26 июля американский космический корабль "Дискавери" впервые после аварии "Колумбии" 2,5 года назад отправился на орбиту. Однако при старте "Дискавери", как и во время
трагического полета "Колумбии", от корабля откололись куски термоизоляционной обшивки. Это было снято бортовой камерой, и теперь НАСА пытается оценить последствия. Один из кусков, что особенно тревожно, был частью термообшивки. На кадрах отчетливо видна полоса длиной в несколько сантиметров, но пока
сохраняется надежда, что это неглубокая царапина. Ко всем бедам при старте нос топливного бака ударил в зазевавшуюся птицу - последствия для корабля пока неизвестны. В среду экипаж "Дискавери" начал осмотр повреждений.
В четверг должна состояться стыковка "Дискавери" с Международной
космической станцией. На борту МКС - 2 человека, на борту "Дискавери" - 7 человек. Как могут развернуться события, если осмотр шаттла закончится выводом о том, что ему нельзя возвращаться на Землю? Как спасти экипаж, застрявший в космосе?
Самый простой вариант - отправить к МКС еще
один шаттл, на котором экипаж может вернуться на Землю. Свободный причал для шаттла-спасателя найдется.
У НАСА на Земле осталось еще два шаттла - "Атлантис" и "Индевор". "Атлантис" - сверстник "Дискавери", его начали строить в 1980 году, всего на орбиту он поднимался 26 раз. "Индевор"
построен в 1992 году взамен погибшего "Челленджера". Минимальный срок подготовки шаттла к полету - около 1 месяца.
"Атлантис" могут пилотировать 2 астронавта. Каждый шаттл в оптимальном варианте рассчитан на экипаж из 7 человек. Однако размер палубного отсека достаточен, чтобы
установить в кабине экипажа дополнительные кресла и увезти с МКС весь экипаж "Дискавери" из 7 человек.
Однако что будет с самой МКС, которая не рассчитана на месячное пребывание 9 человек? Такие варианты не оценивались, но специалисты высказывают опасения, что системы жизнеобеспечения
станции не выдержат обслуживания столь многочисленного отряда. Изготовление новых систем, доставка и установка их на МКС - это целая история. Не исключено, что станцию придется на некоторое время законсервировать.
Что касается самого "Дискавери", то его ресурс рассчитан на неделю
работы в пристыкованном состоянии с МКС. Через неделю, даже если останется большая вероятность его ремонта в будущем, "Дискавери" надо будет отстыковать от станции и распрощаться с ним, как с космическим мусором.
Но почему не рассмотреть вариант со спасением экипажа нашими безотказными
"Союзами"? Наш корабль может взять на борт не больше трех человек, но одним из них будет командир экипажа, прибывший с Земли. Хотя для космонавтов, летающих на российских кораблях, делают индивидуальные кресла-ложементы, в экстренном случае можно воспользоваться усредненным ложементом. Тем более что
два астронавта из экипажа "Дискавери" тренировались в нашем Звездном городке и для них могли сохраниться персональные мерки. Правда, Уэнди Лоуренс была списана на Землю именно из-за маленького роста и трудностей с изготовлением индивидуального кресла-ложемента. Но Эндрю Томас долго летал на "Мире",
был последним американцем, который покинул нашу станцию.
Сейчас к МКС пристыкован один "Союз", рассчитанный на экстренную эвакуацию экипажа станции. Производственный цикл изготовления "Союза" - 1,5 года. Правда, сейчас уже почти готов "Союз" для осенней экспедиции. Вопрос о том,
насколько быстро можно изготовить целую флотилию "Союзов", если американцы в экстренном порядке изыщут для этого средства, никогда не оценивался.
На случай, если единственным способом спасти экипаж окажется посылка за ним второго шаттла, НАСА разработало специальную систему передачи
электроэнергии с солнечных батарей МКС на борт "Дискавери". В результате "Дискавери" сможет ожидать помощи в пристыкованном к МКС положении от 9 до 12 дней вместо 6-7. Если помощь задержится, НАСА предлагает еще несколько крайних вариантов возвращения поврежденного корабля.
Во-первых,
на орбите экипажу нужно будет разворачивать поврежденные места шаттла в сторону от Солнца, чтобы не допустить преждевременного нагревания.
Во-вторых, кораблю придется входить в плотные слои атмосферы под углом на 10 градусов больше обычного, чтобы уменьшить скорость вхождения и,
следовательно, температуру нагрева. Этот маневр никогда ранее не предпринимался.
В-третьих, астронавты выбросят за борт или оставят на МКС максимальное количество предметов, включая скафандры для выхода в открытый космос. Это снизит вес шаттла, что также приведет к уменьшению
температуры нагрева обшивки при возвращении на Землю.
***************************
ПыСы: приколитесь, чуть ниже на этой же ссылке написано:
"01.01.2101
ПОЛНАЯ PDF-ВЕРСИЯ
еженедельного тематического приложения к газете "Известия" - "Известия-Наука", начиная с
14.02.2003 "
Привязать астронавтов к космической станции в тени от Солнца - пусть болтаются в анабиозе. Через несколько десятков лет, когда научатся выводить людей из анабиоза, - разморозить. :-)
Злоключения американского космического челнока Discovery подошли к концу. Шаттл, время и место посадки которого уже несколько раз переносились, наконец-то приземлился. Около 14:40 мск NASA разрешило начать посадку. В 15:06 командир экипажа Эйлин Коллинз дала команду на сход
с орбиты, и аппарат начал снижение. В 16:12 мск операция успешно завершилась: Discovery приземлился на базу ВВС США "Эдвардс" в Калифорнии.
Аппарат без помех прошел самый опасный этап полета - прохождение сквозь плотные слои атмосферы. Именно при снижении два с половиной года назад
произошла катастрофа шаттла Columbia, унесшая жизни семи астронавтов.
Напомним, что первоначально посадку Discovery рассчитывали осуществить вчера в 12:46 мск на мысе Канаверал. Шаттл отстыковался от Международной космической станции еще в субботу и взял курс на Землю. Однако по
погодным условиям NASA перенесло приземление почти на два часа – на 14:22. Но челноку не суждено было вернуться домой в понедельник. Причиной снова назвали неподходящую погоду. После этого были рассмотрены четыре варианта времени посадки. В итоге NASA приняло решение произвести посадку во вторник на
базе ВВС США "Эдвардс".
Для принятия шаттла на базе провели реконструкцию, обошедшуюся в $10 миллионов. После посадки в Калифорнии Discovery будет обслуживаться в соответствии с самыми жесткими требованиями NASA. В частности, база располагает самым современным оборудованием для
охлаждения челнока после его приземления.
В качестве второй альтернативы мысу Канаверал рассматривался также ракетный полигон White Sands, где шаттлы приземлялись всего один раз.