Скатались тут на авто в Польшу и Германию. И по результатам поездки решено написать небольшой отчет: может быть, кому-то, мечтающему съездить "по Европам" на своем авто, это немножко поможет. Потому что не так страшен черт... Впрочем, по порядку.
Сразу оговорюсь, что наш маршрут был более чем
нетипичный, индивидуальный, с заездами в разные нужные места (к друзьям, родне и так далее). Поэтому четко сказать, например, сколько километров от Екатеринбурга до Кракова по прямой дороге, - я не могу. Да это, наверное, и не суть, ведь есть атласы, сайты с расчетами расстояний. Скажем, у нас
расстояние от Берлина до Екатеринбурга по одометру получилось 4050 км. Но это с некоторым зигзагом в Польше и с заездом в Москву. Наверное, можно уложиться и в меньший километраж, если ехать строго по прямой :-)
СОБИРАЕМСЯ В ПОЕЗДКУ
Итак, в один прекрасный летний день было
решено сгонять в Польшу и в Берлин (это конечный пункт назначения). На чем же еще ехать в объединенную Германию, как не на немецком народном автомобиле, в просторечии именуемом Volkswagen? Сказано - сделано.
Сначала - визы. Мы обратились за простыми однократными туристическими визами. Правила
Шенгена гласят, что за визой надо отправляться или в посольство страны наибольшего пребывания или страны первого въезда. И поскольку у нас и в первом и во втором случае такой страной была Польша, то мы обратились за визами именно в Польское посольство.
Про набор документов рассказывать особо
не вижу смысла, они известны, на сайте посольства опубликованы. Это стандартные: анкета, фото, справка с места работы о заработной плате и о том, что именно на такой период предоставлен отпуск, медицинская страховка, выписка с банковского счета или справка об обмене валюты (желательно с данными
загранпаспорта), а также бронь отеля в конечном пункте назначения.
Применительно к автомобилю добавилась грин-карта, которая была за 10 минут сделана в "Ингосстрахе" в Екатеринбурге. В приницпе, на период пребывания в Европе можно сделать и расширенное КАСКО (на 2 недели около 50 евро), но
мы решили обойтись "зеленой" ОСАГОй.
Несмотря на то, что на номерной знаке уже указана принадлежность к России, мы все же наклеили на заднее стекло стикер "RUS", так как Конвенция о дорожном движении советует сделать это, а изменения в эту конвенцию по поводу наклейки не вносились, я так
думаю, со дня ее принятия в 1968 году. Ну от нас не убудет - наклеили и делов-то.
Машина "Фольксваген Джетта". Экипаж 2 человека. Накануне было пройдено ТО (просто совпало так).
Маршрут туда: Екатеринбург - Москва - Белгород - Харьков - Полтава - Умань - Хмельницкий - Львов - граница
Украины и Польши (Краковец) - Краков - Ченстохова - Грыфино - Щецин - Берлин. Это основные точки.
Обратный путь: Берлин - вся Польша с запада на восток через Ополе - граница Польши и Белоруссии (Тересполь) - Брест - Москва - Екатеринбург.
Общий пробег за поездку - 11500 км. Средний
расход бензина - 6,7 литра на сотню. Бензин везде лили только 95-й. В России только на "Лукойлах", в (на) Украине - только на "Wog", в Польше - на "Orlen", в Германии - на "Aral".
Цены на бензин в Польше и Германии - смотри фотки ниже:
Понятное дело, что в Польше бензин в злотых (1 злотый - 10 рублей), в Германии - в евро. Вот и считайте. Если у немцев самый простой бензин "Super" примерно 54 руб. 60 коп. за литр, то в Польше 95-й 46 руб. 90 коп. за литр. По
сравнению с Германией - просто даром :-)
Маршрут туда: Екатеринбург - Москва - Белгород - Харьков - Полтава - Умань - Хмельницкий - Львов - граница Украины и Польши (Краковец) - Краков - Ченстохова - Грыфино - Щецин - Берлин. Это основные точки.
Обратный путь: Берлин - вся Польша с
запада на восток через Ополе - граница Польши и Белоруссии (Тересполь) - Брест - Москва - Екатеринбург.
Общий пробег за поездку - 11500 км
в днях бы, сколько заняло, сколько времени в каждом городе проводили и т.п.
НАС ПУСТИЛИ В ЕВРОСОЮЗ!
