В интервью о своем новом фильме ?Елена? режиссер Андрей Звягинцев как мог защитил институт семьи.
"В российский прокат выходит новый фильм Андрея Звягинцева "Елена", получивший специальный приз жюри на Каннском фестивале этого года. "Огонек" поговорил с режиссером накануне премьеры
? В фильме "Елена", как и в остальных ваших фильмах, в центре повествования ? конфликт внутри семьи. В чем сегодня, по-вашему, различие между западной и отечественной семьей?
? Понятия не имею, потому что европейскую семью я могу наблюдать только в кино. Когда я приезжаю на Запад,
они себя ведут как на выставке. Снаружи не разглядеть. Я думаю, что человек везде одинаков, поэтому во всем мире в семьях творится примерно одно и то же. И если ценности разрушаются, то они разрушаются везде. Мне сложно об этом говорить, я далек от обобщений. Отталкиваюсь от себя, своего видения на
данный момент. Не считаю себя интеллектуалом, который следит за периодикой и анализирует процессы, происходящие в обществе. Вокруг себя я настолько редко вижу счастливые семьи, что мне они кажутся мифом. Человек одинок, эгоистичен, сосредоточен на себе и использует другого для достижения своих
целей. Человек ? это проблемный проект, ему можно поставить тройку с минусом. У Сартра в статье "Экзистенциализм ? это гуманизм" есть такой пример. Боец Сопротивления не идет воевать, а остается с больной матерью. Внешне он не выглядит предателем, но если пристально посмотреть в его сердце, говорит
Сартр, то мы увидим человека, который выдает свой страх за любовь к матери.
? Значит, семья ? это бегство из страха экзистенциального одиночества?
? Я бы не сказал, что эта тема всегда стояла у меня во главе угла. Просто так сложилось, что в трех фильмах у нас разрушенные
семьи. Мы такие истории не искали специально.
Дело еще и в том, что семья ? это самое естественное состояние человека. У каждого есть семья, как у каждого в венах течет кровь. Сейчас она распадается, потому что в ней уже нет нужды. Мы уходим от земледельческого патриархального общества,
где муж пашет землю, жена поддерживает очаг, а дети необходимы как помощники и как новая смена, когда ни отец, ни мать будут не в состоянии себя прокормить. Семья была жизненно необходима. Теперь женщина часто обретает самостоятельность, мужчина ? инфантилизм. Очевидна тенденция, когда женщина сама
готова воспитывать ребенка без мужчины. Более того, сейчас становится актуальной идея ставить под сомнение необходимость продолжения рода. Что это за сказка ? жить ради будущих поколений? Себя продлить в детях? Не миф ли это? Побеждает индивидуализм. Город, конкуренция, эгоизм, алчность, соблазны и
их доступность ? благодатная почва для подобных идей. Мир перестает быть аграрным, он все более и более перемещается в мегаполисы. Необходимости (именно необходимости) создавать семью как защищенную со всех сторон замкнутую систему уже нет. Человек предпочитает оставаться свободным и одиноким. Все
это меняет уклад жизни, ставит много новых вопросов. Ответить на них не всегда получается. Живем потихоньку, исследуем себя и окружающий мир. Пытаемся понять, как быть дальше.
? Если семья деградирует как общественный институт, как понятие, что же тогда, по-вашему, происходит с одним из
базовых атрибутов семьи ? любовью?
? В нашем фильме говорится не о любви, а о том, что принято называть любовью. Любовь ? это лишь краткий миг, вспышка, за которой следуют либо уважение друг к другу, либо скрежет зубовный ? контрактные отношения, договор. И тогда в пограничной ситуации
человек выбирает свое кровное. Елене удобно жить за спиной состоятельного человека, который ее содержит. Владимиру удобно жить рядом с женщиной, которая содержит в чистоте и порядке его дом. И Елена, и Владимир в этом смысле абсолютно одинаковы ? каждый выбирает свое. Эта ситуация обнажает всю
фальшивую связь, которую часто мы отчего-то неразборчиво именуем любовью."
Думаю, тут все сложнее.
Семья как институт рушится, потому что разрушается ее утилитарное значение.
Мужчина был нужен женщине как защитник и кормилец ее детенышей, которые без
такой защиты погибли бы.
Женщина была нужна мужчине как постоянный сексуальный партнер.
