Четыре года уже вынашиваем план по приобретению самодельного переносного бугельного подъемника.
Теперь у нас уже есть и склоны для этого найденные на Конжаковском горном массиве и техника (снегоход), чтобы таскать не на себе.
Дело за малым - он.
Может кто-нить знает
мастераумелыеруки или может подсказать схемку как его сделать?
Когда я тренировался в дестве на уктусе, на бугельных подьемниках, слышал расказы от тренеров о таких:
двигатель от мотоцикла (в редких случаях от запорожца)+ редуктор все собиралось на площадке и крепилось в снег ломами.
загнать летом на вершину склона запор,
у токаря заказать 2 "круглые тарелки", чтобы получился шкив под ремень..
прикрутить к одному ведущему колесу шкив, второе - заблокировать) хотя непонятно, как долго дифференциал проживет =\
или прикрутить непосредственно к движку,
теоретически это возможно)
ну и длинный трос взять.
Если Вы задаете такие вопросы - эта затея не дла Вас.
В свое время прошли через все это - откровенный геморой с точки зрения сегодняшнего обывателя, в то же время казалось верхом счастья( Вы не пробовали в гору ходить пешком со снарягой?). :-)
Бывалый 20 лет назад на Уктусе сделали такой подъемник... все работало... забыла как называется склон... он не ратраченный и весь в буграх...
сейчас там ничего нет... все разворовано и остатки багополучно доживают свой век...
Общеизвестно, что для занятий горными лыжами и сноубордингом необходим горнолыжный подъемник. Можно, конечно, подниматься на гору пешком и даже получать от этого удовольствие. Но при этом 80% сил уходит на подъем, хотя сам спуск длится считанные
секунды. Однако существует большое количество привлекательных склонов, не оборудованных подъемниками. Там же, где они есть, даже в будние дни собираются такие очереди, от вида которых пропадает всякое желание в них становиться. А кругом полно подходящих заснеженных склонов, которые можно было бы
использовать. Небольшой передвижной подъемник как раз и позволяет решить эту проблему.
Основа подъемника - двигатель. Лучше всего подходят для этой цели двигатели от мотороллеров. Во-первых, у них принудительное воздушное охлаждение, т.е. они могут долго работать в
неподвижном положении. Во-вторых, у них есть понижающая коробка передач.
На нашем первом подъемнике был двигатель от мотороллера "Электрон". Трехлетняя его эксплуатация выявила и некоторые недостатки. Так для запуска двигателя нужно энергично нажимать на кикстартер, что
не совсем удобно в горнолыжных ботинках. Также, компоновка двигателя не совсем удобна для его применения в самодельных конструкциях. Поэтому для новой конструкции был выбран двигатель Т-200 от мотороллера "Муравей". Его конструкция позволяет легко крепить его на сварной раме, а наличие
электрического стартера сводит запуск к простому нажатию кнопки. Кроме того, он еще и мощнее.
Двигатель приводит во вращение ведущий барабан, покрытый резиной, на который при помощи направляющих роликов заходит стальной трос подъемника. С другого конца трассы петля троса
оттягивается при помощи блока, привязанного к дереву или колу, вбитому в землю. Диаметр барабана рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить при рабочих оборотах и выбранной передаче скорость подъема около 2 м/с. В нашем случае барабан выполняет еще одну полезную функцию. После катания на него
наматывается весь трос при помощи того же двигателя. Дело в том, что масса троса для склона 250-300 м составляет около 40 кг. Собирать его руками, да еще в глубоком снегу - очень трудоемкая процедура.
Важный
элемент конструкции - так называемый автомат газа. Его назначение понятно из названия. Когда на тросе нет лыжников, двигатель работает на холостых оборотах.
При увеличении нагрузки происходит открытие дроссельной заслонки карбюратора, в зависимости от количества лыжников на
тросе.
Датчиком нагрузки служит подпружиненный ролик, касающийся троса или цепи, приводящей в движение барабан. Чем больше нагрузка, тем на большее расстояние смещается этот ролик, передавая это перемещение дроссельной заслонке. Величину перемещения и жесткость пружин необходимо
подбирать экспериментальным путем. У нас стоят две дверные пружины, причем предусмотрена возможность регулировки их жесткости путем перестановки в различные положения.
Трос - обычный стальной, желательно оцинкованный, диаметром 4-6 мм (у нас 5 мм). Его длина должна
соответствовать длине склона. Так у нас есть два комплекта, один для крутого склона с трамплином, длиной около 80 м, а другой - для более длинного и пологого склона длиной 250м. Так как трос должен быть в виде замкнутой петли, то его длина должна быть вдвое больше длины склона. Сращивание троса -
очень ответственная операция, которую тоже пришлось освоить. Сросток не должен иметь значительных утолщений, а окончания стальных жил должны быть надежно закреплены. Перехлест концов лучше делать не менее 1 м.
