Давно это было. Племя настоящих людей жило в снегах. Не знали они тогда еще ни жадных купцов, отбирающих мясо диких оленей, ни хитрых менял, меняющих шкурки песцов на ненужные побрякушки, ни водки, ни табака. Счастливое было время. Мужчины охотились, женщины
шили из шкур зверей одежду и жилища, собаки племени были добры к детям и беспощадны к зверю. Все было хорошо в племени настоящих людей. Самые теплые кухлянки были в этом племени, самые сытые трапезы были в этом племени, самые красивые девушки жили в этом племени, самые сильные охотники вырастали в
племени. Все было хорошо в племени настоящих людей. Но не долго жили охотники и женщины быстро старели, а дети часто болели. Так было всегда, и все привыкли к этому. Старость и болезнь сопровождали людей племени так же, как бесконечная зимняя ночь и долгий летний день. Зато юность была сильна и
здорова – как короткое лето, когда окрашивается тундра красными, зелеными желтыми и фиолетовыми огнями цветов.
Однажды весной, вместе с оленятами, родились в племени два мальчика, два брата. Их мать умерла родами, а отец не вернулся с охоты. Но дети принадлежат всему племени, и мальчики быстро
росли, не ощущая своего сиротства. Они были тепло одеты, их яранга была крепка, и очень скоро они вступили в пору мужества. Все стойбище любило их, и они любили всех – да и как иначе, они были детьми своего племени. Братья заботились о судьбе своего народа и хотели стать ему полезными.
- Я
стану охотником, великим охотником, - сказал один брат.
- Я наловлю много зверей и у всех людей моего племени будет теплая одежда и мясо.
- Я стану шаманом, - сказал другой брат.
- Я стану шаманом и буду лечить всех людей.
Добрые духи тундры услышали обоих братьев. Один из
них стал великим охотником, и любая из луноликих девушек согласна была перейти в его ярангу. Второй стал шаманом и лечил людей.
Но прошел один год, другой, выросли оленята, и все оставалось по прежнему в племени настоящих людей – дети болели, женщины быстро старели, а охотники умирали
молодыми.
Брат-охотник пришел к шаману и спрашивал его:
- Почему я приношу с охоты много дичи, все люди моего племени сыты – но умирают?
- Почему кухлянки детей моего племени теплы – но они болеют?
- Почему женщины мажут жиром лица - но стареют до срока?
- Бей в свой
бубен, брат, и спрашивай у духов лекарства!
Не встал брат-шаман, не пошел бить в свой бубен, а только низко опустил голову.
- Много раз я вставал и бил в бубен, спрашивал богов.
- Много раз духи тундры слышали меня и отвечали мне.
- Все лекарства, что я даю – бессильны без
солнца.
Опечалился брат-охотник, разделил брат-шаман с ним тяжелую ношу знаний. Все есть в краю снегов – реки быстрые, рыбой полные, пушнина, дичь – нет только солнца зимой. А зима в тундре длинная…
- Брат, - тихо спросил охотник, - а спрашивал ли ты у богов, где взять нам солнце в
тундру?
- Спрашивал. – Еще тише ответил шаман.
- Если лучший охотник племени отдаст свои глаза духам тундры, они превратят их в камни, которые заменят людям солнце.
Не стал раздумывать охотник, встал и подошел к жертвеннику.
- Много я видел. И снега искрящиеся, и цветущую
тундру. И горящие лодки небесных охотников, и зверей всех, и птиц. Возьми мои глаза, шаман – все равно нет в племени лучшего охотника, возьми – и подари людям солнце.
По берегам северных рек находят люди камни. То голубые и искрящиеся, как снега, то красные, как цветущая тундра, то коричневые,
как перья куропатки, то темно-бурые, как шкурки зверя. Называют их тиманскими агатами. И все они – радужные и светящиеся, как глаза молодого веселого охотника. И все – несут свет и радость, как солнце…
(с)Рутка.
мне вот чо интересна... ента конечно, авторская сказка. но - строго выдержанная в традициях и в стилистике... влияют ли сказки на наше восприятие жизни?
Цитата: От пользователя: Вредный Айшуц... влияют ли сказки на наше восприятие жизни?
У Юнга про мифотворчество довольно много, насколько я помню... Еще как влияют. Причем здесь есть и обратная связь; определенный уровень восприятия жизни формирует те или иные сказки в сознании... :-)
У Юнга про мифотворчество довольно много, насколько я помню... Еще как влияют. Причем здесь есть и обратная связь; определенный уровень восприятия жизни формирует те или иные сказки в сознании
видишь ли в чем дело... Юнга я читала,
да... но сдается мне что во многом это - уже восприятие взрослых. Ну не поверю я, что ребенок, которому читают "Морозко" будет воспринимать сказку как модель ухода от инцеста... но давай повседневнее - прочтя заглавную сказку на ночь - какие зерна мы сеем в душе?
Цитата: От пользователя: Вредный Айшуц... не поверю я, что ребенок, которому читают "Морозко" будет воспринимать сказку как модель ухода от инцеста... но давай повседневнее - прочтя заглавную сказку на ночь - какие зерна мы сеем в душе?
