попадается время от времени информация об использовании мотоциклов спецназом разных стран
порылся немножко в инете
интересная тема!
спецназ и мотоциклы
СПЕЦНАЗОВЦУ НА ЗАМЕТКУ: ВЕРТОЛЕТНЫЙ ?МОТОСПЕЦНАЗ?
Одним из способов повышения мобильности специальных подразделений в тылу противника является применение мотоциклов (двухколесных, трехколесных, в том числе и оборудованных коляской), которые способны с
высокой скоростью передвигаться не только по шоссе, но и по пересеченной и пустынной местности. Легкие, но мощные современные ?байки? не только способны переместить группу спецназа на большие расстояния, но и повышают ее огневую мощь, поскольку могут перевозить громоздкое вооружение (минометы,
безоткатные орудия, ПТУР, ПЗРК), а также значительное количество боеприпасов.
ТАКИЕ машины можно легко сбросить с самолета в заданный район на парашюте в специальном контейнере или на платформе, которые гарантируют их безопасное приземление. Однако гораздо более
результативным способом является десантирование мототехники в тылу противника на грузовом вертолете вместе с ?седоками?. При этом достигается практически мгновенная готовность ?мотоспецназа? к вступлению в бой или началу его выдвижения в заданный район. Так, на состоявшихся несколько лет назад
военных учениях тайваньской армии, журналистам был с успехом продемонстрирован чрезвычайно эффектный выезд элитного спецназа на специальных двухколесных мотоциклах прямо из грузового отсека двухвинтового вертолета СН-46 ?Чинук?.
ВАЖНОСТЬ применения мотоцикла на войне поняли давно. Легкие машины, которым хватало для проезда узенькой лесной или горной тропы, существенно повышали мобильность войск. Так, в ходе Второй мировой войны германский вермахт имел на
вооружении тысячи ?железных коней?: от тяжёлых ? ?Цюндаппов? KS-750 и БМВ R-71 до лёгких ? ?Юниоров? S-125 и ДКВ RT-125. Немцы при вторжении в СССР использовали не только мотоциклы собственного производства, но и приобретённые или захваченные в других странах ? Австрии, Голландии, Чехии. Вплоть до
осени 1941 года отзывы немецких генералов о применении мотоциклов в восточной кампании были восторженными. Мотоцикл стал даже своеобразным символом блицкрига: ни один фильм ?про войну? не обходится без эффектных кадров, где немецкие мотоциклисты, лихо преодолевая все дорожные препятствия, поливают
противника из пулеметов MG, установленных в коляске. Однако с наступлением сезона дождей, когда дороги раскисли, восторг немецких генералов стал постепенно уступать место скепсису. А с приходом холодов техническая неподготовленность мотоподразделений вермахта к войне на территории СССР стала
очевидной: многие машины просто отказывались заводиться. Однако даже в Московской битве участвовали сотни тяжёлых немецких ?Цюндаппов? и БМВ.
Не менее эффективно действовали мотоциклетные части механизированных, танковых корпусов и танковых армий Советской армии. Вот только наш кинематограф,
к сожалению, не воздал им должное. Наши мотоциклисты успешно вели диверсионно-разведывательные действия в тылу противника и полосе наступления, применяя засады, налеты и другие специальные способы ведения боевых действий. На каждой боевой трехколесной ?мотоединице? размещались три бойца: водитель с
личным оружием, позади него ? автоматчик, а в коляске боец с пулемётом. Двухместные или одноместные (двухколесные) мотоциклы несли соответственно двух или одного вооруженного седока. К концу войны в Советской армии насчитывалось 11 отдельных мотоциклетных полков и около сорока мотобатальонов в
составе корпусов.
Примером эффективного применения мотоциклетных войск в ходе Великой Отечественной войны может служить Висло-Одерская операция в январе-феврале 1945 года. Действуя в отрыве от главных сил второй танковой армии на удалении до 100 км, специальные группы 3-го гвардейского
мотоциклетного полка под командованием Героя Советского Союза полковника Дикуна успешно работали в тылу противника: захватывали мосты, перерезали дороги, уничтожали узлы связи, тем самым содействуя успешному наступлению танковых частей армии.
В ПОСЛЕВОЕННОЕ время мотоциклы получили широкое распространение в армиях стран НАТО. Основной упор делался на повышение их боевых и технических характеристик: рост мощности мотора,
увеличение объема топливного бака при снижении потребления горючего, а также оснащение машин современными средствами связи, навигации и разнообразным вооружением (пулеметом, ПТУР, гранатометом и т. п.). В армии США первые разведывательные мотоциклы фирмы ?Харлей-Дэвидсон? с карбюраторными
двигателями были приняты на вооружение подразделений войсковой разведки в 1957 году. Они предназначались для проведения разведывательных и полицейских операций, а также сопровождения колонн при перевозке важных грузов.
С конца 90-х годов ХХ века в США, Великобритании и других странах НАТО
изменились требования, предъявляемые к разведывательному мотоциклу. Это было связано с принятием НАТО ?новой топливной стратегии?. Она предполагала унификацию дизельного топлива для всех типов техники, включая разведывательные мотоциклы. Поэтому были разработаны и приняты на вооружение дизельные и
многотопливные ?байки?, для заправки которых использовалось либо дизельное топливо, либо авиационный керосин.
Зарубежные специалисты считают, что дизельные мотоциклетные двигатели имеют преимущество перед карбюраторными или инжекторными бензиновыми. Они более надежны и экономичны, и с их
заправкой в тылу противника не должно возникнуть проблем. Вместе с тем бензиновые версии мотоциклов на сегодняшний день имеют лучшие разгонные характеристики, что позволяет спецназу легко отрываться от преследования и гарантированно опережать любое другое наземное транспортное средство. Тем не менее
в рамках ?новой топливной стратегии? в НАТО в 2003 году приняли на вооружение единую модель разведывательного дизельного мотоцикла, которую назвали General Purpose Motor-Cycle (GPMC). Его разработка заняла около восьми лет. В качестве базы был избран японский мотоцикл модели ?Кавасаки? KZ 650, у
которого были позаимствованы рама и ходовая часть. Мотоцикл оснащается одноцилиндровым дизельным двигателем мощностью 28 л. с., который может работать как на солярке, так и на керосине. Боевая масса мотоцикла составляет всего 167 кг.
