Никита Николаевич окончил филфак УрГУ, там же преподавал и обучался в аспирантуре. Область научных интересов – количественные методы в искусствознании. Член Международной ассоциации по эмпирической эстетике (IAEA).
Организатор выставочных проектов в сфере изобразительного искусства и руководитель издательства «Артефакт». Работал с музеями Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга и многих других городов России. В портфолио – десятки выставочных и издательских проектов с музеями России, а также отечественными и зарубежными художниками. Самые успешные проекты в Екатеринбурге:
– «Царское Село. История императорской резиденции»
– «Титаны ХХ века. Пикассо. Шагал. Дали»
– «Укие-Э. Искусство изменчивого мира»
– «Екатеринбургская монета: производство и коллекционирование»
– Фестиваль меццо-тинто 2009.
С мая 2010 года – директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
В 2011 году Екатеринбургский музей изобразительных искусств – один из крупнейших художественных музеев Урала – будет отмечать свое 75-летие. В связи с этим знаменательным событием запланировано проведение ряда выставочных проектов, которые станут большим подарком для горожан и гостей уральской столицы. Уже в конце 2010 года в новом выставочном зале на Воеводина, 5 открылся межмузейный проект «Великие реалисты», который пользуется безусловным интересом у посетителей музея. На протяжении всего юбилейного года пройдут выставки из собраний крупнейших музеев России, которые долгие годы являются надежными партнерами и ближайшими друзьями Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Впервые в Екатеринбурге будет представлена выставка из собрания Центрального музея Древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Государственный Русский музей по сложившейся традиции представит выставку графики. Кроме того гостей музея ждет встреча с живописными полотнами из собраний Государственного Эрмитажа и Государственного исторического музея.
Добрый день! Будете ли Вы продолжать линию концертов классической музыки - удивительное сочетание "недвижимой" классики и музыки!
Автор :Федорова Светлана
Ответ :Светлана, в настоящее время музей работает в партнерстве с рядом коллективов, среди которых хор Domestic и камерный оркестр B-A-C-H. Уже сейчас определен ряд дат в 2011 году, когда состоятся концерты. Кроме того, в ближайшее время с 25 по 30-е января пройдет серия концертов в рамках фестиваля "Январские вечера", тематически связанных с выставкой "Великие реалисты". Информация будет на сайте музея в разделе "Мероприятия".
Вопрос :
Почему в России искусство тяготится к традиции, фольклору, в отличие от американского изобразительного искусства (Энди Уорхол, Терри Роджерс), которое склонно к новым методологическим подходам, и изображает современность?
Автор :Ярослав
Ответ :Ярослав, если говорить о современности, то актуальное искусство некоторых наших с Вами соотечественников нисколько не менее радикально, чем у их заокеанских коллег. В то же время, в Америке очень сильна традиционная реалистическая школа. Наберите Эндрю Уайет в поисковике и посмотрите его работы. Поверьте, это имя в истории изобразительного искусства США в ХХ веке значит нисколько не меньше, чем имя Э. Уорхола. Искусство должно быть разным.
Вопрос :
Никита Николаевич, какие мероприятия проводит музей для популяризации выставок среди молодёжи? Какие мероприятия могут способствовать популяризации выставок?
Автор :Петунина Анна
Ответ :Анна, очень активной частью нашей аудитории как раз и является молодежь, студенчество, в возрасте 21-25 лет, когда для личности в целом характерна высочайшая познавательная и эмоциональная активность.
Безусловно, есть и проекты, в большей степени ориентированные именно на молодого посетителя. В настоящее время на Вайнера, 11 проходит персональная выставка Андрея Баландина, образный мир которого апеллирует к опыту и воззрениям людей в возрасте 25-35 лет. Мы пытаемся искать пути и к аудитории, чей возраст находится в пределах 15-20 лет. В ноябре музеем совместно с уральским граффити-сообществом была реализована акция "Экспонаты в розыске", в рамках которой участникам игры предлагалось найти размещенные в пространстве города изображения ряда предметов из фондов музея. Популяризация выставочных проектов, пробуждение интереса к изобразительному искусству и музейной сфере среди юношества - дело не самое простое. Понимание того, что общение с искусством является частью развития личности, должно идти в первую очередь из семьи.
Вопрос :
Здравствуй, Никита. Какая зарплата у директора музея? Устраивает ли?
Автор :Де Генин
Ответ :Зарплата директора МУК "ЕМИИ" составляет 44 000 рублей. По второй части вопроса могу сказать, что моя мотивация не ограничивается зарплатой. Менеджмент в культуре, выставочные и издательские проекты в сфере изобразительного искусства - это область моих интересов и как личности.
