Могут ли зоозащитники безнаказанно «причинять добро» животным в ущерб их владельцам? Недавно в Екатеринбурге разразился очередной скандал, когда женщина едва не замерзла в машине вместе со своими питомцами. Двух кошек и собаку у нее отобрали активисты, которым теперь грозит уголовное дело.
Юрист Юлия Федотова в своей авторской колонке объяснила, кто прав в такой ситуации и что об этом говорит закон.
«ЗООзащита» изъяла животных у женщины, живущей в автомобиле. В итоге на Анну Вайман написали заявление в полицию. Мнения комментаторов примерно разделились: кто-то возмущался тем, что животных фактически украли, кто-то встал на сторону зоозащитников.
Лично я считаю, что животных необходимо изымать у владельцев в случае, если их жизни или здоровью угрожает опасность. Но, к сожалению, российское законодательство со мной не согласно. В соответствии со статьей 137 Гражданского кодекса животные относятся к категории имущества. Указано, что при реализации прав собственником не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» расписывает это правило более подробно, устанавливая, как все-таки нужно обращаться с живой собственностью.
Однако, как я уже писала ранее, ответственности за нарушение данных норм не предусмотрено: КоАП РФ не содержит каких бы то ни было санкций за ненадлежащее обращение с питомцами, уголовная ответственность предусмотрена лишь за причинение серьезных увечий. Есть отдельные нормы в региональном законодательстве, но не в Свердловской области.
В настоящее время нет никакой нормы, позволяющей изъятие животного у нерадивого хозяина. А вот если бы была установлена административная ответственность за нарушение требований Федерального закона «Об ответственном обращении с животными», можно было бы применить нормы о конфискации предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ). Формально можно только купить либо принять в дар животное у владельца, но уж точно не забрать, если он яростно против. Другой вопрос, что обычно против всякие садисты не бывают, опасаясь уголовного преследования по статье 245 УК РФ.
«Однако, как мне кажется, есть легальный способ избежать ответственности за совершение доброго дела — напирать на крайнюю необходимость»
В соответствии со статьей 39 УК РФ не является преступлением причинение вреда в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами.
Согласны с автором?
Ранее мы рассказывали, что зоозащитники забрали двух кошек и собаку у женщины, живущей в машине. Ирина Брусникова еще в мае прошлого года поставила свой автомобиль на улице и стала жить в нем, а недавно едва не замерзла насмерть.
Фонд Анны Вайман часто спасает животных, в том числе после действительно страшных историй. Например, активисты спасли жизнь пса, которого переехали на заправке в Арамиле, и вызволили собаку Лайму, которую три года держали на цепи без света.