Не отстает от стран НАТО и Российская Федерация. Согласно
сообщениям прессы, на Ирбитском мотоциклетном заводе для разведывательных подразделений ВДВ создан мотоцикл ?Урал? модели ИМЗ-8.1037 ?Gear-Up?. Мотоцикл имеет подключаемый привод на колесо коляски, что повышает его проходимость, двигатель воздушного охлаждения мощностью 45 л.с., электростартер.
Российский ?железный конь? для спецназа в отличие от GPMC ? бензиновый, но имеет 4-скоростную коробку передач с задним ходом. Крутящий момент к колесу осуществляется карданной передачей, что значительно увеличивает надежность и долговечность трансмиссии по сравнению с цепной передачей, применяемой
другими производителями мотоциклов. Вот что сказано на официальном сайте завода www. uralmoto.ru
?Испытания ирбитского мотоцикла GEAR-UP в воздушно-десантных войсках России успешно завершены. Три месяца мотоцикл модели ИМЗ-8.1037 ?Урал? Gear-Up проходил испытания в одной из частей
спецназа ВДВ России. Gear-Up использовался на дорогах и по бездорожью в тактических действиях групп, а также в качестве средства обеспечения боевой подготовки и показал себя как надежное и высокомобильное транспортное средство. По заключению военных, мотоциклы ?Урал? целесообразно иметь в штате
подразделений, что и было отмечено в протоколе испытаний. Подготовка необходимой документации для постановки мотоциклов в штат ВДВ будет завершена в ближайшее время?.
На коляске спецназовского ?Урала? установлены багажник, фара-искатель, имеется место для запасной канистры с топливом,
саперной лопатки и запасного колеса. Предусмотрены места для установки вооружения: ручного пулемета, ПТУР, гранатомета АГС-17. Полная масса мотоцикла составляет 620 кг, а максимальная скорость ? 95 км/ч. Предусмотрено парашютное десантирование мотоцикла с самолета на грузовой платформе или перевозка
его на внешней подвеске вертолета. Но? Вряд ли мотоцикл с такими весовыми характеристиками может стать подходящим транспортом для ?вертолетного спецназа??
4/0 |
| Поделиться:
Re: ИДЕАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ для спецназа (история и на...
СОВРЕМЕННЫЙ опыт применения мотоциклов постоянно расширяется. Военные ?байки?, в основном легкие двухколесные, широко применялись в ходе операции коалиционных войск против Ирака ?Буря в пустыне?. Так, французские войска активно использовали для разведки
двухколесные мотоциклы модели ?Кейджива? 350W12-MIL (?Милитари?). Около 2 тыс. таких машин были закуплены в середине 90-х годов ХХ века для французских и итальянских механизированных частей. Мотоцикл имеет легкую трубчатую раму повышенной жесткости, двигатель мощностью 26 л. с. По заказу французских
вооруженных сил для повышения маневренности фирма оснастила ?Кейдживу? более мощным двигателем (33 л. с.), шестиступенчатой коробкой передач и широкими колесами.
Израильские специальные подразделения использовали в ходе операции ?Буря в пустыне? модифицированные для пустынных условий мощные
шведские внедорожные мотоциклы ?Хускварна? (Husqvarna). Бойцы спецназа, т.н. ?охотники за СКАДами?, скрытно доставлялись в районы, где иракцы развертывали свои мобильные ракеты для обстрела израильской территории, севернее шоссе, связывающего Амман с Багдадом. Для переброски ?мотоспецназа?
использовались тяжелые транспортные вертолеты CH-53 ?Ясъур?. По прибытии на место вертолеты не выключали двигатели, а бойцы на мотоциклах стремительно съезжали по откинутой рампе прямо на песок и, разбившись на пары, мчались в пустыню на поиски ракет СКАД. Мобильность и быстрота передвижения
?охотников за СКАДами? произвели сильное впечатление на офицеров израильского генштаба, которые готовили операцию.
Своеобразными первопроходцами в применении ?вертолетного спецназа? можно считать южноафриканские recces. В 1987 году коммандос ЮАР провели в замбийском городе Ливингстоне
секретную операцию против активистов Африканского национального конгресса Южной Африки (АНК) ? ?Ливингстонский рейд?. Проведение акции осложнялась тем, что атакуемые объекты ? три резиденции АНК ? находились не только на территории иностранного государства, но в густонаселенных городских кварталах.
Командование recces перебрало несколько вариантов: от высадки вертолетного десанта прямо на улицах города и расстрела объектов из безоткатных орудий и РПГ, до использования БТР ?Ратель?. Но тогда это больше походило бы на войсковую операцию и имело мало общего ?со спецназовской хирургией?.
После многочисленных прикидок решили остановиться на оригинальном варианте, который спецназом ЮАР да и других стран еще никогда не применялся. Предполагалось посадить участников рейда на небольшие, но мощные спортивные мотоциклы. Одетые в гражданскую одежду мотоциклисты-коммандос должны были
ночью въехать в Ливингстон, провести операцию по уничтожению объектов и находящихся там людей, затем на мотоциклах же покинуть город и добраться до точки эвакуации. Для размещения оружия, взрывчатки и снаряжения мотоциклы предполагалось оборудовать небольшими багажными кофрами. А вот на территорию
Замбии двухколесные машины и десант планировалось доставить и затем эвакуировать вертолетами. Такого еще никто никогда не делал.
Отчаянные мотоциклисты
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ миссии было подобрано и оборудовано 11 легких скоростных мотоциклов японского производства:
десять одноместных и один двухместный. Первоначально предполагалось, что их будет 12, по одному на каждого члена команды спецназа. Однако после тщательных расчетов, выяснилось, что в вертолет ?Пума?, который являлся основным средством доставки спецназа ВС ЮАР, дюжина машин не влезает. Поэтому одну
пару коммандос предполагалось посадить на двухместный ?байк?.