Вопрос :
В Екатеринбурге есть много людей, имеющих в своих личных коллекциях произведения изобразительного искусства. Почему бы Вам не организовать выставку этих произведений? Я думаю, многие с удовольствием откликнутся. Вы удивитесь, увидев какие шедевры висят в квартирах у граждан. Я с готовностью принесу пару работ, достойных музейной экспозиции.
Автор :Кузнецов Кирилл
Ответ :Кирилл, действительно, в нашем регионе немало крупных коллекционеров, собирающих, в частности, и предметы изобразительного искусства. Мне уже не раз приходилось удивляться качеству и масштабам некоторых собраний, так как доводилось работать с коллекциями, готовить издания и выставки. Дело в том, что принципы, условия и возможности пополнения частного коллекционирования и комплектования музейных фондов совершенно разные. Хотя часто случается так, что наиболее репрезентативная часть какой-либо музейной коллекции является в прошлом частным собранием, выкупленным или преданным в дар музею самим собирателем или его семьей. Музей регулярно сотрудничает с коллекционерским сообществом. В настоящее время, например, действует выставка "Писан бысть сей святой образ в Невьянском заводе". Если у Вас есть конкретные идеи - мы ждем Ваших предложений: museum@emii.ru
Вопрос :
Никита, день добрый! Честно признаюсь, я с детства не любил музеи: как-то уж тихо и скучно там всегда было. Но в течение последних лет посетил с десяток музеев в разных странах, и что мне бросилось в глаза: насколько интересно и наглядно они подают то же самое. В музеях всегда есть workshop для детей, которые могут сами порисовать, покрутить, собрать макеты, изображения, поделки, устройства - неважно что, важно, что это приближено к музейной тематике. Мой пятилетний сын считает музей самым интересным местом на земле, и с удовольствием идет туда. Но только не в России. Когда же мы будем работать не только над содержанием наших выставок, но еще и над формой подачи и популяризацией науки и искусства? Ведь без этого нет будущего. Согласитесь?
Автор :Леонид
Ответ :Соглашусь, Леонид. Самое эффективное усвоение знаний ребенком - именно через самостоятельное действие, а не только через восприятие, язык и эмоцию. Задача создания условий для такого общения ребенка с музеем, как Вы понимаете, все-таки не так проста, как кажется. Для того чтобы переломить некоторую косность отечественных музеев в этом отношении, не всегда достаточно воли руководителя - это и вопрос кадров, и материальной базы, и методологии и много другого. Тем не менее, другого пути нет, и мы целенаправленно двигаемся в этом направлении: создание и размещение детского центра на территории музея на Воеводина является нашей стратегически важной задачей в 2011 году.
Вопрос :
Здравствуйте, Никита! Раньше в музее арендовала площади компания АСМ, чем помогала музею, деньгами и обслуживая их копиры, принтеры, компьютеры.
Правда ли то, что Вы их выгнали потому, что АСМ не давали взятки ни Вам, ни предыдущему руководству музея?
Автор :Аркадий Глазырин
Ответ :Аркадий, нахождение этой уважаемой организации и копировального салона на территории музея я считаю совершенно нецелесообразным. Во-первых, в здании музея населению должны оказываться услуги, которые непосредственно связаны с его миссией. Диверсифицировать этот спектр услуг до абсурда не имеет никакого смысла. Во-вторых, какие-либо услуги на территории музея должны оказываться в первую очередь им самим: раздача площадей в аренду будет возможна лишь при полной административной несостоятельности руководства и неспособности распоряжаться ресурсами музея надлежащим образом.
Вопрос :
Здравствуйте, Никита! Будете ли Вы еще проводить Фестиваль меццо-тинто? Если "да", то когда Вы это планируете сделать? С уважением,
Автор :Лада
Ответ :Лада, Международный фестиваль меццо-тинто пройдет в 2011 году в залах музея на Вайнера, 11. Он будет включать исторический проект, четыре крупных персональных выставки художников Старого и Нового света, а также конкурсный проект, в котором победитель будет определен международным жюри. Конечно же, будет серия мастер-классов по печатной графике, встречи с художниками разных стран. В конце января стартует подготовка этого масштабного проекта - следите за новостями на mezzotinto. ru
Вопрос :
Екатеринбург - полиэтнический город. Планирует ли музей проводить культурно-просветительные мероприятия по истории и традициям близких этносов (таджики, узбеки, киргизы, армяне и т. д.) в рамках единого российского социо-культурного пространства?
Автор :СтанИслав Кулаковский
Ответ :Уважаемый Станислав, учитывая направленность нашего музея, мы можем реализовывать проекты в первую очередь в сфере изобразительного искусства. Летом 2011 года наш музей планирует крупный выставочный проект "Золото кочевья", который представит работы киргизских художников - Юристанбека Шигаева и Виктора Сырнева.
