Известно, что, когда всяким там шойгам пеняют на то, что они ни хрена не умеют работать при чрезвычайных ситуациях, они обычно огрызаются, что, мол, не только у нас бывают всякие природные катастрофы. Вон Калифорния горит, Нью-Орлеан к едрене фене затопило, и, мол, мы не первые, мы не последние.
Работаем, как умеем и не хуже других. Правда, при этом умалчиваются две вещи: что сделали с американским коллегой Шойгу после Нового Орлеана, и как на самом деле организована "у них" система помощи гражданам при чрезвычайной ситуации. Лично мне не довелось видеть работу американской FEMA, но с тем,
как австрияки борются с бедствием, познакомился на собственной шкуре. Правда, там был не пожар, а сильнейший за 300 лет потоп. Точнее, неизвестно, за 300 ли. Просто изучение уровня горных рек там ведется 300 лет - с 1701 года. Так вот за последние 300 лет точно ничего подобного не было.
Итак, дано: Австрия, земля Тироль, долина Иннталь, симпатичный альпийский городок Ландек, 8 тысяч населения, центр одноименного района. В район также входит знаменитый горнолыжный курорт Ишгль, главный конкурент Куршевеля и Аспена. Рядом - Италия, Германия и Швейцария. От центра земли Тироль -
Инсбрука, 80 км по автобану или 35 минут на поезде.
Промышленность - химзавод Донау,
где делают карбид и нечто вроде завода точной механики, где строят пятикоординатные станки для EASA, NASA и других солидных организаций. Весьма развит туризм, каждое третье здание в городе - отель. Четверть жителей - фермеры, возделывающие поля вокруг города. В городе имеется больница с лучшим в
Австрии травматологическим отделением, пожарная часть, полицейский участок и отделение жандармов. В городе и вокруг куча достопримечательностей, расстояние до которых принято указывать в минутах ходьбы:
Сирена гражданской обороны завыла в 2:45 ночи. Она прогудела трижды, что означало: тревога не учебная, сбор
пожарных, сбор добровольных пожарных.
Народ оделся и бросился к двум пожарным депо - городских пожарных и добровольных. В это время у мостов уже сияли мигалки полицейских машин - мосты были перекрыты. Ничего чрезвычайного, кроме людей на улицах и объявлений "Ахтунг, ахтунг, траляля, траляля"
не происходило. И тут... погасло уличное освещение, раздался грохот, по руслу реки Инн пронесся вал воды, снося деревья и расположенные у реки столбы. Полицейских у мостов повалило с ног, но, к счастью, не смыло. Оказалось, что тревога в городе была объявлена в момент, когда высоко в горах рвануло
плотину, которая сдерживала дождевые потоки. И вот вал воды дошёл до города. К этому моменту в угрожаемой зоне у реки в домах не осталось ни одного человека. Всех до прихода волны успели поднять и эвакуировать. Занимались этим городские пожарные. После прохода волны Инн и Санна превратились в бурные
потоки мутной воды.
Утром это выглядело так:
К счастью, вблизи реки находилась та часть очистных сооружений, в которой находилась уже очищенная вода, так что экология не
пострадала. Однако завод был немедленно остановлен.
Но вернемся к началу истории. Немедленно
после того, как провыла сирена, добровольные и городские пожарные, свободные от дежурства, собрались у своих депо. Туда же подошли все работоспособные жители, ставшие добровольными спасателями. Из них сколотили бригады, которые обкладывали мешками с песком угрожаемые строения, а также назначили
часовых на перекрытых мостах. Ибо жандармы и полицейские были нужны в других местах. На фото пожарный инструктирует симпатичную девушку Кристин на предмет того, что, если кто поедет, ему надо говорить сначала Хальт и Цурюк, а потом Данке шён за понимание.
Тут надо пояснить, чем добровольная пожарная охрана отличается от городской. Дело в том, что содержать большую профессиональную пожарную дружину муниципалитету дорого. Поэтому в городе есть прекрасно оснащённая небольшая пожарная часть,
которая способна потушить, скажем, один-два дома. Но, если загорание серьёзное, то городская сирена воет дважды и на помощь профессионалам приходят отлично подготовленные добровольцы, которые в обычное время работают на своих обычных рабочих местах - рабочими, официантами, водителями и т.п.
