1. Самое начало фильма. Откровенное заимствование у Кустурицы, ну да ладно. Энто модно. Сцена, где турецкие пули срезают шапки подсолнухов, смотрицца впечатляюще. Проблемка в том, что для того, чтобы обеспечить подобную плотность огня, нужно либо не 12–15 турок, тусующихся на заднем плане, либо дать
им автоматы. НЕ БЫВАЕТ.
2. Фандорин – сербский доброволец. Шайкач (сербский головной убор) у него абсолютно фантазийный, не похожий на настоящий. Ко всему прочему, он, похоже, прибит к его голове – пока Фандорин трясется под каретой Анвара-эфенди, шайкач даже не сбился. Ну и, для
полноты картины, стоит отметить, что у Фандорина некие шаровары с кожаными (?) крагами и непонятные туфли. Сербские солдаты в этот период носили опанки (башмаки с обмотками) либо сапоги. ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.
3. Турки кидают вслед убегающему Фандорину два взрывпакета или динамитных шашки
из фильма «Пес Барбос или необыкновенный кросс». Воронка размером 2 на 2 метра заставляет задумацца о взрывной силе. Учитывая то, шо Фандорин падает в эту воронку – он скрытый МакЛауд. Нормальный человек после такого взрыва всяко не выживет. ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.
4. Фандорин вооружен
«Винчестером» образца 1894 года, что вызывает только недоумение. Еще большее недоумение вызывает то, как он перезаряжает карабин в стиле Шварценеггера из «Правдивой лжи». ИСТ.ЛЯП. + НЕ БЫВАЕТ.
5. Анвар-эфенди стреляет в русского офицера на мосту. При выстреле в лоб пуля не просто
пробивает череп насквозь, а выбивает кусок затылочной кости. Входное отверстие тоже существенно больше. Все гораздо некрасивее. Можете проконсультироваться у экспертов-криминалистов. Вообще по фильму черепа у всех героев крайне крепкие и устойчивые к револьверным пулям. НЕ БЫВАЕТ.
6.
Анвар стреляет из характерного револьвера «Веблей», появившегося лет через 10 после русско-турецкой войны. Не могли найти «Кольт» или «Смит-Вессон»? ИСТ.ЛЯП.
7. Вообще «эфенди» — это почетная приставка к имени, обозначавшая в Османской империи ранг носителя – аналогично обращению «Ваше
превосходительство» и т.п. в Российской империи. «Эфенди» давался чинам, соответствовавшим чинам до поручика включительно (по гражданскому ведомству – до титулярного советника) в России. По книге Анвар занимает довольно высокий пост – главы тайной полиции, т.е. генеральскую должность. Так что – уже
по должности он – Анвар-паша. ОШИБКА АВТОРА.
8. Очки Анвара – без комментсов. Дракула отдыхает. Оправ таких на тот период не было. Тем более, явно алюминиевых. Палюбому. Синие стекла – да, были. ИСТ.ЛЯП.
9. Осман-паша никогда не был фельдмаршалом, т.е. сердар-экремом. Он
носил звание мушира, что соответствовало «полному» генералу (генералу-от-инфантерии, -от-кавалерии и т.п.) в России. При капитуляции союзными (русскими и румынскими) войсками ему были оказаны фельдмаршальские почести в знак уважения. ИСТ.ЛЯП.
10. У Исмаил-бея узлы на рукавах выложены
двумя шнурами. В турецкой армии это – знаки различия ферика, т.е. генерал-лейтенанта. Миралай (полковник) носил мундир с прямыми обшлагами с клапанами, на которые нашивались три продольных узких галуна и два – по диагонали. ИСТ.ЛЯП.
11. Варя Суворова маскируецца под мальчика. Не сильно
умно, так как смазливый мальчик в Турции (даже Европейской) того времени был не менее, а то и более востребован, чем европейская барышня. До появления Фандорина она всяко бы не дотянула. ОШИБКА АВТОРА.
12. Мул Фандорина, становящийся скакуном a la осел из Шрека-2. КИНОЛЯП.
13. Капитан Перепелкин представляется интендантом. Уже поэтому его можно арестовывать, как шпиона – аксельбант интенданту не положен. Чины Главного Интендантского управления носили подобный мундир, но воротник был скошенный, а не закругленный, петлицы – шитые, а не галунные. Кроме того, по краю
воротника имелся шитой борт. Воротник, к прочему, имел темно-зеленую выпушку. Погоны – серебряного галуна с красным просветом и темно-зеленой выпушкой. Ну и, до кучи, с декабря 1873 интенданты щеголяли в кожаных касках, а кепи было отменено. В походе интендант мог носить фуражку, ну а тот экстремал,
который сохранил свое кепи, на алом с темно-зелеными выпушками околыше имел серебряный с кранным просветом галун. Так что форма Перепелкина – весьма странный гибрид. ИСТ.ЛЯП.
