Одного мужика осудили на 15 лет. Но судья захотел ему помочь и предложил:
-Я загадаю тебе загадку. У нее три ответа. За каждый правильный ответ снимаю с тебя по пять лет тюрьмы.
Мужику деваться было некуда, и он согласился.
- Вспомни три части человеческого тела, названия
которых состоят из трех букв и при этом начинаются и заканчиваются на одну и
ту же букву. Долго думал мужик, и наконец, вспомнил одно слово: "око". Сняли с него 5 лет.
Думал мужик еще и вспомнил другое слово: "пуп". Вспоминал третий орган, думал-думал - отгадать не получилось. Отсидел
он 5 лет и вернулся домой. А дома его встречает жена. Пошла она в душ, вернулась оттуда совершенно голая, завернутая в полотенце. И вдруг полотенце с нее падает. Мужик хлопает себя по лбу и восклицает:
- И из-за такой ерунды я пять лет от сидел!
Назовите третий орган.
Евгений Лесин
Часик в радость вам, бродяги
Тюрьма сегодня: от наколок до дразнилок
Екатерина Ефимова. Современная тюрьма: Быт, традиции, фольклор. - М.: ОГИ, 2004, 398 с. (Нация и культура)
Начну, как и положено в русском фольклоре, с загадки. "Посадили одного в
тюрьму. Дали пятнадцать лет. Загадали ему загадку: "Отгадаешь три части на женском теле, которые состоят из трех букв, начинаются и кончаются на ту же букву, за каждое слово по пять лет скостим". Он угадал два слова: око и пуп. А третье не отгадал. Ему десять лет скинули, пятеру отсидел. Ну,
выходит, в первую ночь жена раздевается, он говорит: "Господи, а я из-за этого пять лет сидел". Какое третье слово?" Ответ скажу, разумеется, но чуть ниже.
Автор книги Екатерина Ефимова более известна как специалист по народной мифологии. Что ж, весьма символично. Былинных героев нет,
деревни как таковой нет, одна тюрьма и осталась: "Мир неоднороден, мир многолик и многокультурен. Дети говорят на одном языке, студенты - на другом, нищие в переходах - на каком-то своем, особенном. Хотим мы того или нет, видим мы проституток, зэков, бомжей или не замечаем, - их культуры пронизывают
нас и в чем-то определяют…"
Тюрьма и заключенные - пример в данном случае наиболее яркий, наиболее характерный ("культура тюремного мира - достаточно устоявшегося общества высокой знаковости - наиболее удобная модель для исследования процесса формирования социума на основе символики").
Ефимова собирала свой материал в тверской колонии строгого режима, можайской женской колонии и можайской детской колонии. Ее интересовал устный и письменный фольклор, обряды и ритуалы, правила и иерархия, базовые ценности, эстетика и театральность. Анекдоты, предания, былички, дразнилки, загадки,
стихи, песни, поэмы, наколки, платочки-марочки, альбомы (Ефимова соотносит их с девичьими рукописными альбомами, хотя так называемые армейские "дембельские" - оттуда же, из той же оперы), приколы, игры, проклятия, молитвы, сказы, афоризмы, письма etc.
Вот классическое письмо, "образец
краткой тюремной ксивы": "Часик в радость вам бродяги х 372. Мир и радость Дому Нашему Общему. Пишет вам Вячеслав Смеян. О. И В."
О. И В. - Общее и Воровское, как и все для уголовников святое, пишется с большой буквы. "Почему Вор - с большой буквы? А почему Бог с большой буквы? Они же
отцы преступного мира…"
В приложении, примерно половину которого составили словарик и иллюстрации, приведены образцы письменного фольклора заключенных: от татуировок до альбомов, от разрисованных подарочных носовых платков до блокнотов со стихами, песнями, афоризмами. Плюс небольшие
интервью с заключенными.
Русский народ говорит: не зарекайся. Да что уж тут зарекаться, когда, пожалуй, что каждый из нас где-нибудь да был: в детском саду, школе, больнице, пионерском лагере, армии и пр. и пр.
И последнее. Насчет загадки. Какое такое третье слово, что за
часть на женском теле из трех букв, которая начинается и кончается на ту же букву. Итак, правильный ответ. Правильный ответ звучит так: я тоже не знаю. После чего арестант обычно долго слушает дружный смех товарищей по несчастью.