Капуцин-плакса Тимоша из Екатеринбургского зоопарка уверенно карабкается сначала по веревке, потом по лестнице. Пробежав по ветке, он спешит протянуть лапку сотруднице зоопарка, чтобы получить из ее рук большого и вкусного жука. Забрав угощение, он так же ловко убегает вглубь вольеры, чтобы съесть насекомое без лишних глаз.
Еще год назад Тимоша так не мог. Капуцин страдает так называемой болезнью стеклянных костей — рахитом. В детстве он не получил нужную дозу витамина D, поэтому его позвоночник, передние и задние лапы сильно искривились. Он практически не мог ходить, не говоря уже о том, чтобы ползать по веткам и прыгать. Сейчас его выходили ветеринары.
— Эта обезьяна несколько раз меняла хозяев, — рассказывает сотрудница зоопарка «Все как у зверей» Кристина Вдовина. — Последним ее хозяином была пожилая женщина, очень хорошая, но она не знала, как правильно за Тимошей ухаживать. По слухам, эту обезьянку оставил ей сын и уехал жить в другую страну. Она очень любила Тимошу, и он ее любил. Когда в силу возраста она не смогла за ним ухаживать, она попыталась его пристроить в добрые руки и отдала нам.
Тимоша тогда был в ужасном состоянии: кривые лапы, спина, он сидел на полу и не мог никуда подняться. Посетители зоопарка приходили в ужас и писали гневные отзывы: мол, как вы могли довести обезьяну до такого?
— Помню, когда он только приехал, он сел на ветку и плакал, — вспоминает зоотехник Василиса Валова. — Мы были поражены. У него прямо слезы текли, и мы всем зоопарком с ним плакали. Обезьяны — развитые существа, они испытывают эмоции. У него были хозяева, и, как бы они к нему ни относились, он их любил. Когда они его оставили, это было как предательство. Через неделю ему стало лучше, хотя бы плакать перестал.
Любящие хозяева кормили обезьянку «со стола» — каши, супы, печенье. Насекомых в его рационе не было. Из-за этого и развился рахит. Заметив неладное, хозяева посадили Тимошу в маленькую клетку — боялись, что хрупкий капуцин что-нибудь себе сломает, если будет ходить сам по себе. В итоге малая физическая активность еще больше усугубила ситуацию.
Когда Тимоша попал в зоопарк, ему прописали массаж всех конечностей три-четыре раза в неделю, прокололи курс лекарств, выписали витамины. И все же этого было недостаточно.
— Он любил только мадагаскарских тараканов из насекомых, остальных просто не признавал. Сложно было его заставить, а богатый рацион необходим. Мы их и макали в мед, и большой компанией делали вид, что мы их едим и как нам вкусно, — рассказывает Кристина Вдовина. — Сосед — капуцин Фокус — тоже с нами сидел и кушал. И это реально сработало. Тимоша стал потихонечку есть. Сейчас его не оттащишь за уши от личинок.
Фокус также помог заставить Тимошу двигаться. Он его толкал, обнимал, трогал, заставлял за ним побегать, отбирал еду. Для обезьян построили специальную вольеру: все там устроено так, чтобы было удобно Тимоше.
— Даже при небольшом размахе лап и хвоста он может в любом случае за что-то зацепиться, — говорит Василиса Валова. — На веревках специально закручены узлы, чтобы он мог за них хвататься, если вдруг начнет падать. Вообще, в принципе обезьянам не обязательно соблюдение таких условий, потому что у них размах лап большой и они могут от самой дальней ветки до средней дотянуться легко. Тимоша так не может. Плюс специально ближе к земле все палки опущены, чтобы он мог подниматься вверх. Фокус смог бы и без этого справиться.
По словам Василисы, чем больше палок, тем лучше становится Тимоше. Он развивает мышцы, суставы. Также внутри вольеры установлены ультрафиолетовые лампы, чтобы лучше усваивался витамин D. Но как обычная обезьяна Тимоша все равно никогда не будет.
— Рахит уже не вылечить. Тимоша каждые полгода проходит медицинские обследования, мы даем ему витамины, он будет на них пожизненно, — говорит Василиса Валова. — Хуже ему точно не станет. Лучше тоже вряд ли, но будет поддерживаться тот же уровень, что сейчас: подвижный, активный, но он не сможет выполнять все функции как обезьяна.
По характеру Тимоша очень консервативный, говорят сотрудники зоопарка, и всегда с осторожностью относится ко всему новому. Но в обезьяньей иерархии он сумел стать альфа-самцом.
— В природе такого бы не было. Его, скорее всего, выгнали бы из стаи либо убили. Потому что он не полезен для стаи. А тут он защищает Фокуса, если какие-то ситуации происходят, — говорит Василиса Валова. — Например, если его надо на осмотр увезти. Он кидается в ноги, пытается укусить. Он же не может по человеку вверх забраться. Делает как может.
По словам Василисы, люди часто заводят экзотических животных, а потом не знают, что с ними делать.
— Это мода такая. Мол, обезьяна дома — это прикольно. Или змея дома — это классно. А не вникают в суть ухода, — говорит Василиса Валова. — Чтобы обеспечить обезьяну всем необходимым, нужно очень много. Не так, что мы можем попить витаминки — и нормально. Нужны экзотические фрукты обязательно каждый день. Манго, авокадо в наших условиях покупать опасно — они ненатуральные. Хотя бы киви, виноград — что-то приближенное к нашему климату, но все равно полезное. Люди этого не понимают, и животные от этого страдают. Тима — самый яркий пример того, что не стоит заводить экзотических животных, если не хочешь за ними ухаживать.
Недавно мы рассказывали еще об одном обитателе этого же зоопарка. Толстого лори Злори хозяева довели до ожирения и язв, но, к счастью, ветеринары сумели его вылечить.
Фото: «Все как у зверей», Максим БУТУСОВ / E1.RU
Видео: Максим БУТУСОВ / E1.RU