Не так давно мы писали о проблемах студентов. Однако весной голова начинает болеть преимущественно у взрослых людей, если у них в семье подрос будущий школьник.
так, чтобы с темы не оступиться... если не нравится, можно вспомнить старуху Шапокляк.... Мэри Попенс как-то не катит, хотя.. она тоже была дамочка себе на уме и в воспитании детей руководствовалась исключительно
собственными соображениями и тараканами в голове. :lol:
Современные дети уже после садика знают и умеют гораздо больше, чем их ровесники лет десять назад. Сейчас при приеме в школу уже не играет решающей роли тот факт, что ребенок умеет читать и писать. Многие детишки уже знакомы с элементарным счетом,
кто-то знает таблицу умножения. Почти все рисуют, некоторые занимаются в хореографических студиях, знают основы музыки. Отдельные группы дошкольного развития дают в весьма общем виде фактически программу первого класса.
Не удивлюсь, если лет еще через десять детсадовцы
будут в совершенстве знать квантовую механику. С волновой оптикой некоторые на качественном уровне справляются в возрасте 6 лет (убедился на конференции - тогда было нечем занять малышей, решил им показать оптические эксперименты). Кстати, довольно занятно было посмотреть, как они пытались разгадать
фокус (в конце одна девочка догадалась, что он получается только с мелкими предметами - если до этого дойдет, считаем, что малыш разобрался).
Итак, требуемые принадлежности для эксперимента:
1) Малыш, реакция которого на незнакомые явления исследуется
2) Темный угол с
ровными стенами
3) Лазерная указка
4) Лезвие для бритья - 2 шт., можно в дополнение использовать тонкую проволоку и фольгу от шоколадки. Не помешают (для контраста) также предметы, с которыми фокус не получается
5) Остаточные знания по оптике (или учебник по физике за 10-й класс,
см. тему "дифракция"), чтобы в конце объяснить, как свет огибает мелкие препятствия
Ход эксперимента:
1) Поговорить с малышом (без каких-либо демонстраций), чтобы он рассказал, что знает о соотношении формы тени и предмета, ее отбрасывающего.
2) Если малыш до того не
видел "зайчик" от лазерной указки, показать, что это просто красное пятно размером около 5 мм.
3) Сказать, что Вы собираетесь в темном углу из двух лезвий сделать узкую горизонтальную щель (альтернатива: прорезать лезвием щель в фольге, ширина щели должна быть менее 0,1 мм) и пропустить
лазерный свет через эту щель на стену (расстояние от щели до стены должно быть около полутора метров). Попросить малыша предсказать результат (естественно, он скажет "горизонтальная полоска размером 0.1x5 мм")
4) Фактически проделать опыт со щелью (получится пунктирная вертикальная полоса).
Спросить малыша, в чем дело (он будет предлагать различные классические гипотезы, которые надо рушить, видоизменяя эксперимент - например, гипотезу про отражения опровергать, намазав лезвия или фольгу черной краской). Можно вдобавок показать опыт с круглым отверстием в фольге (проколоть тонкой
иголкой) или с прохождением света около тонкой проволоки.