Вопрос :
Скажите пожалуйста, есть ли возможность бесплатно посетить Ваш музей хотя бы один раз в месяц? Назовите день месяца и на кого эта льгота распространяется? Заранее благодарю Вас.
Автор :Кержаева Лариса
Ответ :Лариса, льготные категории граждан могут посетить музей бесплатно последнюю среду каждого месяца. Подробности обо всех возможных льготах в музее есть на сайте www.emii.ru
Вопрос :
Никита Николаевич! Огромное Вам спасибо за встречу с Михаилом Сажаевым! Это человек бесконечно талантливый и к тому же он - гигантская фигура, личность в нашем культурном пространстве. Своеобразный Гулливер.
Автор :Леонид
Ответ :Леонид, очень приятно, что выставка Михаила Сажаева вызвала столько восторженных откликов. Кстати, она будет продлена до середины февраля.
Вопрос :
Никита, здравствуйте! Вопрос очень общий: известно, что современное изобразительное искусство в большинстве своих направлений очень далеко ушло от реальности, художники часто погружаются в себя настолько, что понять их замысел становится затруднительно. Как понять современную живопись (а с ней и театр, музыку и др. виды искусства)? Каковы с Вашей профессиональной точки зрения критерии отнесения "изделия" к произведениям искусства? (Может, это длительность и сложность изготовления, мощность воздействия на психику зрителя, неординарность?..)
Автор :Елена
Ответ :Елена, наша культура со временем усложняется. Это касается и науки, и технологии, и нашего материального окружения, и точно также - социальных процессов, в частности, искусства. Развитие и усложнение - взаимосвязанные процессы. Все мы, как субъекты этого развития, увеличиваем специализацию в определенной части знаний, в результате чего они становятся менее понятны непосвященному. Что мы с Вами знаем о теории суперструн, искусственном синтезе генома, квантовых машинах и т. д.? Иметь адекватное представление об этих вещах весьма затруднительно. Также и искусство, на своих передовых границах становится все менее понятным. Перед каждым художником стоит задача сказать что-то новое. Каждое последующее поколение художников должно отличаться от всех предшествующих - в искусстве повторяться бессмысленно.
Ваш вопрос о том, как "изделия" приобретают свойства предметов искусства, на самом деле, - один из "вечных" вопросов искусствознания. В условиях арт-рынка эти свойства сообщаются многим "изделиям" с помощью маркетинга и грамотного продвижения. Разговаривать на эту тему очень интересно, но на сегодняшний день единственно реально применимым инструментом в определении того, где искусство, а где - нет, является совокупность экспертных оценок.
Вопрос :
Никита Николаевич, как Вы оцениваете закон о полиции? Очень интересует Ваше мнение как простого гражданина РФ.
Автор :Кальсков Алексейо
Ответ :Как простой гражданин РФ хочу, чтобы все государственные органы выполняли свои функции надлежащим образом независимо от наименования.
Вопрос :
Добрый день! Зачем музею нужна была акция с якобы похищенными шедеврами и как Вы оцениваете ее результат?
Автор :Светлана
Ответ :Светлана, акция называлась "Экспонаты в розыске". Нужна она была для того, чтобы пообщаться с городом, интернет-сообществом, молодым населением. Не смотря на то, что на город обрушились снегопады, нашлись люди, которые ползли по сугробам и находили "потерянные" экспонаты. Да, мы получили много критики от участников игр, фото-кроссов и квестов - обязательно учтем. Победитель у игры нашелся - навигатор вручен (см. сайт музея).
Вопрос :
Планируются ли проекты для сегодняшних художников Екатеринбурга и его окрестностей? Каждый выживает как может. А может такой мощный музей и такой прекрасный руководитель придумает что-то для них? Выставка, например, раз в полгода или год.
Автор :Пигалева Галина
Ответ :Галина, спасибо Вам за такие эпитеты. Не только планируются, но и в данный момент в музее проходят два персональных проекта "сегодняшних" художников - А. Баландина и М. Сажаева. Также в этом году состоятся персональные выставки А. Антонова и М. Брусиловского.
Вопрос :
Здравствуйте! Можно ли изменить освещение в выставочном зале для картин, иначе все отсвечивает?
Автор :Кокосова Татьяна
Ответ :Татьяна, Ваш вопрос поставил меня в тупик. Прошу Вас уточнить залы.
Вопрос :
У меня такой вопрос: почему в большинстве музеев запрещено фотографироваться? Если это из-за влияния вспышки на экспонаты, можно ведь тогда разрешить фотографировать без вспышки?
