Птица, занесенная в Международную Красную книгу, теперь обитает в Свердловской области. Раненого орла-могильника спасли случайные очевидцы в Хакасии и отправили его на Урал.
После тяжелой травмы хищник не может встать на крыло, поэтому в Екатеринбург он не прилетел, а примчался на скором поезде. Оставить пернатого хищника без помощи семья Сандрикиных не смогла, хотя сперва хотела поступить именно так.
— Мы ехали в гости в деревню, а он сидел очень близко с проезжей частью, — вспоминает Елена Сандрикина. — Было видно, что крыло сломано, оно висело возле него. Нас брали сомнения: все-таки птица большая и хищная. Сначала решили, что не будем его трогать. Сели в машину, а он за нами пошел. Смотрел прямо в глаза и шел вдоль трассы, крыло вот это волочилось. Мы не смогли уехать. Он совсем неагрессивный был. Давал себя брать руками, спокойно сидел в машине на сиденье.
В Абакане орлу сделали операцию. Скорее всего, во время охоты птица бросилась за добычей и ударилась об асфальт. Спасти крыло не удалось, его полностью ампутировали.
Выпускать хищника-инвалида в природу нельзя: он просто не выживет. На семейном совете Сандрикины решили приютить найденыша у себя в частном доме. Для этого пришлось оформить специальное разрешение в Росприроднадзоре (без него нельзя забирать из природы дикое животное или птицу). Так новой средой обитания могильника стал пустующий курятник во дворе, а добычей — полевые мыши.
— В курятнике было много сена. Как только похолодало, туда стали забегать мыши — видимо, чтобы погреться. Для него это превратилось в охоту. Он ловил этих мышей, — делится Елена. — Однажды мимо курятника прошла соседская кошка. Орел резко кинулся на сетку. Если бы ограждения не было, кошка бы точно была у него. Зрелище, конечно, завораживающее. Но после этого соседские животные к нам больше не ходили.
Хотя пол птицы орнитологи в Абакане установить не смогли, найденыша назвали Булатом. За десять месяцев совместной жизни он съел почти весь семейный бюджет.
Хищник питается только сырым мясом. Сандрикины кормили Булата курицей и говядиной. Фермеры в соседнем поселке, войдя в положение, по дешевке продавали им субпродукты.
— Булат подружился с нашей собакой. Сначала очень боялся ее. Когда пес подбегал, орел ложился и притворялся мертвым. Так лежал, смотрел боковым зрением, — говорит Елена. — Потом уже привыкли друг к другу, сидели, смотрели через сетку.
Сандрикины всегда понимали, что их курятник — всего лишь временное место жительства для Булата, а постоянное ему искали специалисты Росприроднадзора. И вот принять орла-инвалида согласились в уральском центре реабилитации хищных птиц «Холзан».
Птице выкупили отдельное купе в поезде и посадили в специальный контейнер для перевозки: внешне это большая коробка с дырками. В дороге Булата решили не поить и не кормить, чтобы лишний раз не открывать контейнер и не тревожить. Без воды и еды пернатый хищник может прожить две недели, а дорога заняла всего пару дней.
В этой коробке орла доставили в село Кашино, где находится центр реабилитации. В пути Булат утомился, но в целом чувствует себя хорошо.
— Птица активная, выпрыгнула из коробки, всё нормально, — рассказал директор центра реабилитации Олег Светлицкий. — Стресс всегда присутствует во время перевозок, но к людям она адаптирована, поэтому всё будет в порядке. Нам предстоит установить пол и возраст орла. Посмотрим внимательно окрас. Если на плечах уже появились белые пятна — значит, ему примерно пять-шесть лет. Это довольно молодая птица.
Сейчас орел осматривает просторный вольер, который в три раза больше прежнего курятника. Когда Булат освоится, его подселят к другим хищникам — товарищам по несчастью.
Мы уже рассказывали, как в Екатеринбурге спасают краснокнижных птиц. Посмотрите наше трогательное видео об орлане с переломанными крыльями. Его содержали в квартире в жестоких условиях. В судьбу несчастной птицы вмешался Росприроднадзор. А еще прочитайте историю спасения совы, застрявшей на фонарном столбе.