Но главным вопросом успеха проведения операции стало умение управлять мотоциклом. И не просто управлять, а владеть виртуозно. Командование южноафриканского спецназа встало перед проблемой: требовалось 11 идеально подготовленных
?отчаянных мотоциклистов?. Но среди спецназовцев recces, хорошо подготовленных в профессиональном отношении, далеко не все представляли себе, что такое езда на спортивных мотоциклах, тем более по пересеченной местности. Хотя для многих из них двухколесные машины были не в диковинку. Многие владели
(зарплата позволяла) личными ?Хондами? и ?Ямахами?. Штаб спецопераций срочно издал директиву по подбору среди личного состава разведывательно-диверсионных полков людей, владеющих мотоциклом ?в рамках, способных обеспечить успех операции?.
Тренировки начались на базе южноафриканского спецназа
Форт Доппис, находившегося в намибийском коридоре Каприви, зажатом между Анголой, Замбией и Ботсваной. Уже спустя несколько дней коммандос, отобранные для операции, устроили на базе настоящие ?гонки по вертикали?. ?Они, как мальчишки, гоняли по дорогам базы, то и дело въезжая на бездорожье,
взбираясь на холмы и спускаясь с них. Особое внимание они уделяли овладению техникой вождения, понимая, что в конечном итоге нужна не скорость, а абсолютное внимание и полный контроль ?газа?.
Для проведения операции было сформировано две группы. Одна штурмовая в составе 12 мотоциклистов 1-го
разведполка коммандос южноафриканских специальных сил (recces). Другая, группа прикрытия, состоящая из шести военнослужащих из состава гарнизона базы Форт Доппис. Она должна была обеспечить охрану, а в случае необходимости и оборону вертолетной посадочной площадки, заранее подобранной разведчиками в
замбийском ?буше?. Штурмовая группа в соответствии с числом объектов нападения была разбита на три команды. В их задачу входил штурм офиса и двух домов АНК в центре Ливингстона, уничтожение находящихся внутри функционеров движения, выемка документов, минирование помещений и их подрыв.
Группа
прикрытия состояла из опытных солдат, которые, однако, не являлись спецназовцами. Они должны были заранее десантироваться с вертолета на замбийской территории и занять оборону по периметру посадочной площадки. Солдаты в отличие от спецназа, одетого в ?гражданку?, действовали в южноафриканской
полевой форме светло-коричневого цвета. На этом, кстати, настояли сами коммандос recces. Они посчитали, что солдатам армии нечего рисковать и в случае неудачи спецоперации они смогут сдаться в плен, воспользовавшись всеми правами военнопленных. Себе же спецназовцы этой привилегии не оставляли. Они
отдавали себе отчет в том, что, если кто-либо из них будет схвачен на территории иностранного государства в гражданской одежде, без документов и с оружием в руках, участь его будет незавидна.
Группа прикрытия вооружалась штатными автоматическими южноафриканскими винтовками R-4 ?Вектор?. Кроме
того, в распоряжении командира группы находился ручной пулемет и несколько реактивных гранатометов советского производства РПГ-7. Спецназ был вооружен более скромно. В основном это были пистолеты с глушителями, гранаты и пластиковая взрывчатка. На крайний случай коммандос взяли с собой по паре тех
же автоматических винтовок R-4 на каждую команду. Для них пришлось соорудить специальные ременные крепления и везти на себе, укрыв под просторными куртками, в которые облачились мотоциклисты. Командиры команд снабжались рациями типа ?воки-токи?, способными поддерживать связь с
самолетом-ретранслятором и между собой.
Операция началась
24 АПРЕЛЯ 1987 года в 19.00 с базы ВВС ЮАР Мапача в полосе Каприви в Намибии взлетел вертолет ?Пума? и взял курс на территорию Замбии. На его борту находилась группа прикрытия. Полет происходил на максимально низкой
высоте: машина чуть не касалась веток деревьев в буше. Вертолет с погашенными полетными огнями сделал большую дугу в глубине замбийской территории и вышел на точку в нескольких десятках километров от Ливингстона, заранее помеченную портативными инфракрасными маяками. Десантирование заняло всего
несколько секунд, вслед за этим крылатая машина немедленно легла на обратный курс. Однако чтобы сбить с толку РЛС замбийской армии, летчики избрали обходной маршрут. Группа южноафриканских солдат, высадившаяся в замбийском буше, немедленно взяла под охрану периметр посадочной площадки. Посты были
выставлены и у шоссе, ведущем в Ливингстон, которое находилась в 2,5 км от площадки.
В 00 часов 15 минут 25 апреля 1987 года с территории базы спецназа Форт Доппис поднялись в воздух два вертолета ?Пума? ВВС ЮАР. На борту одного их них находилось 12 одетых в гражданскую одежду коммандос
recces, а в другом ? одиннадцать тщательно проверенных и заправленных ?железных коней?. Через полтора часа полета вертушки, точно наведенные по радио командиром группы прикрытия, приземлились на территории Замбии. Для выгрузки мотоциклов летчикам пришлось не зависать, а приземляться ?на три точки?.
Воспользовавшись пустынностью ночного шоссе, ведущего в Ливингстон, южноафриканцы быстро вывели свои мотоциклы на дорогу. Они не стали тащить ?байки?, продираясь сквозь буш. Едва взлетели вертолеты, коммандос, сполна воспользовавшись недельной тренировкой в Форт Доппис, оседлали своих
?железных коней? и устремились к шоссе. Мощные и легкие мотоциклы, оснащенные резиной с внедорожным протектором, легко преодолели участок саванной местности. Выбравшись на асфальт, диверсанты дали полный газ и двинулись в сторону Ливингстона. Через час все двенадцать коммандос находились у
придорожного отеля при въезде в город. Отсюда их пути расходились. Командир группы с двумя напарниками двинулся в центр города к Национальному музею, где располагался центральный офис АНК, а две другие команды, выждав около получаса в соответствии с хронометражем операции, двинулись по направлению к
своим объектам атаки. В городе коммандос ориентировались достаточно уверенно. Помогла выученная назубок карта Ливингстона и ориентировки южноафриканских агентов в городе.
