Загадочная история гибели группы Игоря Дятлова 2 февраля 1959 года близ горы Холат-Сяхл продолжает волновать многих. Пешком, на лыжах, велосипедах, снегоходах, квадроциклах и джипах люди стремятся на Перевал, чтобы своими глазами увидеть пирамидку и мемориальную плиту, установленные на скальном
останце вблизи от места, где была обнаружена палатка дятловцев.
Мы, а это Олег
как ярые приверженцы эндуро, решили ехать
на моциках. Первая попытка была предпринята в 2008 году. Тогда из-за сильных дождей и нашей неопытности не дошли до Перевала всего 11 км. Естественно, нынче жаждали реванша. Однако вторая попытка закончилась бесславно в 2 км севернее Ивделя из-за сгоревшего генератора Ямахи. Третий раз ехать
собрались спонтанно, и были жестко ограничены по времени. Но забегая вперед, скажу, что мотоциклетно-восходительную часть маршрута удалось уместить в 2 суток.
Итак, в 6 утра 21 августа стартовали из пос. Калья.
После поселка нас ждал первый сюрприз. Мост через реку Вижай, который в прошлом году мы проскочили, не заметив, оказался размыт паводком. Но вода была невысокой, и брод мы взяли даже без разведки.
Мотоциклы мы
аккуратно по нему перекатили, а квадрики и все, что крупнее, идут понизу. Без проблем добрались до Ауспии, по пути обогнав колонну геологов. Дорога до базы Ильича была сильно раскатана тяжелой техникой, но проблем для нас не составила. Обычные для этого участка бездонные лужи объезжали по лесу,
спасибо квадрикам.
Уже к 14 часам дня добрались до базы Ильича. Довольные взятым темпом, собрались ехать к избушке в кедровнике и там пообедать, но погода, до этого ясная и теплая, резко испортилась. Набежали тучи, грянул гром, полил дождь. Кстати, год назад попали в дождь в этом же месте.
Сразу закралась мысль, что духи перевала не пускают нас к себе. Но, тем не менее, под дожем покарабкались наверх. По пути к избушке преодолели ручей в (2/3 колеса) и болотце (по квадриковским объездам). До избушки в кедровнике доехали без больших проблем, хотя уже начала сказываться усталость.
Пообедав сухим пайком , двинули на штурм перевала Чарнканур. По опыту прошлой поездки помнили, что это был самый сложный участок. Тогда мы вышли на него (4 км!) в 11 часов, добрались до вершины только к 18 часам и повернули назад, к избушке, по причине полного упадка сил и заканчивающегося топлива.
Нынче условия были не лучше. Дождь возобновился, дорога раскисла, по колеям и горы текли ручьи. Много проблем доставляли корни кедров. Некоторые были перепилены, но далеко не все. Двигались по колее, выставив одну ногу в качестве лыжи. Преодолели болотину, разьезженную донельзя, где-то по
объездками, натоптанным квадриками, где-то просто по лесу между деревьями (+++ эндуро!).
Затем дорога стала резко забирать вверх, начались ступеньки и россыпи камней, через которые мотики перетаскивали вдвоем. Участились падения, и хоть запасные канистры мы скинули, каждый килограмм снаряжения в баулах давал дополнительную нагрузку и соответственно, усталость. Но опыт и лучшая
подготовка техники сыграли свою роль, и 4 км до вершины Чарнканура мы преодолели всего за 4 часа! Там от усталости просто повалились на землю и минут 30 отдыхали.
До Дятлова оставалось около 11 км. Только собрались
тронуться, услышали шум моторов. Подъехало 5 квадриков из Перми. Дальнейшее восхождение и обратный путь шли параллельно, то они нас обгонят, то мы их.
Дальнейшая дорога была уже проще. Было 2-3 км колеи и грязи при подъеме на главный хребет, а местами даже ехали на 2-3 передачах. Ближе к
границе леса деревья стали реже, было ощущение, что едешь по парку. Время подходило уже к 21 часу, начали думать о лагере. Квадрики очередной раз перегрелись, встали на ночевку и предложили устроиться по соседству, но мы проехали еще несколько км, нашли ручей, и уже в сумерках, под периодически
возобновляющимся дождем, расставили палатки и натянули тент. Было не холодно, но мокро, и только кривые березки из дров. Решили не мучиться с костром, а опять обойтись сухим пайком. Тут оформилась мысль о том, что иметь бензиновую горелочку в такой ситуации было бы совсем неплохо. Спали прекрасно:
хоть и на косогоре, но как убитые. К утру снова набежала гроза, и часа на 3 зарядил дождище. К 9.30 дождь утих, вылезли из теплых спальников. Оказалось, что ручей разлился раза в 4, тент наш оборвало, и все вещи еще больше намокли. Позавтракали опять без костра, скрипя зубами, натянули мокрую
одежду, и поехали искать обелиск, до которого GPS обещал около 1,5 км.
Дорога вела нас в гору по тундре, но на камнях потерялась.
Поехали по навигатору, и вскоре снова нашли следы, которые привели нас к цели. Останец с памятной плитой стоит отдельно от других скал, издали видно белую пирамидку на вершине. Справа возвышается купол горы Холат-Сяхл, вершина была скрыта облаками. Отортен не видели, он был за гребнем, в его
направлении уходили следы колес.
Когда мы подъезжали, дождь перестал, и открылся вид на окрестные горы. Было тихо, ощущалась как некая торжественность оттого, что мы все-таки доехали, так и светлая грусть от прикосновения к тайне этого печального места.
Почтили память погибших здесь, провели фотосессию. Заметили, как снизу
по распадкам поднимается туман, и пейзажи на глазах уходят в молоко.
Поехали вниз. Встретили квадриков, вставших позже, поделились с ними координатами, объяснили дорогу. Они ушли в туман, а мы вниз. Спуск всегда проще подъема, и без особых сложностей мы достигли избушки. Там нашли дрова и еще дымящееся
кострище, и наконец-то приготовили горячего и попили чаю. Дальнейший спуск к базе Ильича оказался непростым, видимо от усталости и расслабухи после обеда было несколько глупых падений и застреваний. Тем не менее спустились и поехали к Ауспии. Уровень воды прилично поднялся, так, что скрывало
переднее колесо, но брод взяли. Уже после 18 часов выдвинулись к Ушме. Там вода поднялась не сильно, прошли нормально. Еще до Ушмы начались перебои в моторе Ямахи, после брода сняли и прочистили карб. Джебель отметился откручиванием разных болтиков и забившимся тросиком газа. Больше технических
проблем не было.
Пока возились с карбюратором, стемнело, и хитрый брод через Тошемку брали при свете фар. Один стоял на траектории брода с фонариком, изображая маяк, второй переезжал реку. Крупные камни на дне прекрасно освещались фарой, вода была чистейшей, в общем, только позитив. Вижай
переехали не останавливаясь, река не поднялась, видимо дожди прошли только на севере. На вторую ночевку решили не вставать, открутили гашетки и в 4.30 утра прибыли в Калью. Отоспались до обеда, погрузили моцики на прицеп и отбыли в Екатеринбург.
Пробег на моцах составил около 600 км, сожгли по
30 литров бензы. Остались непосещенными хр. Чистоп, г. Отортен и еще куча мест, которыми богат Северный Урал…
красивые места, неск. раз бывал там в детстве, т.к . жил тода в североуральске и батя с этими местами связан был по долгу службы.. иногда по пьяной компании строим свои догадки чтоже могло случиться с ними. загадка. :-(
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)