Граница Украины и Польши встретила очередью примерно часа на три. Примерно столько мы и простояли. Но если на украинской стороне надо было подойти к трем разным окнам (пограничный контроль - отдельно, таможенный - отдельно, водитель дополнительно с доками на машину в
еще одно окно), то на польской стороне все делает один человек, четко и по существу. И конечно, такое отношение потрясает. Европа - ну что тут скажешь...
И вот после того как мы проехали обе границы, метров через 50 остановились перевести дух, осознать, что мы уже в Евросоюзе, а также поменять
немного злотых. "Мы сделали это! Нас пустили в Евросоюз!" - кричал я, а мой друг зафоткал меня за этим приятным занятием.
КРАКОВ - ПОТРЯСАЮЩИЙ ГОРОД
Поменяв немного твердой евровалюты на злотые, мы двинулись к первому пункту нашего
европейского автопробега - в город Краков. Тогда мы даже и представить себе не могли, насколько это потрясающий город! Мы просто влюбились в него без памяти. Заехав в центр Кракова, мы припарковали машину около этого места
Далее наш путь пролег в гостиницу, которую мы нашли еще в Интернете. Нам нужно было две вещи - недорого и чтобы автостоянка была. И такой отель мы нашли.
Отель находится не в центре, но мы-то на авто. И добраться не составило никакого труда. Главное, что были соблюдены наши условия. Цена в сутки - 44 евро.
По пути в отель мы ехали знаменитыми краковскими узкими улочками:
Вообще, отвлекаясь от собственно автопутешествия, в Кракове возникло ощущение, что сюда надо непременно ехать с
Любимой (с невестой в свадебное путешествие, с женой, просто с любимой женщиной). Тут царит такая атмосфера любви, согласия, доброжелательности какой-то особой, а все эти нарядно-парадные конные экипажи придают всему этому какую-то нереальность, фантастичность. Никакой суеты!
Наутро мы
решили сходить в знаменитый королевский замок Вавель, а по пути еще просто погулять по Кракову - настолько не хотелось из него уезжать.
В Кракове огромное количество разного рода электромобильчиков, как говорится, без окон и дверей. И мы не смогли устоять перед искушением прокатиться на одном
из таких электромобилей. Наш рулевой - итальянец. А рядом с ним - его польский друг и по совместительству переводчик. Но так как у друга жена родом из Новосибирска, мы прекрасно изъяснялись по-русски:
ВАВЕЛЬ
Резиденция польски королей берет свое начало еще с 10 - 11 веков. Территория замка очень большая. Тут и собственно дворец, и собор, где находятся усыпальницы королей и епископов.
Пока мы шли до машины, нам встретились местные мафиози, которые любезно согласились с нами сфоткаться, а также очень интересная машинка, развозящая пиво.
Увы, Краков, но нам надо двигаться дальше. И мы с огромным сожалением покинули этот очень приветливый город.
КРАКОВ -ЧЕНСТОХОВА - ГРЫФИНО
Выехав из Кракова,
мы обрадовались, увидев, что впереди выезд на автомагистраль. Мы, конечно, читали, что часть дорог в Европе платные. Но мы и подумать не могли, что плата взимается не один, а несколько раз в течение пути. Так едешь-едешь - и на тебе, будки, - плати, пожалуйста. Потом если тебе надо дальше, опять
будки - еще плати. Но ради справедливости надо заметить, что всегда есть альтернатива - хочешь едь по платной автомагистрали, хочешь - по бесплатной дороге. И щиты с напоминанием этого стоят всюду. Но так как мы туристы, и у нас время - визы, то мы, естественно, где это можно передвигались по
магистралям.
Поляки особо не утруждают себя "красивыми словами". У них плата за проезд называется просто и незамысловато - ПОБОР (!).
Ченстоховский монастырь - одна из главных святынь Польши и христианства вообще.Сюда едут паломники
со всей Европы. Здесь находится знаменитая икона Ченстоховской Матки Боски (Матери Божьей).
Из Ченстохова наш путь лежит практически на границу с Германией - в небольшой городок Грыфино.
По дороге мы впервые после Украины
заправляемся, от чего испытываем настоящий шок!
Шок в том, что по привычке, вставив пистолет в бак, ты идешь платить. Но оказалось, что в цивилизованных странах тебе Доверяют. То есть ты вставил пистолет, а бензин-то и... потек! Одно дело читать об этом, совсем другое - самому прочувствовать. В общем скатилась небольшая скупая слеза. Бак
заправлен. После этого не спеша идешь платить. Никто сзади не бибикает, пока ты ходишь.Машину отгонять не нужно (никто не отгоняет). Ну что тут скажешь - культура...