Автор :Ответ :Леонид, в нашем музее фотографироваться можно. Вспышка наши экспонаты не испортит, но освободит ваш кошелек от 50 рублей.
Вопрос :
Как Вы считаете, почему многие работники культуры (особенно смотрители залов музеев и библиотекари) довольно надменны? Смотрят так свысока: мол, я вот интеллигент в энном поколении, а ты тут априори крестьянин невоспитанный с улицы неизвестно зачем пришел... Вместо того, чтобы располагать к культуре, некоторые отбивают тягу ходить в культурные учреждения в принципе (это я не про Ваш музей, а в общем).
Автор :Леонид
Ответ :Леонид, после Вашего вопроса пришлось прибегнуть к самоанализу. Наверное, это позиция многих, кто считает себя наделенным каким-то особым знанием. Так как искусствоведческое знание часто очень запутанно и туманно, некоторые используют этот факт для самоутверждения. В нашем коллективе среди научного состава и смотрителей есть понимание того, что музей работает и для "крестьян", и для "интеллигентов". Мы стараемся максимально оперативно реагировать на записи в книге жалоб.
Вопрос :
Была в Вашем музее всего 4 раза, и мне это хватает! Я чаще бываю в музеях Москвы и Питера, хотя я закончила крупный университет и живу в Екатеринбурге. Но у меня нет никого желания посещать Ваш музей. Причина: пустая экспозиция. Ответьте, почему у нас нечего смотреть?
Автор :Мавлавиева Лилия
Ответ :Лилия, во-первых, музей должен гордиться - 4 раза это не "всего"! Во-вторых, удивительно, как Вам удалось все эти разы оказаться на "пустой экспозиции". Чтобы удостовериться в том, что у нас есть, что смотреть, и компенсировать негативный опыт прошлого, я предлагаю Вам записаться на экскурсию в здании на Воеводина, 5 (371-06-26) - для Вас экскурсия будет бесплатной.
Вопрос :
Здравствуйте, Никита! Сколько сотрудников работает в музее? Каковы требования для них? Есть ли шанс устроиться на работу в музей?
Автор :Марина Васильева
Ответ :Марина, в музее работает 90 человек. Из них 20 - научные сотрудники. В музее бывают вакансии, необходимо отправить резюме и подойти на собеседование.
Вопрос :
Добрый день! Я хотела узнать, как часто меняются выставки? Мне кажется, что в музее все время выставляются одни и те же картины.
Автор :Анна Викторовна
Ответ :В музее открывается от 2-3 выставки в месяц (в обоих зданиях). В декабре 2010 открылось 4 выставки, которые работают в настоящее время. Конечно, у нас, как и во всех других музеях, есть и постоянная экспозиция в обоих зданиях, но и она регулярно обновляется.
Вопрос :
Хотелось бы поздравить любимый музей города Екатеринбурга с 75-летием. Так здорово, что в нашем городе есть музей такого уровня. Не смотря на все минусы, которые бывают везде, приходя в музей отдыхаешь душевно. Спасибо Вам. Надеемся, что музей будет развиваться.
Автор :Геннадий Николаевич
Ответ :Спасибо, Геннадий Николаевич! В свою очередь, коллектив музея сделает все возможное, чтобы проекты юбилейного года принесли радость нашим посетителям.
Вопрос :
Добрый вечер, Никита! Я слышала летом, что в музее будет выставка из Государственного Русского музея, то ли Серова, то ли Перова? Правда ли это? Если да, то когда и на какое время?
Автор :Дарья Никулина
Ответ :Дарья, в августе мы планируем очередной проект с отделом графики ГРМ - выставку офортов и рисунка Валентина Серова.
Вопрос :
Здравствуйте! Я побывал на выставке в краеведческом музее. Там входной билет стоит 250 рублей. Собираетесь ли Вы поднимать цены?
Автор :Сергей Г.
Ответ :Входной билет (полная стоимость) в здание на Воеводина, 5 стоит 150 рублей, на Вайнера, 11 - 100 рублей. Повышения стоимости билетов в случае открытия выставки у нас не происходит.
Вопрос :
А почему в нашем музее не бывает столько же посетителей, как в Третьяковке?
Автор :Александр
Ответ :Александр, низкая посещаемость - головная боль многих региональных музеев. Нам приходится бороться за досуг наших посетителей с очень серьезными конкурентами - кинотеатрами, торговыми центрами и т. п. Тем не менее, в первую неделю января в залах музея проходило 600-900 человек в день, это близко к пределу, который музей в состоянии принять, сохраняя комфорт посетителей и безопасность экспозиций. Мы благодарны всем, кто включил музей в программу своих выходных - надеюсь, что они не разочарованы.