После проведения операции по штурму и зачистке объектов АНК все три команды recces встретились в условленном пункте и
двинулись на предельной скорости к месту эвакуации. Вызванные по радио с базы Мапача вертолеты осуществили посадку на территории Замбии, в 6 часов 20 минут утра и спецназ, и группа прикрытия, и мотоциклы уже находились на территории Каприви, на базе Форт Доппис. Операция завершилась без потерь.
В результате штурма объектов АНК в городе были убиты четверо мужчин, а также пострадала одна женщина, как выяснилось позже, оказавшаяся племянницей министра обороны Замбии генерала Малимба Машеке. Командование ВС ЮАР записало всех убитых ?в террористы АНК?, однако замбийское руководство объявило
их своими гражданами, что скорее всего более соответствовало истине ? как выяснилось, активисты АНК успели покинуть помещения. Однако несмотря на это, нельзя не признать, что задачу, поставленную перед ним, спецназ выполнил полностью. Сама акция прошла, что называется, без сучка, без задоринки. Все
этапы: разведка местности, высадка боевой и вспомогательной групп в глубине саванны (буша) другого государства, доставка туда ?байков?, сам мотоциклетный рейд в город и последующая эвакуация ?мотоспецназа? были выполнены безукоризненно. Среди специалистов по истории спецназа Ливингстонский рейд
считается эталоном скрытной доставки разведывательно-диверсионной группы на территорию другого государства и проведения операции с применением нетрадиционных еще в то время для спецназа мотоциклов.
Сергей КОЛОМНИН
Иллюстрации из архива автора
Великая Отечественная Война, английские десантные части использовали вот такой складной "мопед"
погонять бы на таком :-D
spez-naz.org сообщает ;-) ещё интересный материал :-)
1) ВВЕДЕНИЕ.
Многие военные специалисты предполагали, что Вторая мировая война окажется войной моторов. И мотоциклы сыграют в ней важ-ную роль. Чтобы добиться превосходства над противником, требова-лось
создавать специальные мотоциклы, предназначенные для непос-редственного участия в боевых действиях.
Своё место в наших вооружённых силах эти боевые машины заняли не сразу. Потребовалось время, чтобы они обрели тот вид и стали играть ту важную роль в войсках, которая им отведена сегодня.
К началу боевых действий в нашей армии было не более 15 тыс. мотоциклов. Германский мотоциклетный парк значительно превышал наш за счёт мотоциклов Австрии, Голландии, даже враждебной им Англии.
2) НОВЫЙ СОВЕТСКИЙ АРМЕЙ-СКИЙ МОТОЦИКЛ.
В начале 1940 г. Главное
бронетанковое управление (ГБТУ) провело обсуждение проблемы мотоциклов в Рабоче - крестьянской Красной Армии (РККА). На расширенное заседание пригласили представителей мотоциклетных заводов. В зале для совещания выставили мотоциклы : ИЖ-8, Л-8, ТИЗ-АМ-60 и ПМЗ-А-750, а также иностранные машины фирм
Harley-Davidson, BSA, ZÜNDAPP, BMW и д.р. Директора заводов хвалили свои мотоциклы и утверждали, что их предприятия смогут обес-печить массовый выпуск демонстрируемых моделей. Но военные недо-верчиво выслушивали эти речи. Краткие характеристики каждой машине давал известный в стране
мотоспециалист И.П. Дюмулен. Вдруг его спросили : ?На каких мотоциклах наступает фашистская армия??. И он указал на BMW R71. ? В таком случае, - заявил военный с ромбами в пет-лицах и золотыми шевронами на рукавах, - нужно воспроизвести именно этот мотоцикл?.
Руководство страны решило
срочно организовать серийное произ-водство точной копии мотоцикла BMW R71. Для отработки новой модели в Москве на производственных площадях Московского велоза-вода создали Московский мотоциклетный завод (ММЗ) ? ?Искра?. При нём организовали Центральное конструкторское бюро по тяжёлым мотоциклам
(ЦКБМ) во главе с Н.П. Сердюковым, проработавшим на авиамоторном производстве фирмы BMW в течение 1935 ? 1940 гг. Этому коллективу предстояло разработать чертежи нового мотоцикла с коляской, обозначенного М-72.
В нашу страну доставили пять мотоциклов BMW R71 и комплект чертежей этой модели.
Три машины передали на автозавод им. Сталина (ЗИС), две ? на ММЗ, где одну ? разобрали до последней детали, а дру-гую сохранили как эталон. Проектировщики встретились с немалыми трудностями. Так, конструкторская документация BMW R71 оказалась выполненной по второму классу точности. Значит, допуски
на изготов-ление всех деталей были одинаковыми, например, на шестерни коробки перемены передач (КПП) и крылья колёс. Однако здравого конструктор-ского смысла в этом не было, поскольку изготовление по таким чертежам содержало бы излишние трудозатраты. К тому же, как показывал опыт отечественных
предприятий, в иностранных машинах не все размеры деталей на бумаге и в действительности совпадали. Требовалось тщатель-но измерить каждую деталь мотоцикла, сопоставить её размеры с указан-ными на чертежах и, при необходимости, внести в них уточнения, чтобы выполнить приказ: ?Сделать точно такой
мотоцикл ?. По мнению же конструкторов представлялось целесообразным по возможности осла-бить требования к точности изготовления. Словом, предстояло произ-вести корректировку конструкторской документации.
Ответственность за серийный выпуск М-72 распределили следу-ющим образом.