А сегодня женщине не нужен защитник и кормилец, а мужчине не нужна постоянная партнерша.
Исчезает сам смысл семьи, и фильм Звягинцева еще раз исследует эту проблему. :-):-)
" ладно, ладно, давай не о смысле жизни, больше вообще ни о чем таком
лучше вот о том, как в подвальном баре со стробоскопом под потолком пахнет липкой самбукой и табаком
в пятницу народу всегда битком
и красивые, пьяные и не мы выбегают курить, он в ботинках, она на цыпочках,
босиком
у нее в руке босоножка со сломанным каблуком
он хохочет так, что едва не давится кадыком
черт с ним, с мироустройством, все это бессилие и гнилье
расскажи мне о том, как красивые и не мы приезжают на юг, снимают себе жилье,
как старухи передают ему миски
с фруктами для нее
и какое таксисты бессовестное жулье
и как тетка снимает у них во дворе с веревки свое негнущееся белье,
деревянное от крахмала
как немного им нужно, счастье мое
как мало
расскажи мне о том, как постигший важное ? одинок
как у
загорелых улыбки белые, как чеснок,
и про то, как первая сигарета сбивает с ног,
если ее выкурить натощак
говори со мной о простых вещах
как пропитывают влюбленных густым мерцающим веществом
и как старики хотят продышать себе пятачок в одиночестве,
как в
заиндевевшем стекле автобуса,
протереть его рукавом,
говоря о мертвом как о живом
как красивые и не мы в первый раз целуют друг друга в мочки, несмелы, робки
как они подпевают радио, стоя в пробке
как несут хоронить кота в обувной коробке
как холодную
куклу, в тряпке
как на юге у них звонит, а они не снимают трубки,
чтобы не говорить, тяжело дыша, ?мама, все в порядке?;
как они называют будущих сыновей всякими идиотскими именами
слишком чудесные и простые,
чтоб оказаться нами
расскажи мне, мой свет, как
она забирается прямо в туфлях к нему в кровать
и читает ?терезу батисту, уставшую воевать?
и закатывает глаза, чтоб не зареветь
и как люди любят себя по-всякому убивать,
чтобы не мертветь
расскажи мне о том, как он носит очки без диоптрий, чтобы казаться
старше,
чтобы нравиться билетёрше,
вахтёрше,
папиной секретарше,
но когда садится обедать с друзьями и предается сплетням,
он снимает их, становясь почти семнадцатилетним
расскажи мне о том, как летние фейерверки над морем вспыхивают, потрескивая
почему та одна фотография, где вы вместе, всегда нерезкая
как одна смс делается эпиграфом
долгих лет унижения; как от злости челюсти стискиваются так, словно ты алмазы в мелкую пыль дробишь ими
почему мы всегда чудовищно переигрываем,
когда нужно казаться всем остальным
счастливыми,
разлюбившими
почему у всех, кто указывает нам место, пальцы вечно в слюне и сале
почему с нами говорят на любые темы,
кроме самых насущных тем
почему никакая боль все равно не оправдывается тем,
как мы точно о ней когда-нибудь написали
расскажи мне, как те, кому нечего сообщить, любят вечеринки, где много прессы
все эти актрисы
метрессы
праздные мудотрясы
жаловаться на стрессы,
решать вопросы,
наблюдать за тем, как твои кумиры обращаются в человеческую труху
расскажи мне как на
духу
почему к красивым когда-то нам приросла презрительная гримаса
почему мы куски бессонного злого мяса
или лучше о тех, у мыса
вот они сидят у самого моря в обнимку,
ладони у них в песке,
и они решают, кому идти руки мыть и спускаться вниз
просить
ножик у рыбаков, чтоб порезать дыню и ананас
даже пахнут они ? гвоздика или анис ?
совершенно не нами
значительно лучше нас"
Я думаю что люди перестают быть интересными друг другу, интернет хорошая штука, но можно общатся оставаясь в своей скорлупке. Телевидение тоже перестает показывать интересных людей и переходит на показ либо на кошмаров или телесных прелестей. С сожалением вспоминаю своего деда и бабушку, в чем
состояла крепость их отношений? В вере в Бога или простом уважении друг к другу?
Семья как институт рушится, потому что разрушается ее утилитарное значение.
