здесь можно обсуждать разные снимки. композиция и техника. чужие снимки и свои. для начала я написал вкратце основы композиции, как я себе их представляю, что бы не начинать обсуждения совсем с пустого места.
Простота и лаконичность.
Один снимок - одна идея. На снимке должен
быть фокус внимания. Для этого не надо помещать другие интересные предметы в кадр. Это относится и к выбору фона. Все это не должно красть внимание от главного на снимке.
Правило трети.
подели снимок на три равные части, вертикальные и горизонтальные. предметы разумно
располагать на этих линиях, а их пересечения могут служить возможными центрами внимания в хорошей композиции.
это важное правило! оно является упрощенным вариантом золотого сечения (1:1.618), которое чуть более сложноe и идет еще от античности.
т.е. на самом деле делить снимок надо не
на равные части, а, например, в пропорции 1.6 : 1 : 1.6
(правило третей создано только для упрощения запоминания и только)
также композиция может строится по золотому треугольнику, золотой спирали или золотого прямоугольника (см. рисунок).
Выбор линий на снимке.
используй линии для подчеркивания центра внимания.
используй диагонали. они создают перспективу и обьем. Они почти всегда добавляют динамику
на снимок!
используй S-образные линии. красота и изящность!
Баланс.
баланс делает картинку гармоничной. любой предмет входит в картинку с каким своим весом.
предметы наверху тяжелее, предметы на краях имеют больший вес, чем в центре, значимость предмета
подчеркивается его изолированностью и прочее.
Избегай пустых мест, равномерно распределяй внимание по снимку. также на снимке не должно быть несбалансированного цвета.
И разные мелочи.
надо избегать соединений предметов ближнего и дальнего плана по цвету или форме. (т.е.
не надо соединять трубу на заднем плане и голову милой девушки, еще хуже соединить две трубы и ее голову; красный мяч на красном фоне, портрет негра ночью на фоне черной стены и прочее)
всегда оставляй больше места перед движущимся обьектом. он должен входить в картинку, а не выходить из
нее.
не надо фотографировать затылок!
центральное расположение предметов не есть плохо! это просто статично и если надо подчеркнуть статичность, то не надо бояться располагать предметы в центре. но смещение от центра придает динамику, что обычно интересней!
прежде чем сделать
снимок надо решить какая, вертикальная или горизонтальная композиция интересней.
самый мягкий солнечный свет для сьемки рано утром или перед закатом. также самый насыщенный.
....
времени мало, и даже находясь в общественном транспорте и без фотоаппарата, тренируйся и мысленно
пытайся кадрировать правильно и следить за выбором геометрии.
и последнее. геометрия это замечательно, но в фотографии есть такое понятие как визуальное воздеиствие (visual impact, visual appeal). Логика здесь не всегда понятна.
спасибо. интерсная статья. но вот такой вопрос по приведенным картинкам. Обьясните плиз, как это все все таки работает на портретах. потому что в приведнных тут картинках с портретами девушек мне это как то кажется притянутым за уши.
Не разбиваются у меня их портреты по этим линиям почему то.
Браво!!!
Только мне кажется лучше сделать название темы -"Правила в фотографии" и закрепить ее наверху.
Это очень важные сведения, для новичков в постижении фотографии, ведь сюда их заглядывает достаточно много.
Конечно, там нет идеального соотношения. эти фотографии и не делались для демонстрации геометрии. это художникам легко следовать идеалам, а у фотографа всегда на глаз. но, по моему, вполне выделяется линия, соединяющая глаза и
окончания волос. и линия контура лица. впрочем, все эти соотношения не надо воспринимать со звериной серьезностью. просто поначалу надо пытаться все делать 'по законам', а научившись, можно будет их нарушать. :-) типа как с правилами дорожного движения :-)
с другой стороны, в каждой
американской фотозабегаловке где делают портреты, вам обязательно сделают один из портретов по золотому сечению. их этому еще студентами учат. кстати, эти портреты всегда привлекательные.
Буквально вчера с a.v.s. обсуждали вопросы композиции... В частности, что многие люди почему-то не знают, что при съемке движения "впереди" надо оставлять больше места, чем "сзади". И я сходу вспомнил отличный снимок (не мой :-) ), где это правило нарушено: бежит человек с налобным фонариком. Т.е.
затвор открыли, подождали пока чел пробежал почти весь кадр, шарахнули вспышкой, затвор закрыли. :-) Желающие могут увидеть это фото в каталоге петцля за ЕМНИП прошлый год.
Это я к чему - правила композиции не догма, а информация к размышлению.
Я бы рекомендовал начать
тренировацца с более простых, что ли, вещей.
Сам снимаю только природу, поэтому и советы могу дать чисто "природные". Натурпродукт, таксыть. :-)
Например, у снимка должна быть глубина. Т.е. При съемке чего-то глобального, типа горы - вводим предметы переднего и среднего
плана. При съемке чего-то мелкого - предметы заднего плана. Кроме всего прочего - это еще дает возможность передать масштаб, т.е. представить истинные размеры происходящего. :-)
Масштаб так же передают знакомые предметы - человек, например, или там дерево какое-нибудь - т.е. эффект
примерно как от линейки, положенной рядом с объектом.
Далее - глаз обязательно должен за что-то "цепляться". Ему будет не за что зацепиться на снимке однородного леса, например. Мне это сложно объяснить, но, думаю, это просто понять. :-) Тут тоже обращаем внимание на объекты переднего,
среднего и заднего плана.
Еще. 2-мерная картинка выглядит не так, как 3-мерная. Поэтому при поиске точки съемки закрывайте один глаз - и сразу будет видно, создается ли нужное впечатление.
