Досье 'ТГ': Родилась 27 января 1932 года в Севастополе в семье военного. Раннее детство провела в Белоруссии, школьные годы прошли в Ленинграде.
Окончила исторический факультет ЛГУ. Семь лет жила на Дальнем Востоке, в Хабаровске. Работала лектором, преподавателем, в газете, на киностудии. Здесь, в 1958 году, вышел первый сборник ее стихов 'Встретимся на востоке'. В 1959 году принята в Союз писателей. В 1964 году окончила высшие литературные
+курсы при СП. В 1976 - 1981 годах - секретарь правления Союза писателей. Занималась переводами с языков стран ближнего и дальнего зарубежья. Автор многих популярных песен: 'Мадонна', 'Ненаглядный мой', 'Ты меня любишь' и других.
- Римма Федоровна, знаю, что доходы поэтов-песенников и
даже самих композиторов несоизмеримы с супергонорарами звезд. Кажется, даже вас, именитую, обижают.
- Никто меня не обижает, потому что ничего не требую сверх меры.
- Сколько дадут, столько и хорошо?
- У меня есть ставка: в среднем за текст песни беру пятьсот
долларов - этого достаточно. Кто-то из моих коллег запрашивает и по две тысячи долларов, но это их личное дело. Если у них это покупают, то почему нет? Я же лишена этих амбиций. Хотя и есть ощущение некоторой недооцененности в нашей стране.
- Это у вас-то?
- Представьте
себе. У меня нет ни одной Государственной премии, хотя я 40 лет работаю в поэзии. Два раза меня на нее выдвигали, но дали другим. Думаете, я должна на них сердиться? Нет! Зато выхожу на улицу, и люди меня узнают, радуются почему-то. Прихожу в 'свой' магазин, а продавщицы говорят: 'Римма Федоровна,
поступило масло, которое вы любите. Покупайте, а то потом не будет'. Чертовски приятно, когда простые люди так к тебе относятся!
- Ваш сын, похоже, стремится получить не меньшую известность - вышла книжка его рассказов, почти готовы к изданию романы. Насколько все это может быть
продаваемо?
- Ненасколько. Вот я, скажем, популярный поэт. А что толку? Одно издательство издало меня большим (по нашим временам) тиражом - десять тысяч экземпляров. А гонорар получила пять тысяч рублей, чтобы потом половину истратить на эту же книжку - выкупить часть тиража для
подарков.
- И в этот момент самое время повздыхать по ушедшим временам.
- Я не считаю, что тогда они были лучше. Сейчас - лучшие времена.
- Неужели в материальном плане стало легче?
- Живу песенками. А раньше платили за стихи - можно было на это
жить, и неплохо. Если ты профессионал, всегда есть прекрасная возможность заработать. Мне тут звонят из ресторана и просят порекомендовать кого-нибудь, кто смог бы написать песню к юбилею заведения на известный мотив - для того, чтобы дети спели приветствие. Говорю: 'Перезвоните через три часа'.
Звонят - все готово. 'Как, вы сами?!' А мне действительно легче самой написать, чем кого-то просить. Приезжает за текстом человек, ему все очень нравится, дарит бутылку 'Киндзмараули' и пирожные из их ресторана. И страшно стесняясь, вручает сто долларов. Это - мой бизнес, мой заработок. И в том
числе поэтому мне очень нравится это время, в отличие от того, когда какой-нибудь идеологический работник из ЦК мог часами распекать за то, что упомянула в стихотворении церковь.
- А как вообще родилась идея ещё и певцам свое творчество предлагать?
- А не было никакой идеи.
Пахмутова прочитала стихотворение 'Ненаглядный мой' в журнале 'Юность', и родилась песня. Было это аж в 1969 году. Потом в моей жизни появились Саша Серов с композитором Игорем Крутым. Следом - Аллегрова, Пугачева, Лещенко, Киркоров, Распутина... К сегодняшнему дню, думаю, проще назвать тех, с кем я
пока не успела поработать, - почти у каждой звезды хоть одна моя песня есть. Даже у 'Стрелок', которые поют: 'Я хорошая, а ты меня не любишь! Я люблю тебя, а ты такой плохой!'
Нынче модно слово 'рейтинг'.
Это значит те и эти,
ну а кто - первей, главней?
Стал двадцатым, вышел в третьи...
Торопитесь, руки грейте
в быстролетном, пестром свете
фейерверковых огней!
...Как ваш рейтинг? Довод веский:
любит вас народ простецкий.
А кого ему любить?
Вас, коль в митинговом треске
вы - не пена, не довески,
вы к чему-то рветесь зверски!
Видно, так тому и быть.
Вот решенье лобовое.