Это вот городские пожарные Ландека:
Быть добровольным пожарным круто и почетно, хоть за это и не платят ни фига. Профессиональным пожарным быть ещё круче - конкурс до 40 человек на место.
В момент прорыва дамбы погибло 12 человек. Несколько тысяч оказались
отрезанными в горных селах и городах. Курорт Ишгль с 15 тысячами туристов также оказался в блокаде. С едой проблем не было - в городе два супермаркета с приличными запасами. Проблема оказалась с водой, но воду моментально доставили военными вертолётами. Содержателям отелей в Ишгле власти и страховые
компании сообщили, что, если у них есть гости, у которых заканчивается срок проживания, оплату их пребывания и питания до деблокирования города следует отнести на счёт ущерба от наводнения. Канцлер Австрии объявил, что на ликвидацию последствий катастрофы правительством "открыт неограниченный
кредит". Туристов, которые пожелали немедленно покинуть Ишгль и другие курорты Тироля, вывозили военными вертолетами в аэропорт Кранебиттен, откуда они улетали на родину. Часть туристов предложила свою помощь в ликвидации последствий и эта помощь была с благодарностью принята.
В
полдень выглянуло солнышко и прекратился дождь. Тут же начались две операции - спасательная и восстановительная. Спасательную операцию взяли на себя военные и профессиональные пожарные, а восстановительную - добровольные пожарные и гражданские компании.
Итак, что же увидели горожане, когда выглянуло солнце? Сначала то, что дороги к горным районам просто перестали существовать. Вот тут вместо реки была дорога:
Водитель тягача, прицеп которого остался блокированным на смытой дороге, к сожалению, погиб. Его тело нашли значительно ниже по течению.
Поскольку ездить по временной насыпи ещё нельзя, все грузы подвозили к обрыву дороги и переносили
на руках к машинам, стоящим на той стороне. Мне пришлось носить связки лопат и другого инструмента, а вот на этом фото добровольный пожарный тащит обогреватель для просушки подвалов:
А потом началось самое интересное - вертолётная
операция по доставке в горные районы всего необходимого для спасения и восстановления. Об этом - в следующей серии.
Уезжая в Австрию, я жалел, что пропущу авиашоу в честь дня Гражданского Воздушного Флота. Судьба компенсировала мне эту потерю с лихвой.
В городке Ландек есть воинская часть. У этой воинской части, понятно, есть плац и футбольное поле. Плац стал площадкой для загрузки легких Ирокезов:
Ничего выдающегося не увидел.
Среднестатистический работяга в Австрии такойже раззвиздяй как и в Раше.
И не надо мне щас тыкать - работаю четвертый год в австрийской компании.
Что вытворяли Ирокезы над плацем - ни в сказке сказать, ни пером описать. У нас бы это объявили воздушным хулиганством и анально покарали бы участников мероприятия.
Вертолеты висели в очереди над плацем. Пожарные выкатывали на тележке в
центр плаца собранную подвеску, вертолет снижался, не касаясь земли, и ему цепляли подвеску, с которой он благополучно улетал. Через 15 минут вертолет возвращался за новой подвеской.
Тем временем гражданские вертолеты тоже без дела не сидели. Куда удобнее всего подвозить стройматериалы для отправки в горы? Правильно, на стоянку
супермаркета. Тем более, что у супермаркета всё одно подвал залило, и он был закрыт. Так что стоянка временно стала вертодромом:
Следующая серия будет позже, потому что у меня
чота фотки нужные не загрузились. В следующей серии поговорим о том, как осуществляются закупки продуктов для снабжения пострадавших районов. Тоже очень интересная система. И поучительная.
Вот что меня поразило во всей этой ситуации - так это то, что все действовали, как будто всю жизнь только этим и занимаются - борьбой с самым сильным за 300 лет наводнением. Вообще никакой суеты. Все спокойные, как дохлые мамонты. И все непрерывно работают. Абсолютно все.
Вот что меня поразило во всей этой ситуации - так это то, что все действовали, как будто всю жизнь только этим и занимаются - борьбой с самым сильным за 300 лет наводнением.
Так что сравнивать, сколько у них налогов собирают/платят и сколько у нас? Как у них министры бояться брать взятки и как у нас? Какова общая эффективность работы у них и у нас? Делайте выводы.
