После замены масла клиенту демонстрируют отсутствие капель на щупе и берут деньги как за капитальный ремонт двигателя. Еще один прием – замена якобы износившейся детали на «новую». Например, если потекла стойка – меняют сразу все, в лучшем случае. В худшем – меняют одну, а остальные, «родные», моют, чистят и выдают за новые. Так же поступают со ступицами, подшипниками и тормозными накладками. Я такие методы «обогащения» не использую – себе потом дороже выходит. Клиент все равно когда-нибудь догадается о том, что его «обули» и больше не придет. Да еще и своих друзей, знакомых предупредит. А на постоянных клиентах как раз и держится сервисный бизнес».
«Семейный доктор»
Многие автолюбители считают, что оградить себя от алчных автомехаников можно, только отыскав хорошего автослесаря, став его постоянным клиентом. Нередко на такого мастера выходят по советам друзей или знакомых. Но как показывает практика, то, что у механика золотые руки, вовсе не означает, что он делает скидку на работы каждому знакомому. Сами подумайте, с какой стати классному мастеру идти на уступки, когда к нему и без скидок очереди? Более того, нередко такие умельцы берут «по знакомству» больше обычного – все равно в следующий раз к нему приедете.
Бюрократия – не всегда зло
Первый признак того, что вас хотят облапошить – это когда на вопрос, сколько будет стоить работа, вам предлагают договориться. Мастера «развода» в таких случаях начинают говорить про сложный случай и сыплют малопонятными техническими терминами. В словарный запас горе-механиков часто входят и следующие выражения: «необходим чип-тюнинг блока управления», «тут дело в глубокой электронике», «да вы взгляните на сканер – столько ошибок я еще не видел!»
Полную уверенность, что ваше авто будут ремонтировать профессионалы, дает не наличие в автосервисе дорогого оборудования, а лицензия на выполнение ремонтно-диагностических работ автомобилей именно вашей марки. Оригинал или копия документа обязательно должны быть на СТО. Также следует поинтересоваться соблюдением сроков калибровки диагностических приборов. Если их проверяют регулярно, то и работать они должны исправно.
Обычно после диагностики всех систем автомобиля слесарь называет вам узлы и агрегаты, требующие ремонта или замены. Не обговаривайте с ним стоимость и срок выполнения работ. Все переговоры должны вестись только с мастером смены. Отдельно нужно обговорить стоимость незапланированных работ – к примеру, одна деталь прикипела к другой и для ее демонтажа потребуется газовая горелка.
После того как все детали будут обговорены, весь объем работ должен быть занесен в план-наряд. Когда окончательная сумма работ оговорена, еще раз проверьте – не оставили ли вы в автомобиле ценные вещи? Во избежание недоразумений их лучше забрать из машины.
Если при приеме автомобиля вы неудовлетворены качеством выполненных работ, не подписывайте акт и не оплачивайте счет до тех пор, пока автосервис не устранит недоделки. Вам могут пообещать устранить неисправности через 5 минут, но как только вы поставите свой автограф на акте приема-передачи, автомеханики тут же забудут о вас! И будут чисты перед законом.
Так что берегись «шарашки» и будьте более внимательны при обращении к «специалистам». Лишних денег не бывает.
Фото: Фото с сайта Forum.avtoindex.com