измерять твоей любовью
все, замученный народ
Пусть
недолгою, слепою,
выклянченной, взятой с бою...
Нет, на мой аршин, с тобою
надо бы наоборот.
Мне любви твоей не нужно,
безоружной и недужной,
той, что бьется, непослушный
дух надеждою трепя.
Горестно, непоказушно,
не вопя о том натужно,
как ни тошно, как ни душно,
я сама люблю тебя.
Ты - народ, я - в поле ветер,
ты б меня и не заметил,
это я - с тобой вдвоем,
ты мне дан на белом свете,
ты за это не в ответе,
что с другими мне не светит.
У тебя - нормальный рейтинг
в
сердце ревностном моем.
А еще есть, - как плотина,
резкое 'альтернатива'.
Выбирай, дели, дроби!
Но одна, не коллективно,
может быть, вполне рутинно,
тихо, безальтернативно
я - в своей к тебе любви.
Умерла Римма Казакова
Наталья Литвинова
19 мая 18:18 MCK
19 мая в Подмосковье внезапно ушла из жизни знаменитая русская поэтесса, первый секретарь Союза писателей Москвы Римма Казакова. По предварительным данным, причиной смерти стал оторвавшийся
тромб.
В понедельник на 77-м году жизни скоропостижно скончалась известная поэтесса, автор песен и первый секретарь Союза писателей Москвы Римма Казакова.
Это случилось в час дня в подмосковном санатории "Перхушково" (Одинцовский район), где она находилась на отдыхе и
лечении. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в Союзе писателей Москвы. По предварительным данным, причиной смерти стал оторвавшийся тромб.
Римма Казакова родилась в Севастополе 27 января 1932 года. Раннее детство провела в Белоруссии, школьные годы - в Ленинграде, где в 1954 окончила
исторический факультет университета. Работала в Хабаровске в качестве преподавателя, редактора студии кинохроники.
Первые стихи были опубликованы в 1955 год, а уже в 1958 вышел поэтический сборник "Встретимся на Востоке". В 1964 Казакова окончила Высшие литературные курсы при Союзе
писателей СССР, с 1960-х годов жила в Москве. В 1976-1981 годах была секретарем правления Союза писателей СССР.
Римма Казакова автор десятков сборников стихов, среди которых, "Там, где ты", "Стихи", "Пятницы", "В тайге не плачут", "Елки зеленые", "Снежная баба", "Помню", "Набело",
"Страна Любовь", "Пробный камень", "Сойди с холма", "Сюжет надежды". В своем творчестве поэтесса опиралась на лучшие традиции фольклора, городского романса, отечественной лирики ХХ века, отмечают Вести.Ru.
Многие ее стихи стали текстовой основой популярных песен на музыку Александры
Пахмутовой, Владимира Шаинского, Игоря Крутого и др. композиторов - "Ненаглядный мой", "Мадонна", "Ты меня любишь", "Музыка венчальная", "Ариадна", "Игра", "Нет пути назад", "Поздняя женщина".
Как напоминает РИА "Новости", Римма Казакова пять лет (1976-1981) проработала на посту
секретаря правления Союза писателей СССР, организовывала повсеместные Пушкинские праздники поэзии, Дни литературы разных народов, способствовала возрождению поэтических вечеров в Политехническом музее. Была председателем Всесоюзного пушкинского комитета, членом правления Союза писателей СССР, членом
редколлегий журналов "Юность" и "Крестьянка", членом Советского комитета защиты мира. С 1998 года она была первым секретарем Союза писателей Москвы.
Радиостанция "Эхо Москвы" обращает внимание на то, что Римма Федоровна действительно активно участвовала в общественной жизни. В
двухтысячном году она выступала против возвращения сталинского гимна. В прошлом году подписала открытое письмо против возможного третьего срока. В последние годы она была сторонником Союза правых сил.
Кроме того, она была известна как публицист и переводчик поэзии с абхазского,
кабардинского, литовского, таджикского и других языков.
В одном из своих последних интервью, фрагменты которого публикуют "Новые Известия", на вопрос о том, "можно ли жить с большой душой в сегодняшнем мире, где законы выживания исключают подобные качества в человеке?", Римма Казакова
ответила:
- Зачем выживать? Надо жить. А что касается материальных сложностей, то я дитя войны. Так, как мы жили тогда, никогда уже мы жить не будем. И на хлеб, даже с маслом, у каждого хватит.
Кстати, сын Риммы Казаковой Егор Радов уже достаточно известный писатель, автор
пяти романов.
А ну-ка вновь при красном флаге,
под нудный большевитский гимн
постройте всех, кто жил в ГУЛАГе,
и объяснить сумейте им,
что это - рынок и свобода,
не реставрация, а не...
немножко
сталинская мода
в немножко ленинской стране.