NACH BERLIN!
Тем временем путь наш лежит в соседнюю Германию - на Берлин.
О том, что кончилась Польша
и началась Германия, говорят лишь дорожные знаки. На одном написано "Deutschland". На другом заботливо напоминают скоростной режим:
В Берлин мы въехали уже в сумерках. Первое, что
поразило - способ парковки автомобилей. Как-то все-таки продумано у них. Смотрите сами (фото из машины, справа по борту):
Добравшись до гостиницы, остановились на ночлег,чтобы с утра - осматривать Берлин. Около отеля выставлены
велосипеды, на прокат, обращаться к администратору.
Очень интересно!!!! Ждем продолжения! Обратила внимание на припаркованные авто на верхних фотках ;-) , некоторые совсем, как у нас на тротуарах :-) , хотя, если бы у нас были такие проезжие части, был бы просто коллапс.
Красиво и интересно! За Джетту - особая гордость! У самого такая же. А как там немцы восприняли ее? Или им все равно кто там ездит по их стране? Как кстати Джетта вела по дороге, все-таки много проехали за раз то?
Утром, немного подустав от рулежки (рулил всю дорогу я один), решили поехать в центр Берлина на метро. Жили мы в отеле в западном Берлине (на улице Курфюстердамм), а рядом была как раз одноименная станция метро. А автомате купили билеты на две поездки. Билеты там разные. Можно купить на одну линию
метро, на две и на три. Мы, не зная, куда надо будет ездить, на всякий пожарный купили универсальные билеты сразу на три ветки метро (A, B, C). Один билет на 2 поездки - 2,80 евро (ничего себе!). И двинули на станцию "Александер платц".
Еще одно замечание. Немцы есть немцы все-таки, как у них
все рассчитано с точки зрения экономии! Подходим к эскалатору - не работает. Ну ладно, думаем, пойдем пешком. Ан-нет! Только мы приблизились, сработал какой-то датчик, и эскалатор поехал. То есть если нет никого, он стоит, чего зря электроэнергию переводить! То же можно сказать и о "вентиляторах" по
всей Германии, вырабатывающих электроэнергию.
Вышли на станции "Александер платц" и пошли гулять в сторону Бранденбургских ворот.
Первые фотки - у фонтана "Нептун" с настоящим шарманщиком; у красной ратуши, где заседает мэр Берлина.
Далее мы двинулись по улице Unter den Linden (дословно на русский - под липами). Прошли мимо исторического музея Германии, мимо университета Гумбольта.
Берлин весь в ремонтах дорог. Въезжая в Германию (пусть и восточную), мы все время думали - вот ведь пунктуальная нация, наверное, ездят строго по правилам, кругом радары... Радары,
может быть, и есть, конечно. Но... летают, как наши. Обгоняют, подрезают - только держись! Почувствовали себя, как в Екатеринбурге.Более того - эта законопослушная нация и по телефонам трещит за рулем, без всяких там "хандс фри". Причем что в Польше, что в Германии. Доказательством - просто одна
фотка:
Красиво и интересно! За Джетту - особая гордость! У самого такая же. А как там немцы восприняли ее? Или им все равно кто там ездит по их стране? Как кстати Джетта вела по дороге, все-таки много проехали за раз то?
Я много читал о том,
что экономная Европа (в деревнях и небольших городках особенно) ездит в основном на старых немецких машинах. И мы старательно высматривали на польских и немецких улицах эти ауди, фольсквашены и мерседесы 90-х годов. Тем более мы очень много проехали именно небольших городков. Но это легенды. Машины
- как у нас. Свежие шкоды, фольксы, мерседесы, много тойот. В массе своей не старше трех-пяти лет. Но попадалась и экзотика:
Очень хотелось попробовать знаменитых немецких сосисок с настоящим немецким пивом.И таковое мы нашли на нашем пути. Рядом играл классный оркестр. Подкрепившись, мы постояли, послушали. Понравилось настолько, что тут же купили диск.
Отойдя от этого места, наткнулись на представительство "Аэрофлота", а несколькими метрами дальше - посольство России. На второй фотке я прохожу мимо посольства.
