Привет, друзья! В поисках новых мест для фрирайда мы вновь съездили в Киргизию, но не в Каракол, а гораздо менее известный Сусамыр.
Главным магнитом стало отсутствие трасс, каталка только со сноукэтов и хели-ски. Так или иначе, не уйти от сравнения с Приисковым, в котором большое
количество райдеров из Екб уже побывали, и смогут отметить некоторые нюансы. Знаю, что и Сусамыр не столь уж диковинное место, за последние 2-3 года несколько раз слышали о нем, но, надеюсь, отчет будет интересен и полезен. В целом, если отбросить несколько рекламный стиль, то информация на
основном сайте www.suusamyr.kg указана вполне правдиво и точно. Перескажу своими словами и впечатлениями.
Записались на февральскую программу заранее, в августе 2013, и внесли небольшой аванс по 5000 руб. с носа. В целом программа стоит 900 USD на человека, и включает в себя катание (заброски
на ратраке), проживание и питание. Отдельно оплачивается только трансфер из аэропорта Манас (Бишкек) и обратно. Нас встретили на Тойоте Секвойе, удовольствие обошлось в 4600 руб на пятерых в одну сторону. Ехать 180 км от аэропорта, что гораздо ближе, чем 400 с гаком км до Каракола. Летели
Уральскими, прямым рейсом, 11000 в обе стороны.
Кроме этого, троим из нас пришлось доплатить по 3500 руб., единоразово, за проживание в номере «люкс» (в 900$ по умолчанию вкл «эконом» номера). Отличие в размере комнаты, наличии санузла и душа, ТВ. Если проживаете в экономе, пользуетесь
общим душем и туалетом. В целом, всё это не напрягает, но люксы приятнее и есть куда разложить вещи, - в экономе вдвоем тесновато. Хотя, с другой стороны, приходишь туда только спать, все остальное время проводишь в общем зале, где, в принципе, есть все необходимое – большой экран ТВ и хороший
звук, диванчики, настольный теннис. Все это находится под одной крышей, так же как и в «Больничке» При. В целом, все довольно здорово, если сравнивать, то в Сусе лучше номера, а в Больничке больше понравилась общая зона отдыха – она уютнее, камин решает. Но кстати, настольный теннис – тоже
классная тема для вечеров, а тут уже балл в копилку Сусамыру. Кормят хорошо и там и тут, полноценный завтрак и ужин, бутерброды и чай на горе.
Не запрещается привозить свой алкоголь, а можно брать на месте, совсем недорогое пиво и покрепче тоже есть. Как и в При, вы попадаете в закрытый
мирок, объединенный одним интересом – фрирайдом. О нем и вечерние беседы, и фильмы на экране, и новые знакомства с планами на будущее. Выходить за пределы базы некуда и незачем. Только для того, чтобы утром поехать кататься.
Вот тут немного о различиях При и Сусамыра. Если Приисковый
напомнил мне пионерский лагерь: подъем-отбой по расписанию, строгая воспитательница Драевна, то Сус - как кайтерский спот: четкости в выездах на каталку, маршрутах и т.п. нет, загулы до 4 утра не пресекаются. Я специально не ставлю плюсы и минусы тому и другому варианту – на вкус и цвет
товарища нет. Мне нравится некий средний вариант, без перегибов в любую сторону.
Бишкек встретил нас обещанным снегопадом, на ВПП было 20 см свежего, трудились все снегоуборочные машины, и мы с жадностью припали к иллюминаторам. Выйдя из здания аэропорта, стали улыбаться еще шире –
кайф:
Дорога через перевал показалась несложной, час поболтали, пару поспали, еще чуть-чуть и мы на месте. Вылет из Екб был в Вск вечером, прилетели в час ночи понедельника, а на базу приехали примерно к 5 утра. Еще 4 часа отдохнули,
позавтракали и поехали катать. В этот раз нашими согрупниками оказалась веселая бэккантри компашка из Австрии, 12 человек. Утром в ратраке приходилось немного тесниться, но уже после первого подъема основная группа австрияков уходила дальше в горы, а мы катали впятером, абсолютно по-буржуйски.
