Формальные основания для применения телесных наказаний давали и церковные источники. Например, Духовный регламент 1721 г. разрешал их использование в двух случаях: для
«предотвращения суеверий и глупостей» и наказания семинаристов. Последних наказывал префект, занимавшийся их воспитанием. Он следил за порядком в
помещениях и осуществлял надзор за поведением семинаристов. Малые розги применялись в отношении учащихся, замеченных в сквернословии,
драках и самовольных отлучках. Регламент давал право префекту самостоятельно назначать телесное наказание, сочетая его со «словом угрозитель-ным». Ректор также имел право применять физические наказания при подаче доклада фискалом, который назначался для «лучшего управления академией» и обязан был
сообщать обо всех нарушениях2. Наказание учащихся розгами использовалось и в XIX столетии, особенно в светских школьных образовательных учреждениях3. По свидетельству митрополита Московского Платона (Левшина), за непочтение начальству розгами могли наказать и преподавателя семинарии4.
Аналогичная система наказаний существовала и в школах, организованных при монастырях. В число учеников записывали наиболее подготовленных монахов. В соответствии с распоряжением Синода по организации работы семинарии директорам монастырских семинарий давалось поручение «написать собственные
наказания и смирения, различным винам приличные». К числу правонарушений, за которые рекомендовалось назначать наказания, относились ослушание, лень, ссоры, пьянство. Приказ о наказании отдавал непосредственно архимандрит после доклада директора5.
Духовные власти самостоятельно
выбирали форму наказания за дисциплинарные нарушения (епархиальный суд, архиерей, благочинный). Воинский артикул предоставлял старшему священнослужителю право выбирать наказания за мелкие правонарушения военным священникам (артикул 14)6. Решения Правительствующего Синода изобилуют примерами
назначения телесных наказаний за различные дисциплинарные нарушения духовенства. В качестве инструмента использовались батоги, шелепы, розги, плеть, палки, шпицрутены7, цепки8. Наиболее были распространены наказания розгами и плетями.
Как показывает судебная практика, назначали данные
наказания за самые разно-
образные правонарушения: игнорирование предписаний Святейшего Синода, составление ложных доносов, «написание укоризненных слов в адрес духовного правительства»9, «посещение кабака и чтение там ектеньи, употребление хмельных напитков и слушание непристойных
слов»10, «содействие в незаконном пострижении крестьянина, не имевшего при себе свидетельства личности»11, сочинение «ложного извета»12, «поношение Синода»13, «непомерное пьянство и непослушание»14. Большая часть указанных нарушений относилась к разряду дисциплинарных проступков. Суровость наказания
объяснялась конкретными обстоятельствами дела, личностью обвиняемого, рецидивностью.
Были и необычные случаи телесных наказаний. В 1731 г. был наказан шелепами бывший дьякон за «самовольное поступление охотником по найму от крестьян в солдаты» и получение от крестьянского схода 16
руб. за выставление собственной кандидатуры в качестве рекрута. Синод назвал поступок обвиняемого «бесстыдной предерзостью... унизившей дьяконский чин ради временного прибытка», после чего он был подвергнут телесному наказанию и сослан в Сибирь на горные заводы15
4/8 |
| Поделиться:
Re: «Это дешевый заказ»: в Среднеуральском монасты...
детдомовские рассказывают, что у них там что то типа дедовщины, "смотрящих" иногда и воспитатели опасаются, ибо за перо в бок те по малолетке надолго не отъедут :-)
5/2 |
| Поделиться:
Re: «Это дешевый заказ»: в Среднеуральском монасты...
В Мосейцево, например, детей горчицу есть заставляли. Не хочешь-кипяток в рот заливали. Били розгами. Одну девчонку так и убили. Сколько таких ситуаций по стране. Пусть роет хоть Собчак, хоть еще кто-то
7/0 |
| Поделиться:
Re: «Это дешевый заказ»: в Среднеуральском монасты...