Для передачи объема еще можно поработать ГРИПом. Но размывать лучше все-таки задний
план, чем передний, :-) хотя тоже исключение можно придумать.
И, как говорят летчики - следи за горизонтом. :-) не заваливайте горизонт, другими словами. Горизонт должен быть горизонтальным. :-)
Не стесняйтесь вставать на колени, садиться, ложиться. Снимки с более низкой точки
часто выглядят интереснее.
многие люди почему-то не знают, что при съемке движения "впереди" надо оставлять больше места, чем "сзади"
Эт кто такое придумал? Все зависит от замысла фотохудожника.
1. Если перед и за идущим человеком одинаковое количество
места - человек идет;
2. Если перед человеком больше чем за - приходит;
3. Если за человеком больше чем перед - уходит.
Тоже элементарные правила. ;-)
с точки зрения композиции человека в центр кадра ставить нежелательно
Почему бы и нет? Если важно отобразить сам процесс - можно и посередине. Скажем, автомобиль, он у нас не приезжает и не уезжает, а просто едет, да, композиция
получается статичной, но динамики можно добавить и другими способами. ;-)
Не менее важно, откуда и куда двигается. Если справа-налево - картинка приобретает негативный окрас, слева-направо - позитивный. Скажем, уходящий человек с левого края снимка будет смотреться более драматично. :-)
Эт кто такое придумал? Все зависит от замысла фотохудожника.
Это не придумали, а выяснили. И связано все, прежде всего с психологией восприятия.
Человек в центре будет стоять в неестественной позе, а не идти.
Также важно
развитие сюжета на фотографии, справа на лево или слева направо.
Из-за таких мелочей возникают казусы. Особенно смешно на это смотреть в рекламной фотографии.
У меня даже была мысль, написать статью, о том, как не надо фотографировать с курьезными примерами.
Эт я к тому говорил, что постоянно оставляя перед человеком больше пространства невозможно изобразить уходящего человека. А посередине... Спортсмен, бежит... Нам неважно, куда он бежит и откуда, прибегает он или убегает, в данном
случае важнее передать напряженные мускулы, выражение лица и т.д. и т.п, т.е. сам процесс. Почему бы не поместить в середине, опилив пустоту по обоим краям?
О снимках, так о снимках..
про завалы в горизонте...
Снимок милого китайского ресторанчика. Снимаю метров этак с 20. Дальше за спиной дорога. Если становлюсь прямо перед дверью - все линии на снимке перпендикулярные да параллельные, но в дверь вид не интересный, все загораживает стойка
администратора...
Смещаюсь на пару, тройку шагов влево - открыватся уютный вид внутри, плюс красивая стена справа. Глаза видят все правильно, а на снимках то "падает" дверь, то "взлетает" пол...
И еще часто так со зданиями. только выровняешь в кадре одну стену, вторая превратит здание
в пирамиду...
во первых почему это так, а во торых - как с таким бороться?
Цитата: От пользователя: YoDa(Co) Эт может быть репортажная съемка...
Согласен. Репортажу многое простительно.
Вообще основной критерий в любом случае — визуальное восприятие.
Цитата: От пользователя: Shiri про завалы в горизонте...
Вот как раз этот случай…
Во-первых, имеется эффект утрирования перспективы. Что нормально, особенно при съёмке широкоугольными объективами с близкого расстояния.
Более-менее компенсировать сиё можно либо форматными камерами с возможностью сдвига объектива относительно плёнки,
либо тилт-шифт объективами. Либо отойти максимально далеко.
На приведённом снимке мне кажется слишком низкой точка съёмки. Вообще минимальные визуальные искажения как правило по центру, при условии паралельности плёнки снимаемому предмету.
Далее - глаз обязательно должен за что-то "цепляться". Ему будет не за что зацепиться на снимке однородного леса, например. Мне это сложно объяснить, но, думаю, это просто понять. Тут тоже обращаем внимание на объекты переднего, среднего и заднего
плана.
а про Парфеноны и всяческие остальные Перипетры вы слышали? там композиционное решение в том и состоит что бы глаз не цеплялся а медленно плавал... так и тут, так что не понацея
вобще в композиции при грамотном её использовании все правила легко нарушимы, только одно остается непоколебимым: Чем меньше мы видим, тем больше воспринимаем!
Цитата: От пользователя: Negative Greep что бы глаз не цеплялся а медленно плавал
ссылку на источник можно? интересно почитать…
Вообще суть в том, что есть два момента восприятия:
При первом мозг практически бессознательно решает, нужно ли продолжать
рассматривать. Если да — наступает второй — рассматривание, причём в переходе от бессознательного к сознательному.
Цитата: От пользователя: Negative Greep одно остается непоколебимым:
И почти оно же, но с другого конца: Человек видит то, что предполагает увидеть
(зрительное восприятие весьма адаптивно)
Вообще суть в том, что есть два момента восприятия:
При первом мозг практически бессознательно решает, нужно ли продолжать рассматривать. Если да — наступает второй — рассматривание,
причём в переходе от бессознательного к сознательному.
Коротковский "Введение в архитектурную композицию" =)
ну да еще есть всяческие социальные и психологические факторы, избавиться бы от них кончено, но это давольно сложно
Коротковский "Введение в архитектурную композицию"
Приятно, конечно, что вы учитесь в архитектурном, и даже читаете Альберта Эдуардовича.
Но чего-то в сети нет ни только первоисточника (за исключением платной Нефти и газа, ещё и с
кривым распознанием), но ни ссылок, ни цитат из оного труда.
Я, как тварь необразованная, хотел бы почитать чего-нить более распространённое…
Цитата: От пользователя: Negative Greep избавиться бы от них кончено
А вот этого я вообще не понял.
Вы для кого
творить собираетесь? Не для человеческого разума что ли?
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)