Сейчас вы удивитесь: оказывается, в Екатеринбурге всё еще существуют голубятни! В 1980-х годах отец Ивана Шелепова построил во дворе дома на Пирогова двухэтажный домик для птиц, запись об этом осталась в архивах Музея истории Екатеринбурга. Спустя много лет из-за массовой застройки голубятню пришлось перенести на Репина. Еще позже, в 2012 году, когда отец хотел уже бросить пернатое дело, одиннадцатилетний Ваня попросил оставить птиц ему. Мальчик получил пару узбекских бойных голубей — с этого всё и началось.
Семейная реликвия
— Отец сходил, разрешение попросил в администрации, ему сказали: ставь голубятню, помешает — уберешь. Когда он узнал о моем увлечении, начал меня учить, как правильно голубей содержать. По выходным мы ездили на птичий рынок. Потом, во время летних каникул, я поехал в сад и забрал с собой всех птиц, отец специально сделал мне вольер для голубей. А ближе к учебному году я вернулся. Конечно, вместе со всеми голубями, — вспоминает Иван.
Сейчас парню 22 года, и его страсть к птицам нисколько не утихла. Вместе с отцом он отремонтировал голубятню: полностью поменял вольер, установил расписные окна, как в тереме. Здесь у его питомцев роскошная жизнь: на первом этаже даже есть свой детский сад — маточник, где из яиц за 21 день вылупляются маленькие голубята. Какое-то время они живут с родителями, мама-птица выкармливает малыша зобным молоком, а затем учит клевать семечки.
Потом уже оперившегося птенца селят на второй этаж, где на протяжении двух-трех недель он осваивается, а затем начинает летать! В этой комнате для птиц установлено специальное окошко, через которое Иван отпускает голубей на волю. По пять штук, не больше.
Птицы плавно наворачивают круги над родным гнездом, забавно кувыркаясь в воздухе, и всегда возвращаются домой.
— Мои голуби породы турецкая такла. Как раз все масти тут: сизые, белые, черные, рябенькие есть. Это классификация бойных птиц, то есть они, когда летают, кувыркаются, потягиваются. У каждой на лапках есть паспорт. Можно по этим колечкам узнать, кто их родители, бабушки, дедушки, прабабушки и так далее, — рассказывает хозяин, гордо показывая пернатое семейство.
Иван ведет племенную книгу, где записывает семейное древо голубей. В книге указаны кличка птицы, ее родители, масть, год рождения и номер кольца. Это нужно не только для того, чтобы вести учет, но и для разведения будущего потомства.
— Смотрю потом: вот мать, отец, такой голубенок вырос. Смотрю, как он летает, кувыркается. И отбираю: стоит ли эту пару на следующий год держать? Стоит — оставляю, если голубята нормальные. Не стоит, значит, как-то разъединяю их, с другими пробую. Тяжеловато бывает, весна им в голову дает, — смеется Иван.
Белую голубку уже прозвали Зеленкой, потому что под крылом у нее зеленое пятно — хозяин специально пометил птицу, чтобы видеть ее на высоте. Другим голубям он иногда чуть-чуть подрезает хвост — это помогает отличить своих от соседских, ведь буквально через дорогу стоит еще одна голубятня (что? Да!).
Большинство соседей относятся к Ивану дружелюбно, а дети даже помогают выпускать голубей в полет.
«Всё равно дает по карману»
У Ивана живет больше 60 птиц, каждая из которых стоит не меньше 3 тысяч рублей. В отличие от городских эти голуби воспитанные: они побаиваются посторонних людей, с осторожностью готовы есть с рук, не наглеют. А еще у каждого есть свое место — треугольная полочка на стене. В их рационе не хлеб, а зерносмесь из пшеницы, кукурузы и гороха.
— Самое главное, чтобы всегда голубята сытые были, не голодные. И за чистотой следить, чтобы всяких на них букашек, скажем, не было и таракашек, — говорит Иван. — Недешево, так скажем, их содержать — корм, таблетки... Чтобы всё у них было. Всё равно дает по карману. Смотрю за их здоровьем: если плохо стало, даю специальную таблетку. Болеют в основном голубята. Родители на птенцов передают, и они начинают чахнуть и помирают. Есть порошок, вот развожу в племенной сезон, в начале месяца и в середине, попаиваю.
В полет отправляются перед обедом: каждый день Ивану нужно прогнать по пять партий птиц — это следует делать для их здоровья. Иногда они возвращаются в голубятню через пятнадцать минут, а иногда и через полтора часа. Всё это время екатеринбуржец терпеливо ждет, наблюдая за полетом с земли.
Чтобы слегка подстегнуть голубей, хозяин топает ногой, а потом достает специальную удочку, которой загоняет птиц на свои места, или использует дроппера — подсадного голубя. Увидев его, остальные летят обратно в свое жилище.
— Всё-таки эта птица летная, ей нужно летать, а не так, чтобы она взаперти сидела. Могут сбежать, конечно, когда напугают их или когда первый раз выпускаю. Или хищники ловят. Они, бывает, поднимаются так высоко, что их плохо видно, улетают за облака, — говорит Иван.
— Переживаете за них?
— Ну, конечно, всё-таки свое, они росли у меня на глазах. Все привыкшие, всех знаю в лицо уже. Голубя одного приручил, чтобы из моего рта клевал зерна, семечки, другие на руки садятся. Каждый раз, когда он так делает, вспоминаю фильм «Любовь и голуби». Вот они сейчас полетают, эти зайдут, поедят — и так остальные все. Чтобы сытые слишком не были.
Когда екатеринбуржец начинает свистеть голубиную песню, птицы слетаются к нему, садясь на ладони. На вопрос, приносит ли разведение голубей какой-то доход, Иван спокойно отвечает:
— Нет, я этим не занимаюсь. Это чисто хобби, для души. Знать и посмотреть, как летают.
Зайдешь в голубятню, взгонишь несколько штук и смотришь, как высоко над облаками мелькают голуби, с которыми я уже провел полжизни.
Напомним, что в Екатеринбурге проходят необычные экскурсии для тех, кто любит наблюдать за птицами. Нередко в редакцию E1.RU присылают фото пернатых, залетевших на балконы или оказавшихся в непривычной ситуации. У нас спрашивают, что с ними делать и какой это вид. Кому из птиц нужна помощь и какие живут в черте Екатеринбурга, читайте в авторской колонке зоолога.
А еще мы писали про умного ворона Павлина, который приносил палку и разогревал угли для кальяна. Его даже показывали по федеральному каналу. Вскоре после этого птенец улетел и пропал.
Если вы любите животных, можете взять под опеку зверя из зоопарка Екатеринбурга. Мы рассказывали, кто уже помогает содержать питомцев.