В Латвии растет недовольство школьными учебниками. Родители и учителя протестуют из-за того, что детям предлагают решить совсем не детские головоломки.
Некоторые задачи - реальное пособие, как украсть спирт, чтобы объем остался тот же самый. Как разбавить, чтобы не заметили, что долить, куда перелить, что выпарить
Некоторые задачи - реальное пособие, как украсть НЕФТЬ, чтобы объем остался тот же самый. Как разбавить, чтобы не заметили, что долить, куда перелить, что выпарить
Цитата: В 2004 году Организация экономического сотрудничества и развития подвела итоги тестирования школьников, проводившегося в 41 стране мира. Российские школьники по результатам математических тестов заняли только 36-е место. Эксперты указали в первую очередь на неспособность школьников решать
реальные проблемы. Это тестирование позволяет оценить не то, знает ли ребенок, что дважды два четыре, а то, как он этим знанием воспользуется. Но как-то не ясно, а что это за тесты по математике с названием "проверка связи с реальностью"? С какой реальностью, и что это за проверка?
Вот
одна из задач, применявшаяся в подобных исследованиях (de Lange and Verhage, 1992):
"В некой стране оборонный бюджет $30 миллионов на 1980 год. Полный бюджет – $500 миллионов. На следующий год оборонный бюджет $35 миллионов, а полный – $605 млн. Инфляция за период, покрываемый обоими
бюджетами, составила 10%.
А. Вас пригласили выступить с лекцией перед обществом пацифистов. Вы намерены объяснить, что оборонный бюджет за прошедший период уменьшился. Объясните, как вы можете это сделать.
Б. Вас пригласили выступить с лекцией перед военной академией. Вы
намерены объяснить, что оборонный бюджет за прошедший период увеличился. Объясните, как вы можете это сделать."
Математика, как оказывается, тут не главное – посчитать относительную и абсолютную разницу не составляет сложности. Тут именно что тренировка в не-лжи: на экзамене, который
должен проверить практичность полученных знаний, от детишек требуется сообразить, как надуть и одну, и другую сторону при помощи цифирок.
Действительно, чтобы так думать – надо иметь мозги, специально заточенные совершенно особенным образом. Что же это за особенный способ думанья,
свойственный прогрессивным цивилизованным людям?
У русских все просто и как-то незатейливо. Все знают, что некоторые вещи нехороши. Например, с детства известно, что врать нехорошо. Даже те, кто понимает, что успех при охлократии основан на лжи и использует это, все же понимает, что
лжет. В рамках своей извращенной этики он этим может даже гордиться, но тем не менее правду и ложь он все равно отличает.
В процитированной же детской задачке предлагается совсем другой подход. "Это всего лишь задачка, это просто игра". Далее делается акцент на "ничего личного",
подумаешь – две группы имбецилов, которым надо навешать лапшу на уши слегка разными способами. Интересна и позиция самого решателя задачки. Кем он себя чувствует? Очевидно, политиком, ответственным за этот самый бюджет. Понятно, что бюджет принят из неких Высших Соображений, и надо просто успокоить
две группы, которые могут "зазря волноваться". Ну да, некоторая манипуляция с цифирками здесь имеет место быть. Но это же не ложь, не обман. Это делается для их же пользы – чтобы не волновались зазря.
Да, строго формально – это не ложь. Но вот то, что подобный подход включается в
школьные задачи – очень показательно. Формируется образ мышления, который русскому человеку, скажем, так, не свойственен. И если взрослый человек с нормальной психикой в случае целесообразности такого подхода берет на себя ответственность за однобокую подачу информации, то воспитанный с детства на
таких задачах просто не задается никакими этическими проблемами. Разумеется, каждый из тех, кого можно назвать личностью, имеет свою этику, и она вовсе не обязательно совпадает с моралью окружающего социума. Но речь идет не о "другой этической системе", а об отсутствии этики как таковой. Что
однозначно приводит к тому, что гармонично психика развиться не в состоянии принципиально – не имея начальных, пусть и временных опор "что такое хорошо и что такое плохо", причем не просто декларируемых, но и поддерживаемых окружением, психика просто не может подняться – и остается ползать чем-то
скользким и амебообразным.
Латыши - это задроченная деревенщина. Спасибо русским, что хоть как-то их приобщили к культуре. Не стало СССР - пусть учатся по пендосовским учебникам и возвращаются к истокам.