14. Повязки военных корреспондентов близки к истине. Тем не менее, реально были установлены (аккурат в 1877
году) бело-сине-красные повязки с черным двуглавым орлом и буквами В. К. справа и слева соответственно – а не с желтым орлом и нечитаемой надписью по кругу. ИСТ.ЛЯП.
15. То, во что одеты корреспонденты – супер-эклектика. Тут и костюмы, ставшие модными во второй половине 1880х, и в
начале 20 века, и в 1910х годах. И ни одного аутентичного эпохе. Костюм д’Эвре вообще соответствует эпохе Англо-Бурской войны. ИСТ.ЛЯП.
16. Перчатки, в которых изначально показан Анвар, в сцене спасения Вари и Фандорина показаны у д’Эвре. Что неудивительно, так как д’Эвре – по книге – и
есть Анвар. Вообще перчатки эти удивительные. Судя по фильму, их существовало как минимум четыре пары – у д’Эвре, у Перепелкина Анвара, у МакЛафлина и у фальшивого Анвара из Плевны. Однако, партия! Кстати, Перепелкина можно было вычислить и по перчаткам – они не форменные, а гражданской одежды он
носить не мог. КИНОЛЯП.
17. «Казаки», сопровождающие Соболева. Форма их практически идеально соответствует форме Терского дивизиона Терско-Горского конно-иррегулярного полка. Свиты Его Величества генерал-майор Скобелев Соболев, оказавшийся в начале войны не у дел, на описываемый момент
(конец июня – начало июля) состоял в штабе Сводной Кавказской казачьей дивизии, которой командовал его отец – Дмитрий Иванович Скобелев и командовал второй бригадой. Дивизия состояла из 2-го Кубанского казачьего, 30-го Донского казачьего, Владикавказского конно-иррегулярного, Терско-Горского
конно-иррегулярного (Терский и Осетинский дивизионы) полков и 1-й Донской казачьей батареи. Проблема в том, что конно-иррегулярные полки состояли из кавказских горцев и казаков славян там не было, за исключением разве что офицеров. Так, бригада, которой командовал Скобелев, практически полностью
состояла из осетин. Обмундирование, как я уже сказал, соответствует Терскому дивизиону – единственно, черкеска обшивалась голубым шнуром, а у офицеров – серебряным. Бешмет – обшит черной с голубой и серебряной нитью тесьмой. У комсостава – галун. Пик не было. ИСТ.ЛЯП.
18. Скобелеву
Соболеву на 1877 год было 34 года. Персонаж Балуева выглядит по меньшей мере на 40. ИСТ.ЛЯП.
19. У Казанзаки на груди – медаль на Станиславовской ленте (красная, с двойными белыми каемками). Это серебряная медаль «За усердие». Награждали ею нижних чинов, крестьян, мелких чиновников.
Подполковник с такой медалью – нонсенс. НЕ БЫВАЕТ + ИСТ.ЛЯП.
20. Казанзаки допрашивает Варю с интонациями НКВДшника. Типаж брался явно из совеццких легенд про СТРАШНОЕ Третье Отделение. Таких персонажей не было, тем более – в чине подполковника. НЕ БЫВАЕТ.
21.
Генерал-лейтенант Лаврентий Аркадьевич Мизинов, шеф Отдельного Корпуса Жандармов, начальник Третьего Отделения собственной Е. И. В. Канцелярии. Прообразом его является генерал-адъютант Свиты, генерал-лейтенант Николай Владимирович Мезенцов, занимавший эти должности в 1876–1878 годах. При том, что
Мезенцов состоял в Свите — ни на погонах, ни – позже – на эполетах у него не наблюдается вензеля Александра II. Допускаю, что Мизинов в Свиту не попал. Воротник и обшлага мундира в Корпусе были темно-синими с красной выпушкой, а не красными. Кепи было отменено еще 1872 году, а вместо него введена
кожаная каска – для парадной формы и фуражка (темно-синяя, с красными выпушками по тулье и околышу) – для походной. Ранее существовавшее кепи также имело темно-синий (а не красный) околыш с красными выпушками и серебряный галунный подбородочный ремень (а не черный кожаный). То же, кстати, относится
и к подполковнику Казанзаки. ИСТ.ЛЯП.
22. Удивительное дело – все русская армия ходит в светло-зеленого цвета суконных мундирах! Тогда как военное министерство с завидным упорством рассылает в войска циркуляры с напоминанием – мундирное сукно должно быть темно-зеленого, а не черного
цвета! Дело в том, что многие полковые командиры предпочитали экономить, используя для пошива формы более дешевое черное сукно, чем практически неотличимое от него темно-зеленое, а фактически черное с зеленоватым отливом сукно. ИСТ.ЛЯП.
23. Вольноопределяющийся Лунц, равно как и
вольноопределяющийся Яблоков не имеют по краю погона «вольноперского» черно-оранжево-белого шнура, введенного еще в 1874 году. ИСТ.ЛЯП.
