Отказаться от обещаний сдерживать цены компанию вынуждают обвинения трейдеров в демпинге
НК «ЛУКОЙЛ», единственная из российских нефтяных компаний по просьбе властей в середине декабря 2004 г. «заморозившая» розничные цены
на бензин, решилась на их повышение. Как стало известно RBC daily, начиная с минувшей субботы, стоимость топлива на принадлежащих компании АЗС будет повышаться каждую неделю в течение месяца в среднем на 10 копеек. Эксперты оправдывают эти действия тем, что в период с декабря по май рост цен на
нефть на внутреннем рынке составил более 50%. Однако, по их мнению, основной причиной изменения розничной политики «ЛУКОЙЛа» стало недовольство, которое он вызвал у независимых трейдеров, вынужденных терять дополнительные прибыли в конкурентной борьбе с нефтяной компанией, а также у антимонопольных
органов. По оценкам специалистов, одобренное «ЛУКОЙЛом» повышение цен не вызовет ажиотажа на рынке, но поможет ему защитить себя от обвинений в демпинге.
«ЛУКОЙЛ» удерживает розничные цены на нефтепродукты неизменными с середины декабря, когда он объявил о снижении розничной цены на
бензин и дизельное топливо на собственных АЗС по всей России на 5%. Этому предшествовала встреча главы «ЛУКОЙЛа» Вагита Алекперова с президентом России Владимиром Путиным, в ходе которой компания обещала «снизить расценки на розничном рынке». Однако одобренная Кремлем стратегия компании вызвала
недовольство независимых трейдеров, закупающих ее топливо для реализации на своих АЗС. По их словам, «ЛУКОЙЛ», сдерживая розничные цены, одновременно повышает стоимость, по которой он продает топливо оптом. В результате сбытовики вынуждены либо работать себе в убыток, либо терять клиентов. Участники
рынка посчитали, что политика «ЛУКОЙЛа» направлена на вытеснение с топливного рынка независимых владельцев АЗС путем ценового демпинга и на укрепление своего доминирующего положения в розничном секторе. Об этом говорится в письме главы Российского топливного союза Сергея Борисова руководителю ФАС
Игорю Артемьеву, датированном 18 апреля.
Ценовой политикой «ЛУКОЙЛа» уже заинтересовались антимонопольные органы. Как стало известно накануне, расследование правомерности действий компании начало управление ФАС по Нижегородской области. Поводом явилось заявление нескольких
предпринимателей, работающих на рынке нефтепродуктов региона. По их словам, в настоящее время в Нижегородской области оптовые цены на нефтепродукты «ЛУКОЙЛа» превысили розничные. Данные действия, по мнению предпринимателей, наносят ущерб мелким владельцам АЗС. В компании направлены запросы о
предоставлении информации о ценообразовании, которые должны ответить в срок до 20 мая.
В «ЛУКОЙЛе» претензии трейдеров считают необоснованными. Там утверждают, что своим АЗС они поставляют нефтепродукты по тем же ценам, что и независимым торговцам, поэтому говорить о демпинге
неправомерно. Однако угроза расследования со стороны ФАС все же заставила компанию изменить свою ценовую политику. Как сообщил RBC daily источник на топливном рынке, знакомый с планами деятельности «ЛУКОЙЛа» на розничном рынке нефтепродуктов, компания отказалась от практики сдерживания розничных цен
на бензин. «В минувшую субботу «ЛУКОЙЛ» повысил цены на бензин на собственных АЗС на 10 копеек. Предполагается, что цены продолжат повышаться каждую субботу на аналогичную величину», – говорит он. В «ЛУКОЙЛе» RBC daily информацию о повышении розничных цен на бензин не подтвердили, однако не
исключили возможность такого варианта событий.
Для повышения цен существуют экономические причины, рассуждает собеседник газеты. Ведь «ЛУКОЙЛ» держал стоимость бензина неизменной с начала года, в то время как у других поставщиков цены росли. По информации ИА «Кортес», рост цен на нефть
на внутреннем рынке России с декабря 2004 г. по апрель 2005 г. составил 55%. «Все это время компания работала на гране рентабельности. Однако, судя по всему, если бы все ограничивалось этим, то с изменением политики «ЛУКОЙЛ» мог бы и повременить, поскольку в обороте компании доля розницы составляет
всего около 3%, а в чистой прибыли и того меньше – около 1%, – говорит участник рынка. – Вероятно, причина повышения цен заключается в давлении на компанию со стороны топливных союзов и антимонопольных органов. «ЛУКОЙЛ» попал в парадоксальную ситуацию: с одной стороны, антимонопольное ведомство шлет
ему запросы относительно причин роста цен на топливо в России, с другой стороны, независимые трейдеры жалуются на него за то, что он сдерживает цены, тем самым лишая их клиентов».
Опрошенные RBC daily эксперты считают повышение «ЛУКОЙЛом» цен на бензин вынужденным. «Повысить цены на
бензин «ЛУКОЙЛ» вынуждает сочетание факторов. Во-первых, компании начинают расплачиваться за рост экспортных пошлин в первом квартале. По мере того как другие производители продают бензин по все более высоким ценам, «ЛУКОЙЛ» все больше выглядит как белая ворона. Во-вторых, пересмотреть свою политику
«ЛУКОЙЛ» вынуждают протесты Топливного союза и усиленное внимание со стороны антимонопольных органов», – говорит аналитик ИК «ФИНАМ» Мария Радина. «Повышение цен обосновано с точки зрения динамики мировых цен на нефть и внутрироссийских цен на бензин. Не исключено, однако, что действия компании
связаны с давлением, оказываемым на нее со стороны Российского топливного союза», – соглашается с ней аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев.
Специалисты считают, что рост цен на заправках «ЛУКОЙЛа» не приведет к серьезным изменениям на российском топливном рынке. «Маловероятно, что
инициатива «ЛУКОЙЛа» окажет значительное влияние на топливный рынок. Скорее всего, повышение цен, инициированное компанией, будет малозаметным и плавным, – полагает Мария Радина. – Вместе с тем компания сможет защитить себя от недовольства со стороны других участников рынка». По мнению Дмитрия
Мангилева, удорожание бензина не должно сказаться и на самой компании, поскольку в текущий период эластичность спроса на топливо по цене низка. При этом он отмечает, что «ЛУКОЙЛ» не стоит обвинять в том, что он не держит обещания, данные им несколько месяцев назад. «Если вспомнить, что «ЛУКОЙЛ» в
свое время понизил цены после встречи главы компании с президентом России, можно предположить, что он согласовал нынешнее повышение с властями», – заключает эксперт. "
Вот так вот в России и живем.. ПОвышать цены - плохо.. и снижать цены - тоже плохо..
Что делать?? :-) "Бедному" Лукойлу?? ;-)
Вы бы как поступили на их месте - повысили цены или все-таки понизили цены на бензин???