В рошлом году наблюдал как пожарные тушили лесной (точнее чаппаралевый) пожар под лосанжелесом. Загорелся дом, стоящий у подножья горы, заросшей чаппаралем и пожар пошел вверх (чаппараль - низкорослый кустарник - горит очень хорошо и долго). Пожарные машины тушили собственно дом (и защищали
остальные дома на улице), а лосанжелесские пожарные вертолеты проходили над склоном горы и заливали горящий чаппараль. Я насчитал порядка трех или четырех пожарных вертолетов (в основном белл-407 в характерной бело-красной окраске, но были и желто-белые, видимо из другого департамента), потом
подтянулся S-64 SkyCrane с контейнером и свисающим длинным шлангом. Ну и в стороне висели два или три новостных вертолета, так сказать давали тиви картинку в прямом эфире.
Методика тушения горящего чаппараля была достаточно любопытной, т.е. скайкран выливал всю воду разом, после чего
уматывал минут на десять-пятнадцать (видимо до ближайшего водоема, где воду набирал). Мелкие же вертолеты делали несколько заходов, дозированно заливая пути распространения огня.
В общей сложности склон горы задавили где-то за час.
А вот позже, когда горы хорошо горели
(ночью тлеющие горы было видно примерно как раскаленный кусок железа в кузнице, там было серьезно - перекрывали 210 и 2 фривей, погибли двое пожарных - машин упала с дороги прямо в горящий лес, горело с неделю в общем) - то там вертолеты работали по отсечению пожара от опасных направлений. На
протяжении всего дня стрекотали. Прилетал и пожарный B-26.
Как я понял - методика была - что горит - само прогорит и потухнет, главное не дать распространиться, а там где есть жилье - там есть и дороги, куда могут подъехать пожарные и уже отсекать на земле.
Так что сравнивать, сколько у них налогов собирают/платят и сколько у нас?
Средняя зарплата в Тироле - 1100 евро, подоходный налог - 25 процентов. У нас фактически подоходный налог - 39 процентов. Правда, у них чиновникам дворцов не
строят. Административные здания очень скромные.
МОСКВА, 24 авг - РИА Новости. Два самолета МЧС РФ в понедельник вылетят в Грецию для тушения лесных пожаров, сообщил РИА Новости представитель управления информации министерства.
Сильные лесные
пожары несколько дней бушуют к северо-востоку от греческой столицы. Сгорели тысячи гектаров леса, десятки домов. Тысячи местных жителей эвакуированы из опасных районов. Жертв удалось избежать.
"По поручению президента МЧС направляет в Грецию два противопожарных самолета Ил-76 и Бе-200",
- сказал представитель министерства.
4 августа 2003 г.
Экипажи двух вертолетов МЧС России с сегодняшнего дня начинают дежурство и вылеты на места лесных пожаров, продолжающихся на юге Франции. Об этом сообщил руководитель авиагруппы - заместитель начальника авиации МЧС Александр
Фомин, передает ИТАР-ТАСС.
Два вертолета Ми-26, оборудованные 15-тонными "ковшами" для забора воды, прилетели на авиабазу Мариньян под Марселем в минувшую субботу.
Всего во Францию прибыли 19 сотрудников МЧС, включая пилотов. "Все организационные вопросы решены, проведена
предварительная подготовка техники и летного состава, и с понедельника мы непосредственно приступаем к дежурству на месте чрезвычайной ситуации", - сказал Фомин. Каких-либо конкретных объектов на пожаре российским вертолетам не выделено. "Мы будем взаимодействовать с французским вертолетом, который
будет выводить нас на цели - очаги пожаров", - продолжил руководитель группы.
22.09.2005 Российский самолет-амфибия Бе-200 Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТНТК) им.Бериева завершил работы по тушению лесных пожаров в Италии.
"Самолет работал в Италии по
экспериментальному лизингу в течение 75 дней и налетал в общей сложности 150 часов. За это время он сбросил на очаги лесных пожаров около пяти тысяч тонн воды", - рассказал Кобзев.
По его словам, в ходе тушения самолет произвел 440 посадок на акватории озер в горах Италии для забора воды.
"Мы подтвердили возможность эксплуатации такого самолета в условиях сложного горного рельефа. Кроме того, Бе-200 доказал возможность использования горных озер, расположенных на высоте от 500 до 1200 метров, для дозаправки водой", - добавил собеседник агентства.