Ну, если коротко, то сказки, как и вообще
истории, услышанные ребенком от человека, которому он ЕЩЕ доверяет, формируют определенные личностные стереотипы. Связанные как с обыденным поведением, так и с мировоззрением, с нравственными установками и прочее в том же духе...
Или ты имеешь в виду именно эту твою сказку?..
Ну, если коротко, то сказки, как и вообще истории, услышанные ребенком от человека, которому он ЕЩЕ доверяет, формируют определенные личностные стереотипы. Связанные как с обыденным поведением, так и с мировоззрением, с нравственными установками и
прочее в том же духе...
давай на совершено любом примере. взять ту же мою сказку... работала я в одной конторе, название говорить не буду, и приводили бывало туда рибенков сотрудники - садик закроють - куда их? и любили ребенки сидеть у меня в кабинете - камни рассматривать да сказки
слушать... и вот один из ребенков подрос... конфликт с папой какой-та подростковый и ребенок папе заявляет что-то стыдя, давая сцылку в качестве аргумента именно на сказку о тиманских агатах... Папаня мне потом рассказывает - грит, как пощечина была... и прав дитя был стопяцтотно. Дык вот....
авторские сказки - они как правило слабее по степени воздействия на психику нежели народные... но я по своим детским воспоминаниям могу сказать, что я боялась да, сказки прот черную курицу - но пожалуй никаких потрясений и влияния со стороны сказок не ощущала...
Некоторые сказки я в детстве не любила,например,про Трёх Поросят.Когда Волк свалился в котёл с кипятком и бросился бежать,а поросята смеялись ему вслед - я поросят возненавидела.Ведь это так больно - обвариться,собственный опыт уже был,чему тут смеяться?Это став старше,я уже поняла,что меня так
напрягло - глумление над поверженным врагом.
Может это и был тот урок,который извлекают из сказки?
А вообще сказки нужны,ведь ребёнок и сам,до определённого возраста, живёт в сказочном мире,где куклы ходят и разговаривают,а звери строят себе дома и ссорятся,поэтому сказки
соответствуют его внутреннему восприятию мира.
Некоторые сказки я в детстве не любила,например,про Трёх Поросят.Когда Волк свалился в котёл с кипятком и бросился бежать,а поросята смеялись ему вслед - я поросят возненавидела.Ведь это так больно - обвариться,собственный опыт уже был,чему тут
смеяться?Это став старше,я уже поняла,что меня так напрягло - глумление над поверженным врагом.
Может это и был тот урок,который извлекают из сказки?
тут вот примерно и кроется коренть моего вопроса... сказка учит, что добро побеждает зло. а на практике ребенок вот волку
сочуствует... один ребенок поймет - глумление над поверженным - нехорошо... другойможет начать сострадать злу... дык как сказки в нашем сердце отзываются?
Цитата: От пользователя: Вредный Айшуц... дык как сказки в нашем сердце отзываются?
Дык "нам не дано предугадать"... Может, так, а может, эдак... Если сказка добрая, то, может, больше вероятность, что отзовется позитивно, а наоборот, дак скорее, негативно. Но однозначности тут вряд
ли добиться, если ты это хочешь узнать.
мне вот чо интересна... ента конечно, авторская сказка. но - строго выдержанная в традициях и в стилистике... влияют ли сказки на наше восприятие жизни?
да ладно уж делай вывод - у тебя же есть ответ :-)
Цитата: От пользователя: Вредный Айшуц... а закономерности помогающих выявить хотя бы типы однозначностей?
Для этого стоит покопаться в архетипах, повыстраивать зависимости между факторами физиологии, особенностями воспитания и вообще окружения ребенка и формированием тех или иных
установок, в общем поизучать причинно-следственные связи наклонностей и мировоззрения... ИМХО громоздкая работа, с наскоку тут вряд ли что путное найти...
В разном возрасте к одной сказке по разному относишься. Сто раз слушала Чуковского, как-то не вникала. А стала сыну читать вслух - ужас-то какой. Хоть про Крокодила, хоть Краденое солнце. Лексикон: цапнул солнце с небосвода, и с набитым животом завалился под кустом да и ХРЮКАЕТ спросонья! А про
зоопарк: этот сад, ужасный сад...там под бичами сторожей немало мучится зверей... Ну и т.д. Хороша сказка на ночь. Триллер!
разном возрасте к одной сказке по разному относишься. Сто раз слушала Чуковского, как-то не вникала. А стала сыну читать вслух - ужас-то какой. Хоть про Крокодила, хоть Краденое солнце. Лексикон: цапнул солнце с небосвода, и с набитым животом
завалился под кустом да и ХРЮКАЕТ спросонья! А про зоопарк: этот сад, ужасный сад...там под бичами сторожей немало мучится зверей... Ну и т.д. Хороша сказка на ночь. Триллер!
хи-хи..
да, у чуковского такие фразы, которые б у другого автора звучали безграмотно
"смертельная
гибель грозит лилипуту"
только он на самом деле очень языком-владеющий, очень детский и ваще гениальный, вот!
читайте, не сомневайтесь, дети услышат как надо!
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)