Мужчина был нужен женщине как защитник и кормилец ее детенышей, которые без такой защиты погибли бы.
Женщина была нужна мужчине как постоянный сексуальный
партнер.
А сегодня женщине не нужен защитник и кормилец, а мужчине не нужна постоянная партнерша.
следуя вашей логике, Командор, детеныши мужчине не нужны тоже?
мне почему-то не кажется печальной эта тенденция. утилитарное значение, может быть,
рушится - будут какие-то другие ее значения и цели. хотя бы бегство из страха экзистенциального одиночества)
следуя вашей логике, Командор, детеныши мужчине не нужны тоже?
В общем, нет. Это не моя логика. Это диалектика.
Семья - социальное явление. У мужчины появились обязательства перед семьей с появлением общества. С появлением
религии эти обязательства закрепились, поскольку обязанности мужчины перед женой и детьми стали закрепляться таинством.
Как только социальность в мужчине ослабевает - он бросает семью и детей. Строго говоря, - это возвращение мужчины к истокам...
Почитайте, например, Энгельса
"Происхождение семьи, частной собственности и государства". Или Ницше "Человеческое, слишком человеческое"...
будут какие-то другие ее значения и цели. хотя бы бегство из страха экзистенциального одиночества)
Вот это, конечно, интересно. Может быть. То есть институт семьи претерпит глубокие трансформации. Но тогда семья перестанет быть
союзом и стане ассоциацией - без обязательств перед обществом.
Собственно говоря, это сейчас и происходит - гражданский брак - это именно ассоциация.
Семьи то может и не быть, но любовь все равно никуда у людей не денется. И будут они продолжать жить вместе потому что это приятно и рожать детенышей потому что им захочется этого по воле души а не потому что надо
И будут они продолжать жить вместе потому что это приятно и рожать детенышей потому что им захочется этого по воле души а не потому что надо
Нет, ассоциативный брак приведет к тому, что рожать будут гораздо меньше. Ведь нет
никаких гарантий того, что ассоциация завтра не распадется. Постепенно количество рождений будет уменьшаться, что приведет к деградации традиционных обществ.
Брать ответственность за детей все чаще придется государству. Обозначится разрыв поколений.
Выживет ли такое общество. Почему бы
и нет? С ростом производительности труда, большого количества детей не понадобится. Другое дело, что общество ассоциативной семьи может не выдержать напора цивилизаций с классической семьей. исламской цивилизации, например...
Вам не кажется, что все это уже происходит?
а разве дети не входят в группу под названием "семья"?
и я не очень понимаю про возвращение мужчины к истокам. к истокам - это куда? к маме?)) ну если брать нынешние условия.
регулируемость семьи обществом, скорее всего, утратит силу. но общность быта и взаимная моральная ответственность - они же никуда не денутся. пусть это будет ассоциация, да. но она все равно будет.
Если у вас нет-это не значит что у всех нет. Люди умеют любить. Они хотят любить. И они будут продолжать любить. И строить семьи на любви. Как бы вам ни хотелось другого..
и я не очень понимаю про возвращение мужчины к истокам. к истокам - это куда? к маме?)) ну если брать нынешние условия.
Попробую объяснить эту диалектическую логику, Маша. Человек отличается от других высших млекопитающих
социальностью.
У большинства высших млекопитающих самец никак не отвечает за детеныша. Сама выращивает котят тигрица, в львином прайде самец вполне может придушить львенка, которые полез впереди него за едой.
И только у очень небольших групп - слонов, дельфинов, волков - имеют место
большие социальные семьи, защищающие малышей.
Так вот мужчина стал мужчиной именно в социуме. А так он - самец. И полигамия мужчин - это стремление оплодотворить как можно больше самок. То есть человеческая семья - это, скорее, аномалия, а не норма для самца.
Если социальные элементы в
мужчине ослабевают, то ответственность резко падает и он становится самцом. И дети перестают его волновать...
Их очень много. Государство поощряет брак. А раньше поощряло еще больше - семейным давали квартиры, у семейных были гораздо большие карьерные шансы и т.д.
А теперь, когда государству
по барабану, смысл в союзных семьях потерян. Больше инерция, которая быстро глохнет. В больших городах 70 процентов браков заканчиваются разводами, а число людей, не вступающих в брак быстро растет...
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)