Головным предприятием определили ММЗ. На нём предстояло собирать мотоциклы, обкатывать, подготавливать к эксплу-атации, комплектовать всем необходимым и передавать воинским под-разделениям. На ЗИС предстояло создать специализированный цех по изготовлению двигателей и там разработать всю
конструкторскую доку-ментацию на мотор М-72. Автозаводу им. КИМ поручили отработать документацию на КПП, освоить серийное производство этого агрегата и в дальнейшем поставлять его на ЗИС для сопряжения КПП с двигателем. ЗИС собранный силовой агрегат передавал ММЗ. Главную передачу, карданный вал,
колёса и коляску поручили выпускать Горьковскому автомобильному заводу (ГАЗ), чтобы поставлять всё это на ММЗ. Свето-технику ? Заводу осветительной аппаратуры (г. Киржач Владимирской области), электрооборудование ? Московскому заводу АТ-1, трубы для рамы ? Харьковскому велозаводу (ХВЗ), карбюраторы
? Московскому арматурному заводу АТ-2, входившему в структуру ЗИС.
Опытные образцы М-72 изготовили в начале 1941 г. на заводе ?Искра?. Их обкатали и решили, по установившейся традиции, показать руководству страны. В марте 1941 г. подготовили три мотоцикла: два - - М-72 и один ?
немецкий BMW R71. Водитель-испытатель Б.В. Зефиров готовил М-72 к показательной поездке. Главное, что требовалось от него, - обеспечить уверенный запуск мотора. Холодным утром три мотоцикла, в сопровождении автомобиля НКВД, прибыли в Царь-колокола. Из Кремлёвского дворца вышла группа генералов с
золотыми галунами на рукавах шинелей. Они внимательно осматривали мотоциклы и что-то негромко обсуждали. Затем приказали завести один М-72 и несколько раз объехать Царь-колокол. Б.В. Зефиров выполнил приказ и точно остано-вил машину возле осколка колокола. ?ну что, - сказал один из генералов, -
будем принимать??. Остальные согласились и стали положительно высказываться о новинке, а затем приказали перегнать мотоциклы на завод. Так буднично обнародовали решение о запуске нового армейского мотоцикла М-72 в серийное производство.
3) ВСЁ ЛУЧШЕЕ-В АРМИЮ.
В 1940 г.
Мотопромышленность нацеливали на резкое повышение выпуска мотоциклов. В соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) и Совета народных комиссаров (СНК) СССР от 26.06.40, в Ленинграде заводу ? Красный Октябрь ? предписывалось до 15.08.40 передать на завод ?ПРОМЕТ? всю документацию по мотоциклу Л-8,
спецоборудова-ние, необходимое для изготовления этой машины, материалы и ?незавер-шёнку?, т.е. изготовленные детали и узлы. А для скорейшего развёрты-вания на заводе ?ПРОМЕТ? выпуска Л-8, с завода ? Красный Октябрь ? направили 10 инженеров-конструкторов, 10 инженеров-технологов, 12 мастеров и 50
рабочих, занятых изготовлением ?восьмёрки?. Приказом по Наркомату общего машиностроение (НКОМ) от 7.08.40 заводу ?ПРО-МЕТ? предстояло осуществить подготовку к выпуску в 1941 г. 10 тыс. мотоциклов Л-8 и организовать мотоциклетное бюро. При этом не позд-нее 10.08.40 получить с завода ?Красный Октябрь?
рабочие чертежи Л-8, а также технологические карты, копии специального инструмента и оснастки; не позднее 15.08.40 создать цех по сборке Л-8 и изготовить в нём 10 опытных ?восьмёрок?; к 25.08.40 сверстать план поставок ком-плектующих изделий заводом-смежниками; в IV кв. 1940 г. серийно изго-товить
400 экземпляров Л-8. В августе 1940 г. предстояло прекратить выпуск мотоциклов на заводе ? Красный Октябрь ? и сосредоточить производство Л-8 на заводе ?ПРОМЕТ?, который с того момента ? 8 ав-густа 1940 г., в соответствии с приказом по НКОМ ? 102с предписы-валось именовать как ?Ленинградский
мотоциклетный завод? (ЛМЗ).
Тот же приказ обязывал заводы, подчинённые НКОМ, осуществить переход к массовому производству мотоциклов, причём Л-8 в следующих объёмах: 1940 г. ? 1700, 1941 г. ? 24 тыс. Предписывалось создать в стране мощности по выпуску мотоциклов: 40 тыс. ? к 01.01.42 и
55 тыс. ? к 01.01.43. В целом предстояло обеспечить рост выпуска мотопродукции до конца 1942 г. По мотозаводам следующим образом. Ижевскому, ЛМЗ и Серпуховскому нужно было обеспечить годовой выпуск по 10 тыс. машин Л-8, причём, на первом следовало снять с производства ИЖ-8, а на втором ? МЛ-3. К
тому же сроку ещё не построенным Венюковскому и Пензенскому мотозаводам требовалось обеспечить годовой выпуск М-72 с колясками ? по 15 тыс. Названные мотозаводы, а также велозаводы Московский (МВЗ) и ХВЗ предписывалось подчинить Главному управле-нию по производству мотоциклов и велосипедов
(Главмотовелопрому), при нём же организовать экспериментальную базу с ЦКМБ и со време-нем включить в его состав заводы, выпускавшие комплектующие изделия для мотоциклов: электрооборудование, ободы, щитки, спицы, ниппели и пр.
Главмотовелопром обязали к 20.08.40 привлечь в свой коллектив
20 наиболее опытных специалистов из системы НКОМ, подобрать 12 человек для командировки на мотозаводы Германии, возложить на ЦКМБ ответственность по выпуску мотоциклов М-72.
Специалисты с трудом представляли себе, как можно выполнить столь сложное задание по выпуску мотоциклов. Однако события
требовали корректировки и этого чрезмерно завышенного плана.