Австрийцы заслуживают отдельных слов. Бригада подобралась абсолютно разношерстная, и по возрасту, и по умениям. Была и хорошо катающаяся молодежь, и новички, а еще – вот такие зубры скитура, 68-70 лет (!!!)
Язык не поворачивается назвать
их стариками, какие они молодцы. Кроме бэккантри восхождений, двое из них еще катают под кайтами, а один – парапланерист. Объездили весь мир, поделились кучей фото и рассказами. В целом, основная масса приезжающих в Сус именно европейцы. Это касается и зимних и летних туров – летом здесь
кумысолечебница, парапланы и каякинг.
Зимний сезон с ноября по апрель, но последние две зимы не очень снежные, и сезон с декабря по конец февраля. Есть и еще одно важное ограничение – река. До того как замерзнет горная речка, заброски на ратраке проходят только на одну сторону долины,
пересекая автомобильную трассу. А замерзает речка только к концу января. Поэтому, лучший месяц для поездки – февраль. Зона катания увеличивается в 2 раза минимум.
В целом, зона катания меньше чем в При. Правильнее написать – зона забросок. Нам показалось, что можно пробить еще столько же
маршрутов не сильно дальше от базы. Но см пункт про организованность и приезжающих – так как в основном едет европа на скитур, они и сами ножками уйдут куда нужно. А вот в этом компоненте Сус уделывает При по всем статьям, здесь бэккантри в настоящих больших горах:
Даже мы походили чуток на 5 и 6 день, когда все сладкое с ратрака сами же и раскатали. Походили и правда немного – по 20-40 мин протропить метров на 50-100 выше, а дальше забегаешь тем же
маршрутом уже за 10-20 и делаешь новую линию.
При этом у нас ни снегоступов, ни сплитов не было. С ними можно излазить в 100500 раз больше без напряга.
В день делали мин 5, макс 11 скаток, вполне достаточно, учитывая что были
линии по паре км. Заброска на ратраках, как обычно, настраивает на переход в дзен-буддизм, йогу, философию и спячку :-)
Рельеф
отличается от При, нет любимого леса, но поля поля… Делаешь дугу в 50 метров на ходах, и как то не очень скучаешь по лесу Цирки, стенки и дропы тоже доставляют. Попрыгали очень хорошие камешки, кое-что даже засняли, все остальное – в эмоциях и воспоминаниях.
В целом, если не лезть на рожон, то с уровня заброски особо опасных сходов нет, а с уровня восхождений, конечно же, все намного серьезней.
В целом, я для себя оценил Сус на твердую четверку, равно как и При.
Будь наша
группа менее ленива :-D , и предпочитая бэккантри, то пятерка была бы обеспечена. Но мы больше любим ехать быстро вниз, и желательно побыстрее вверх, чем на кэте - на подъемнике, снегоходе или хели. А восхождения – как факультатив, но не как основные уроки :-)
Да, проперло нереально :-) .
1. Прямо перед нами выпал пухлый.
2. За 6 следущих дней на небе только солнце.
3. Группы после нас сняли, т.к. лед на реке стал таять. По-этому на нас склоны не экономили. Катали где
хотели.
4. Группа в сноукэт большая, как всегда. Но кроме нас были только австрияки-скитурщики. Их с утра на гору подняли и они ушли куда-то на весь день. В конце дня по дороге домой подобрали. А мы весь день на ратраке впятером- как олигархи. Все склоны только наши.
Вот сколько
приятных совпадений! :-D
Да, тоже мониторил погоду в Киргизии на февраль месяц - думал насчет каракола. Всю зиму сухо было. Про Сус как раз недавно много читал - задумался насчет след. сезона. Так что кто загорелся - вэлкам в компаньоны на середину февраля. надеюсь в киргизию выезд останется свободным при любом политич.
раскладе.
опять немного.... тогда что происходит когда вы пофрирайдили много)))) зачет....- (пошел умирать от зависти))))
Сергей, название темы "пофрирайдили немного" уже знакомо форумчанам, поэтому и придерживаемся его :-)
А
еще, нужно всегда надеяться, что когда-нибудь закатнем ТАК, что придется написать пофрирайдили МНОГО :-D
короче, этот термин оставим пацанам из art of flight :-)
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)