Как на
грех, закончились одновременно и сигареты, и газ в зажигалке. Но если зажигалку (самую простую) за 2 евро я купил в ближайшем магазинчике, то сигареты нигде не попадались. Оказалось, купить табачную отраву в Германии не так просто. В основном сигареты продаются в специальных автоматах, и в основном
в кафе. У работника кафе есть специальная карточка. Если ты совершеннолетний, то продавец прикладывает карточку к автомату, ты опускаешь деньги и пачка вылетает. В центре, как я выяснил, так везде. На окраинах можно купить в газетных киосках, там люди продают. И что меня особенно потрясло - все
сигареты по одной цене!!! Это у нас - Мальборо - дороже, Золотая Ява - дешевле. Там любая марка - 5 евро! Да уж.. Вот он стимул бросить курить, чисто экономический. Если жить в Берлине, например, то выкидывать по 200 рублей за пачку - ну просто жаба задавит... Но это так, мысли вслух.
Ища
где купить эти злосчастные сигареты, мы забрели в кафе, где я минуты три культурно по-немецки задавал вопрос, делясь своей бедой. На что после трехминутной пространной речи услышал в ответ незатейливое на чистом русском языке: "Пойдем - покажу".
Оказалось, парень-официант родом из
Подмосковья. Работает тут. В их кафе автоматы с сигаретами стоят в подвале, у туалетных комнат. Во как они за здоровый образ жизни! Молодцы, что сказать!
Еще по пути к Бранденбургским воротам и рейхстагу нам встретилась лавочка-мастерская с кучей деревянных изделий для детей. Приведу
пару фоток, настолько понравилось, что мы рассматривали там все это деревянное великолепие минут 15. Велосипед на фторой фото сделан по проекту Леонардо да Винчи, как уверяют в магазине.
Дойдя наконец до знаменитых Бранденбургских ворот (по легенде надо пройти сквозь ворота и загадать желание), мы ненадолго остановились на площади перед этими воротами (Парижская площадь). Кого там только не было!
Но чтобы не
акцентировать внимание на фашистском прошлом этого здания, для начала убрали советского солдата-победителя, теперь он только на исторической фотке...
На рубеже веков над рейхстагом был сооружен огромный стеклянный купол. И как выяснилось, вся это огромная очередь стоит
ради того, чтобы поднявшись на лифте наверх этого купола, совершить там экскурсию. Оттуда виден весь Берлин.И тебе дают наушники и приборчик, где на твоем родном языке подробно рассказывают об открывающихся панорамах немецкой столицы.
А
где же кабинеты рейхстага? Где исторические места? А нигде! Только купол! В остальные помещения не пускают, так как под этим стеклянным куполом сейчас заседает не кто иной, как немецкий парламент (бундестаг). Да-а-а-а....Сказать, что мы были разочарованы, - это ничего не сказать. В разговорах на эту
тему мы пришли к одному мнению: заседать в здании с такой страшной репутацией - ну это не правильно. Лучше бы его в 1945-м полностью разрушили.
На Берлин у нас был, увы, только вечер и следующий день - воскресенье. Главное в этой поездке была Польша. И конечно, посмотреть то, что
хотелось, не было никакой возможности. Пробежавшись по-быстрому по улице, где продавались кой-какие сувениры (домашним в подарок), и сделав еще несколько прощальных фоток, пошли в отель, так как в два ночи надо было выдвигаться на Брест. Иначе не успеть дойти до польско-белорусской границы. А
нарушителями Шенгена быть крайне не хотелось! Но если все получится, Германия в планах по полной программе.
А пока - фото с медведями (медведь - символ Берлина) и еще пара фоток на память.
Шок в том, что по привычке, вставив пистолет в бак, ты идешь платить. Но оказалось, что в цивилизованных странах тебе Доверяют. То есть ты вставил пистолет, а бензин-то и... потек!
Я тебе больше скажу. И в России такое есть. В
Калининграде. Там еще людям доверяют :-)
Но... летают, как наши. Обгоняют, подрезают - только держись! Почувствовали себя, как в Екатеринбурге.Более того - эта законопослушная нация и по телефонам трещит за рулем, без всяких там "хандс фри". Причем что в Польше, что в Германии.
не согласен
был в Германии месяц - за это время видел только ОДНУ машину, которая двигалась со скоростью примерно 80 при разрешенных 60ти конечно
а трещать по телефону без хэндс фри - так я так и делаю у нас, проблем не создает, поэтому это не показатель, учитывая тем более то,
как они там соблюдают правила и с какой скоростью двигаются
в Восточной Германии всё равно менталитет к нам ближе, вот и нарушают ;-) в Западной нарушают тока наши и турки :-) ну и всё равно конечно видно отличие запада от востока, восток до сих пор гораздо ближе к совдепии, ну и беднее :-)