Приказом ? 104сс от 11.03.41 по Наркомату среднего машиностро-ения (НКСМ), в который перевели Главмотовелопром со всеми входив-шими в его состав заводами, следующим образом расширили номенкла-туру и подняли план выпуска
мотоциклов: на 1941 г. до 42,5 тыс. машин, а на 1942 г. до 90 тыс. От ЛМЗ неожиданно потребовали в июне 1941 г. Прекратить выпуск Л-8, сразу же начать изготовление М-72, завершив необходимую реконструкцию завода в I кв. 1942 г. На харьковском заво-де ?Серп и молот? следовало с 01.04.41 прекратить
выпуск сельскохо-зяйственной и иной техники и с июня 1941 г. начать выпуск М-72, подго-товив в конце года завод к обеспечению годовой программы в 50 тыс. мотоциклов М-72 и 125 тыс. колясок к ним. Не менее серьёзные задания получили и другие заводы. Плюс к этому отдельные заводы сориентиро-вали на
изготовление различных комплектующих: в 1941 г. ЗИС обязали для М-72 изготовить 20 тыс. двигателей, укомплектованных КПП, а вновь созданным Московскому и Киевскому заводам по изготовлению мотоциклетных моторов (МЗММ, КЗММ) ? сделать на каждом по 3 тыс. таких же двигателей и КПП к ним. Заводу им. КИМ
? изготовить и пере-дать на ЗИС 20 тыс. КПП для М-72, а ГАЗ только в 1941 г. ? 32 тыс. боко-вых прицепов к М-72. И это должно было стать только началом: уже в 1942 г. автозаводы ЗИС и им. КИМ должны были изготовить по 30 тыс. моторов и КПП для мотоциклов М-72, а ГАЗ ? 110 тыс. колясок к тем же
машинам. Были даны и специальные распоряжения в обеспечение выпол-нения этих планов. Приказом по Главному управлению противовоздуш-ной обороны обязали директора ЛМЗ обеспечить постройку бомбоубе-жищ на территории предприятия.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 4.03.41 Харьковский завод
сельхозмашин ?Серп и молот? перевели в Главмотовелопром, наз-вали Харьковским мотозаводом (ХМЗ). И первые 100 мотоциклов М-72 на ХМЗ предлагалось сделать в августе 1941 г.
Эти приготовления, с учётом официальной концепции ведения вой-ны на территории потенциального противника, представлялись
вполне достаточным. Однако внезапно развязанная фашистской Германией вой-на с СССР, в особенности её непредвиденное течение в 1941 г., резко изменили планы выпуска отечественных мотоциклов. Построить Пензен-ский и Венюковский мотозаводы не удалось. Наспех спланированная программа резкого увеличения
выпуска отечественных мотоциклов не была реализована.
4) ВОЙНА.
Оккупанты двигались на самых разных мотоциклах: тяжёлых ? ZÜNDAPP KS-750 и KS-800, BMW R-71 и R-51, DKW NZ-500, средних ? BMW R-35,DKW NZ-350 и NZ-250, Aero KR-25S, ZÜNDAPP DBK-250, лёгких ? Junior
S-125, DKW RT-125, NSU 125 ZDR и множество других. Немцы ехали по нашей земле не только на собственных мотоциклах, но и на приобретённых в других странах ? Австрии и Голландии, враждебной им Англии и пр. Причём, самых разнообразных ? более 20 фирм и 50 моделей, с рабочим объёмом движков от 60 до 800
см3. Поначалу вся эта мотоармада ошеломила наших бойцов. Летом езда на мотоциклах немцам казалась прогулкой. Но вскоре наступила дождливая осень, а затем и лю-тая зима. Тогда-то и сказалась не столь уж высокая подготовленность мотосоединений Вермахта к войне на нашей территории. В Московской битве
участвовали в основном тяжёлые ?Цюндаппы? да ?БМВ?. Из-за поломок лёгкие и средние мотоциклы немцы бросали на полях сражений и даже на подступах к ним.
Наша армия упорно сопротивлялась, и в этом помогали ей мото-циклисты. В июле ММЗ стал серийно выпускать М-72. Заводчане постав-ляли свою
продукцию прямо в воинские части, сражавшиеся на москов-ском направлении. В течение лета-осени ММЗ передал фронту более 3 тыс. этих грозных машин. Тогда же в столице организовали завод по ремонту мотоциклов. Он подчинялся Главному бронетанковому управле-нию Красной Армии и назывался ?
Бронетанковоремонтный завод ? - - БРТЗ ? 20. Его разместили в хозяйственных бараках, принадлежавших киностудии ?Мосфильм? и располагавшихся на территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ, ныне ВВЦ). Ранее там изготав-ливали боевые тачанки, но в конце 1941 г. перешли исключительно на
ремонт мотоциклов.
В составе БРТЗ ? 20 организовали подразделение разборки, мойки и дефектовки деталей, электроцех (нач. Топорин), где выполняли свароч-ные работы. Механический завод (нач. Палкин) укомплектовали парком металлорежущих станков. В сборочном цехе (нач. инженер-капитан И.Л.
Борисенко) сделали два конвейера: первый ? для сборки мотоциклов с двухтактными моторами ? Л-300, ?Красный Октябрь?, ИЖ-7, ИЖ-8, вто-рой ? с четырёхтактными ? ТИЗ-АМ-600, позже ? М-72. В отдельном по-мещении размещались склады ( нач. В.Г. Левкиевская) готовой продук-ции и металлолома. В моторном
цехе (нач. Карпушкин) собирали движ-ки, производили обкатку: сначала холодную, а затем и горячую. Обкат-кой собранных мотоциклов командовал Г. Курбашов. Всю документацию подготавливали в техническом отделе ( нач. Смирнов). За организацию производства отвечал И.Г. Толкушкин. Начальником ОТК были Б.А.
Чер-нышёв, а с февраля 1943 г. ? Ю.Г. Христофоров. Главным инженером Ра-ботал П.С. Милованов, а начальником БРТЗ ? 20 ? инженер ? капитан Б.А. Борский. Почти все руководящие должности занимали офицеры Красной Армии. Из-за нехватки рабочих привлекли учащихся ремеслен-ных училищ: мальчиков и девочек
16 лет. Их называли ремесленниками.