Бугели могут использоваться самых различных конструкций, рассчитанных
на данный диаметр троса. Простейший и самый надежный вариант - металлическая пластина с двумя болтами с одной стороны и веревкой с другой. На конце веревки деревянная перекладина для сидения. Трос пропускается между болтов и под нагрузкой надежно ими заклинивается. При снятии нагрузки бугель легко
снимается с троса.
Здесь необходимо заметить, что пользование бугельным подъемником - потенциально опасное занятие. Всегда существует вероятность заклинивания бугеля или частей одежды на тросе. Для повышения безопасности на передней части подъемника установлена оранжевая планка с
надписью STOP. При легком нажатии на нее просто отключается зажигание и двигатель глохнет. При более сильном нажатии вступает в действие колодочный тормоз, останавливающий барабан.
Собрана вся конструкция на стальной раме, сваренной из уголка в виде саней. Это позволяет тащить
подъемник даже по глубокому снегу. Все необходимое, включая запас топлива, аккумулятор, блок электронного зажигания, сумку с бугелями на всю толпу и барабан с тросом, - все надежно закрепляется на раме.
Глушитель дополнительно термоизолирован несколькими слоями стеклоткани и кожухом
из оцинкованного железа. Бензобак - обычная пластиковая бутылка от лимонада на 2 л. Дополнительно берется запасная канистра на 5 л. Этих 7 литров хватает на работу в течение всего дня и даже еще остается. Для повышения надежности в работе контактное зажигание дополнено электронным коммутатором с
тахометром. Аккумулятор - обычный автомобильный. Его емкости с запасом хватает на работу в течение всего дня без подзарядки. В случае отказа двигателя или отсутствия бензина весь трос можно собрать даже при помощи стартера. Правда при этом лучше вывернуть свечу.
Полная масса
подъемника около 90 кг. Самое сложное - втащить его на гору в начале дня. Нужно человек 6 - 8. Зато с горы он едет сам - нужно только не зевать и вовремя притормаживать, управляя направлением. Данная конструкция эксплуатируется уже 5 лет, и полностью оправдала себя в работе.
К
месту катания подъемник, вместе с лыжами без проблем доставляется на легковом автомобиле, не говоря уже о микроавтобусе. Подходит любой универсал (скажем VW-passat) или даже седан (FORD Sierra). В гараже он также не занимает много места (40 х 40 х 160 см).
а еще шас есть спортивные лебедки, кайтеры, сноу и водные используют, цена вопроса 100 тыщ. :-) думаю можна вполне и для этих целей попробовать,. А на гору она сама себя должна поднять - трос наверх, включил реверс и поехала ;-)
Ssnowman - респект за разработку, мобильного подъемника!!!
Я вот на Урале уже столько склонов видел зачетных, где катнуть можно не хуже Губахи и Аджигардака, думал неоднократно: неплохо бы катнуть по этому дикому пухляку, пару гор все же пешком одолел, катнул зачетно, но не то....подъемник
нужен. А с "Мобильным подъемником" зона катания расширяется НЕМЫСЛЕМО :exclam:
почитал всё понравилось очень хорошая идея, читал по ссылкам полное описание, но не нашел некоторых ответов на вопросы типа:
как проматывается тросс по кругу или надо постоянно наматывать и отматывать?
есче. чем или как цепляются люди за трос?
спасибо за внимание. :-)
А круглые бугеля - делять еще на лево и право сторонний
У меня круглый прямой был, то есть на обе стороны. Надо глянуть, может остался где еще :-)
И насколько помню, самые сложные бугеля были на Вишневке, году этак в 95-96, позже
не был :-)
Тема интересная. Предлагаю рацпредложение: нафига затаскивать санки в гору когда достаточно поднять блок?! Тем же квадром или снегоходом? И на тот же снегоход внизу !!! установить лебёдку со шкивом! То есть меньше тяжёлой и лишней работы + след как готовая трасса на подъём.
подскажите народные умельцы, двигатель с мотороллера 50 кубовый подойдёт чтобы мощность была с запасом например в горку вытянуть человека 4 длиной 150м. или лутьше 100 кубовый ???
Недавно задался тем же вопросом, нашел ответ в журнале моделист конструктор за (82 год вроде) там подробная статья и описание схемы похожая на описаную Ssnowmanом, есть чертежи и формула расчёта мощности двигателя.
Система неплохая но я бы её усовершенствовал, например сделал бы устройство
которое автоматически скидывало бугель с троса, а если использовать внутрености от японского мопеда можно и освещение небольшое сделать :-)
Недавно задался тем же вопросом, нашел ответ в журнале моделист конструктор за (82 год вроде) там подробная статья и описание схемы похожая на описаную Ssnowmanом, есть чертежи и формула расчёта мощности двигателя.
Система неплохая но я бы её
усовершенствовал, например сделал бы устройство которое автоматически скидывало бугель с троса, а если использовать внутрености от японского мопеда можно и освещение небольшое сделать
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)