Проблема бродячих собак появилась не вчера, но именно сейчас власти регионов захотели решить ее радикально после череды трагических случаев. Декан факультета журналистики УрФУ Владимир Волкоморов в своей колонке объясняет, почему такая активность не пойдет делу на пользу, но и наоборот — только усугубит ситуацию.
Несколько дней назад в инстаграме губернатора вышел пост о бездомных животных в Свердловской области. Пост, который вызвал недоумение у многих зоозащитников. От руководителей городов и территорий области потребовали срочно отловить безнадзорных собак и определить их в приюты. Не отстреливать, а поместить их в приюты и оставить там.
О приютах
Во-первых, как справедливо недоумевали зоозащитники, приютов в области практически нет. Более того, за редким исключением они существуют на инициативах самих зоозащитников — тех, кто организовывает это на волонтерских началах, бесплатно, при помощи таких же неравнодушных граждан. Например, прямо сейчас один из таких фондов — Фонд помощи бездомным животным — срочно собирает средства на строительство новых передержек для брошенных собак, потому что обращений очень много, а ресурсы (напомню, волонтерские) очень ограничены.
На весь большой Екатеринбург есть лишь небольшое помещение при Спецавтобазе на Посадской, постоянно перенаселенное, где в уходе и пристрое за животными помогают опять же волонтеры.
Таким образом, где те приюты, куда нужно срочно отправить всех отловленных животных? Определять их, по сути, некуда.
Да, в контрактах на отлов, которые объявляют в территориях, появляются иногда коммерческие организации. И далеко не всегда это те организации, которые специализируются на данном или хотя бы близких видах деятельности. Выигрывают, хотелось бы верить, только потому, что предлагают самую выгодную стоимость своих услуг. Чем это оборачивается, можно вспомнить в истории со скандально известным Артемовским ПКС, который прозвали концлагерем для животных. Зоозащитники, чудом сумевшие предать огласке историю с этим местом и его руководителями, спешно вытаскивали оттуда больных, истощенных собак, чтобы спасти хоть кого-то.
«Одного пса оттуда забрал себе и я. Он весил 7 килограммов: кожа да кости, больной, измученный. Теперь в тот день у него второй день рождения»
На ПКС, в холоде и без нормальной еды вряд ли бы он протянул еще неделю. Умерших там (а их было немало) выбрасывали.
Так выглядят некоторые коммерческие подрядчики, которые выигрывают контракты на отлов. Поэтому надо признать, что с приютами в области дела обстоят не лучшим образом. Причем есть регионы, где ситуация намного лучше — и приюты есть, и подрядчики ответственнее, и их контролируют.
О волонтерах
Многие, когда видят на улице брошенное животное, звонят и пишут в волонтерские фонды с просьбой, а иногда с требованием срочно его забрать. Они уверены, что если есть некий фонд, то он обязательно это сделает. Но, послушайте, эти фонды — это волонтерские организации, это люди, которым просто больше всех надо. Они занимаются этим бесплатно. Собственно, могут заниматься, а могут и нет. Это такие же люди, у которых есть работа, есть личные дела, как у каждого из нас.
После указа губернатора срочно решить вопрос с бездомными собаками, разумеется, проблем у волонтеров станет больше на порядок. Потому что они понимают: если за дело возьмутся подрядчики, которые этим уже занимались, скорее всего, будут либо отстрелы, либо новые собачьи концлагеря (примеров таких и по России, к сожалению, немало).
Если по каким-то причинам область не может нормально решить вопрос с бездомными животными, давайте поможем волонтерам. Не будем требовать с них «срочно решить проблему», «срочно забрать собаку», «срочно отловить стаю», но все вместе сорганизуемся для того, чтобы помочь построить негосударственные приюты. Ими будут заниматься не те, кто предложит наиболее выгодную цену контракта, но те, кто умеет, хочет и знает, как это делать. Это разумный конструктивный путь, которым общество может помочь решить свою же проблему.
О стаях
Собаки — не дикие животные, это не лисы, не волки. На улицах они оказываются из-за безответственного поведения человека. Если собака напала на человека, укусила его, то виновата не собака, виноват ее хозяин. Если хозяина нет — то тот человек, из-за которого животное оказалось на улице.
Если животное родилось на улице, не было выброшено, надо спрашивать с тех, кто выпустил на волю, на свободный выгул его нестерилизованных сородичей.
Вот те, кто виноват в том, что у нас стаи бездомных животных, что иногда они нападают на людей. Возможно, это ваши соседи, возможно, это даже ваши знакомые.
«Проще обвинить собак. Они не смогут оправдаться, им надо выживать в тех условиях, в которых они оказались»
При этом далеко не все стаи агрессивные. Возможно, вы видели собак с бирками на ушах — это кастрированные или стерилизованные животные, которые живут на улицах, но под надзором зоозащитников. Кастрированные и стерилизованные собаки не будут проявлять немотивированную агрессию. Но, конечно, их жизнь на улице — это вынужденная мера, когда постоянного дома пока не нашлось.
О том, что может сделать каждый
Когда всё сложно с государственной поддержкой, решать проблемы гражданам приходится самостоятельно. Понятно, что бороться с последствиями (а животные на улицах — это уже следствие безответственности) сложно. Быстро бороться — тем более.
«Переловить, уморить или отстрелять — значит просто скрыть следы чьей-то безответственности. Не заниматься проблемой, а потом разом "очистить улицы"»
Только ничего от этого не поменяется, если не предупреждать появление этой проблемы.
Предупреждать появление стай — не выпускать собак на свободный выгул, тем более некастрированных и нестерилизованных! Не оставлять брошенных домашних животных на улице — самостоятельно или через других волонтеров — искать им дом (да, вы не обязаны, но и волонтеры не обязаны — никто не обязан. Но вы хотите решить проблему? Хотите, чтобы не было агрессивных стай?). Сообщать о безответственном и жестоком обращении с животными, раскручивать эти темы в публичном пространстве. И помнить, что очень многие думают, что поможет кто-то другой, а не я. И помощников просто не находится.
Надо ли вообще писать о том, что убийства — это не выход? Ни одна собака не оказалась на улице по своему желанию. Люди тоже оказываются на улице, многие не по своей воле и тоже бывают агрессивными. И что теперь с ними? Так же, как с собаками? Нет. Вот и проблему животных надо решать, и не одним днем или неделей.
Согласны с автором?
Ранее мы публиковали советы опытного кинолога о том, что делать при встрече со стаей бродячих собак. О проблеме также высказался зоозащитник — он считает, что власти только усугубляют и без того непростую ситуацию.
Все публикации по этой теме мы собираем в специальном разделе.