С фронта на БРТЗ ? 20 привозили разбитые трофейные и отечест-венные мотоциклы, выпускавшиеся до войны. Их разбирали, причём не-мецкие сразу отправляли в металлолом из-за невозможности восстанов-ления в установленные сроки. Детали от наших мотоциклов
тщательно мыли, а затем сортировали: непригодные ? в металлолом, пригодные на склад. Отдельно восстанавливали двигатели, рамы, передние вилки. На сборку поступали восстановленные и сделанные заново детали и собран-ные на заводе узлы: двигатели с КПП, колёса, передние вилки и пр. Мо-тоциклы собирали
на движущихся стапелях. Закреплённая на стапеле ра-ма постепенно обрастала узлами и деталями, продвигалась по конвейеру, превращаясь в готовый мотоцикл, передававшийся на обкатку ( до 60 мо-тоциклов в день). Прошедшие ОТК мотоциклы обкатчики заправляли и своим ходом перегоняли на рижскую товарную
станцию. Особенно труд-но приходилось с М-72. Коляски к ним поступали из города Горького (ныне Нижний Новгород). Обкатчикам ?двадцатого? завода приходилось экономить бензин. Поэтому к одному мотоциклу они цепляли ещё пять, причём цугом, т.е. друг за другом. На каждом ? сидел водитель, и голов-ной
буксировал остальные. На Рижской - товарной станции пять достав-ленных на буксире машин сдавали приёмщикам, а на головном вшесте-ром своим ходом возвращались на завод. Мотоциклы грузили в 16-тон-ные двухосные вагоны, так называемые ?теплушки?. В каждую ? втиски-вали 8 мотоциклов с коляской.
По воспоминаниям нач. ОТК Ю.Г. Христофорова на рамах и двига-телях мотоциклов ТИЗ_АМ-600 в основном были четырёхзначные номе-ра, что свидетельствовало о количестве этих машин, сделанных до вой-ны. По его данным, отремонтированные на БТРЗ мотоциклы для повтор-ного ремонта на завод не поступали.
Однажды с фронта привезли прос-лавленные мотоциклы ИЖ-1 и ИЖ-3. Оба были одиночками. ИЖ-1 ока-зался в хорошем состоянии. Когда его собирали, то многие заводчане приходили любоваться этим сокровищем. ИЖ-3 оказался сильно разбит, его, похоже, неоднократно ремонтировали в полевых мастерских, где и
установили автомобильные колёса. Машину решили не восстанавливать. А жаль! Ведь ИЖ-1 сохранили, и в наши дни его демонстрируют в музее ОАО ? Ижевские мотоциклы ?, а ИЖ-3 оказался утрачен. Но тогда о сохранности раритетов не задумывались, нужно было Родину защищать.
В конце 1943 г. двухтактные
отечественные мотоциклы и ТИЗ-АМ--600 на БРТЗ ? 200 перестали поступать. Вместо них привозили упако-ванные в ящики американские мотоциклы Harley-Davidson, получаемые по ленд-лизу. Конвейер для сборки двухтактных мотоциклов разобрали, и в сборочном цехе стало свободнее. ?Харлеи? собирали во дворе под
навесом. Качество упаковки восхищало. Внутренняя поверхность ящиков из высококачественной древесины оказалась покрытой толем. В каждом ящике находился полный сборочный комплект мотоцикла. Все отверстия в узлах и деталях на фирме заглушали особыми пробками. К рамам ?Харлеев? приваривали шарниры для
крепления мотоколясок, поступав-ших с автозавода ГАЗ. Скорость ?Харлея? - одиночки превышала 110 км/ч, а с коляской ? 90 км/ч.
БТРЗ ? 20 просуществовал до конца 1945 г. З а этот период завод передал в войска более 10 тыс. восстановленных отечественных и соб-ранных американских мотоциклов. Это
была существенная помощь фронту.
Ремонтом и сборкой мотоциклов занимались и другие заводы. Так, на Серпуховском мотозаводе в 1943 г. собрали 293 мотоцикла ?Indian? марки 741-В с коляской от М-72, а в 1943-1944 гг. ? 681 ?одиночку? той же марки. На ММЗ ?свинтили? немало ?одиночек?: в 1943-1944
гг. ? - 1581 ?Indian?, в 1944-1945 гг. - 1589 ?Harley-Davidson?, в 1944 г. - 41 ?Velocette?, 109 ?BSA? и даже 7 мотоциклов ?Matchless?, На ХВЗ в 1944 г. собрали 394 ?BSA?, 48 ?Velocette? и 13 ?Matchless?. Мотоциклы-оди-ночки собирали и в Наркомате обороны (НКО), и в Красной Армии на складах НКО
?511, 942 и 3708 в 1942-1943 гг. собрали 871 ?Indian?, в 1942-1944 гг. ? 2294 ?Velocette?, в 1944 г. ? 56 ?BSA? и 11 ?Matchless?. А в 14-м и 15-м мотоциклетных полках в 1943 г. собрали 648 ?Indian?.
По данным ГБТУ в Красную Армию всего передали 27690 импорт-ных мотоциклов. Из них ? 11642 с
колясками и 18048 ? ?одиночек?.
Кроме того, на ММЗ и Серпуховском мотозаводе во время войны отремонтировали и передали в войска несколько тысяч трофейных мото-циклов.
Мотозаводы Центра и Юга страны эвакуировали в Восточные рай-оны. Так, мотопроизводство с ЛМЗ и ХМЗ доставили в Горький
на территорию завода ?Красная Этна? в инструментально-ремонтный кор-пус. Руководитель вновь организованным Горьковским мотозаводом (ГМЗ) поручили бывшему директору ЛМЗ М.Г. Соловьёву. На ГМЗ пере-дали знамя ХМЗ и присвоили его же имя ? ?Серп и Молот?. А вот ММЗ, цех по изготовлению двигателей на ЗИС
и участок по производству КПП автозавода им. КИМ а также мотопроизводство Ижевска вместе с час-тично эвакуированным из Киева производством мотоциклетных двигате-лей и мотоцепей из Харькова, перевезли в город Ирбит Свердловской обл. на территорию пивзавода, г де организовали Ирбитский мотозавод
(ИрбМЗ). Первым директором ИрбМЗ стал М.Ф. Ломанов ? бывший директор ММЗ. На ГМЗ и ИрбМЗ освоили выпуск мотоциклов М-72, а в Ирбите только подготавливали производство.
Из Таганрога оборудование по выпуску мотоциклов эвакуировали в Тюмень, причём, как и в Ирбите, - на пивзавод, где
организовали Тюмен-ский мотозавод (ТМЗ). Его возглавил Удалов. На ТМЗ восстановили выпуск ТИЗ-АМ-600, используя ?незавершёнку?, детали, привезённые из Таганрога. А недостающие ? изготавливали на месте. Когда в ноябре 1943 г. запасы ?незавершёнки? закончились, ТМЗ слили с ГМЗ, доставив в Горький всё
мотоциклетное оборудование и специалистов. По отчёт-ности ИрбМЗ и ГПЗ в годы войны на них изготовили, соответственно, 9799 и 6948 мотоциклов М-72.
6) В БОЯХ ЗА РОДИНУ.
Мотоциклы поступали во все рода сухопутных войск. Создаваемые во время Отечественной войны мотоциклетные части
завоёвывали авто-ритет и уважение в бронетанковых и механизированных войсках Красной Армии, в особенности, когда они действовал самостоятельно. Мотоцик-лы использовали для связи штабов с воинскими частями и соединениями, внутри соединений и подразделений, для ближней разведки, в моторизо-ванных
группировках, где из них формировали мотоциклетные роты, батальоны и полки. Удачно действовали мотоподразделения, занимав-шиеся наблюдением за противником через линию фронта. Особую славу мотоциклисты снискали за смелость в разведке боем. Мотоциклами обеспечивали и бронетанковые подразделения. На
каждое боевой ?мотоединице? размещались три бойца: водитель с личным оружием, сзади него ? автоматчик, а в коляске, оснащённой ? Дегтяревым пехот-ным?, - пулемётчик.
Во время битвы под Москвой при лютом морозе отличился 46-й мотоциклетный полк. Это подразделение воевало на северо-западном
направлении. Вместе с другими воинскими частями ? сорок шестой ? освобождал Волоколамск. Его бойцы участвовали и в разведке, и в боях совместно с лёгкими бронемашинами БА-64. Мотоциклисты проявляли чудеса отваги в схватках за каждый населённый пункт, оккупированный врагом. Немцы-то сидели в
укрытиях, а нашим ? приходилось под огнём противника мчаться по заснеженному бездорожью. Водителей мотоцик-лов выручила смекалка. Они двигались неплотным строем, а маневриро-вали, как бы метались, что мешало вести по ним прицельный огонь. К то-му же сидевшие за их спинами автоматчики, а в колясках ?
пулемётчики, стреляли на ходу. Их поддерживали двигавшиеся в едином боевом поряд-ке бронемашины БА-64.
По мере продвижения фронтов на запад, искусство ведения боя с участием мотоциклистов совершенствовалось. Они прикрывали фланги наступавшей пехоты, кавалерии, инженерных подразделений,
участво-вали в рейдах танковых соединений, врывались в образовавшиеся бреши обороны противника. Всё это мотоциклисты совершали с большим рис-ком и отчаянной храбростью.
Постепенно вырабатывались и особые методы, способствовавшие успеху ведения сражений на мотоциклах. Так, легендарный
мотоциклист Б.Ф. Зефиров рассказывал, что заводские испытатели мотоциклов реко-мендовали бойцам во время боя, при встречном вражеском огне, не оста-навливать машины и не глушить двигатели, предпочитая этому хотя бы медленное сражение, по возможности за естественными укрытиями, на равнине же ?
постоянно маневрировать и перестраиваться, чтобы мешать прицельной стрельбе противника. В своих воспоминаниях командир мо-тоциклетного батальона Дегтярь писал: ?Мотоциклы М-72, несмотря на бездорожье и плохие климатические условия, работали отлично и слу-жили грозным оружием в борьбе против
фашистских оккупантов?.
К концу войны мотоциклисты прекрасно освоили тактику ведения боя в движении и внесли свой собственный, особенный вклад в общую победу над сильным врагом. Учитывая боевые заслуги бойцов-мотоцик-листов, мотоциклетные подразделения включали в парады на Красной площади, в
том числе и в Парад Победы.
?Великая Отечественная война, важную роль в которой сыграли мотоциклы, давно закончилась. Но помнить о них нужно ВСЕГДА.
4/0 |
| Поделиться:
Re: ИДЕАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ для спецназа (история и на...
Тема просто супер! На самом деле мотоциклам на государевой службе должно уделяться огромное внимание. Ведь область привенение необъятна и не только в армии и милполиции. Мотики и квадры на службе у егерей, рыбнадзора, СМП, почты и т.п. вещь неиспользуемая направсно. И такие исторические фотки
наводят на мысль, что в досколковскую эпоху и люди то были посмышленнее. :-D
2/0 |
| Поделиться:
Re: ИДЕАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ для спецназа (история и на...
Складной мопед, применявшийся британскими парашютистами во время ВМВ. Мопед собирался и заводился за 15 секунд, весил 32 кг и развивал скорость до 50 км/ч
Великая Отечественная Война, английские десантные части использовали вот такой складной "мопед"
Не ВОВ, а Вторая Мировая.
А по теме -
Цитата: От пользователя: Видеорегистратор+
Легкие, но мощные
современные ?байки? не только способны переместить группу спецназа на большие расстояния, но и повышают ее огневую мощь, поскольку могут перевозить громоздкое вооружение (минометы, безоткатные орудия, ПТУР, ПЗРК), а также значительное количество боеприпасов.
это бред. Функции
перевозки вооружения громоздкого лежат уж никак не на легких мотоциклах одиночках.
А в нормальных армиях мотоцикл с боковым прицепом заменен квадрами, багги или "Джипами"
0/1 |
| Поделиться:
Re: ИДЕАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ для спецназа (история и на...
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)