24. Лунц обращается к фельдфебелю – «Господин унтер-офицер!». Мог бы и в торец за такое схлопотать. В свою очередь, фельдфебель говорить –
«Вольноопределяющийся Лунц!» вместо «Господин вольноопределяющийся!». Все-таки образованный человек. У фельдфебеля отсутствует черно-оранжево-белый шнур по верху кепи. ИСТ.ЛЯП.
25. Крайне радует шЫфровальное пианино. Так вот откуда пошло название «русская пианистка»! Шифр, составленный
по принципу – одна буква – одна цифра потерял свое значение еще в 18 веке. Реально в русско-турецкой войне шифрограммы не использовались. Мега-важные сообщения передавались либо открытым текстом по телеграфу – так как возможности перехватить сигнал тогда ни у кого не было, либо фельдъегерем. ОШИБКА
АВТОРА.
26. В любом случае, шифрованием приказов занимался офицер Генерального штаба в чине не меньше капитана, а отнюдь не вольноопределяющийся. ИСТ.ЛЯП.
27. Палатка с шифровальной машиной стоит в общем ряду палаток, а не рядом со штабной палаткой. Охрана отсутствует как
класс, хотя положенный караул – два солдата днем и четыре – в ночное время или при объявлении тревоги. Заходи, пиши шЫфрограммы кто хошь. ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.
28. По лагерю ходят солдаты в колоннах по-два. Такого построения в описываемый период не было. Были полувзводные, взводные,
двувзводные колонны – даже в лагере. ИСТ.ЛЯП.
29. В фильме нет ни одного человека в белом (зачехленном) кепи с полотняным надзатыльником. Гимнастические белые рубахи носят почему-то только в лагере, и то не всегда. Воспоминания и зарисовки эпохи Русско-Турецкой войны говорят об
обратном, что вполне логично. Июль и август в Болгарии – месяцы, скажем прямо, не морозные. ИСТ.ЛЯП.
30. По лагерю ездят повозки с Красным крестом на борту. Общество попечения о больных и раненых воинах было переименовано в Российское Общество Красного Креста лишь в 1879 году. И лишь с
этого момента в России употребляется знак Красного Креста. ИСТ.ЛЯП.
31. Вопрос Вари Суворовой, обращенный к Пете: «Где здесь можно помыться?» убил напрочь. Ни фига ж себе блаародная дама! Петя должен был просто-таки помереть от сердечного приступа. НЕ БЫВАЕТ.
32. «Ночной
дозор». Казаки. О которых уже сказано выше. Допустим, среди них есть пара-тройка казаков-терцев. Далее идет чудный монолог у костра про Мурманск. Уже было отмечено, что Романов-на-Мурмане был основан в 1916 году, а Мурманском стал в апреле 1917. Кроме этого, наблюдаецца исчо два ляпа. Во-первых,
откуда на Мурмане казаки? Даже если предположить, что это был заплутавший Ломоносов, по ошЫбке дошедший до Терека – возникает ляп №2. Уроженец Кольского полуострова НИКОГДА не скажет «северное сияние». Зорники, позори, сполохи, столбы, снопы – но не «северное сияние». ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.
33. Нападение турок. Почему-то нападают турецкие артиллеристы – шнуры бранденбуры на мундирах были на данный период только у артиллеристов. ИСТ.ЛЯП.
35. В журналистский клуб приходят вольноопределяющиеся (!) в цивильном (!) платье. Как минимум – гауптвахта, как
максимум – снимаются вольноперские шнуры – и айда на общих основаниях воевать. ИСТ.ЛЯП.
36.
«В госпитале хорошая портниха». Вероятно, эта мега-кутюрье пошила Варе всю эту кучу нарядов. И исчо шляпки сделала. И вообще непонятно, где Варя в лагере обитает. Этот явно сексуального характера вопрос от нас скрыт. Тогда как по роману жила она у сестер милосердия, собравший ей гардероб взамен
утерянного: «Платья, конечно, были ужасные, за исключением разве что одного — голубого, с белым кружевным воротничком. Варя убрала вышедшие из моды манжеты, и получилось довольно мило». НЕ БЫВАЕТ.
37. Все офицеры носят шашки образца 190913 года с переставленными на сабельный манер
кольцами. Офицерские сабли образца 1865 года имели СТАЛЬНЫЕ ножны. ИСТ.ЛЯП.
39. Вероятность того, что, получив шифровку о наступлении, генерал Криденер не отправил подтверждения о получении, либо запроса на подтверждение приказа, равно нулю. ИСТ.ЛЯП.
40. Шифрограмму в телеграфное отделение нес вольноопределяющийся Лунц. Опять-же, бред. Это
обязанности офицера штаба либо фельдъегеря. ИСТ.ЛЯП.
41. Ахтунг! в пещере вообще ни к селу, ни к городу. Педики были нужны для полного раскрытия темы секса в фильме? Или для политкорректности?
42. Перепелкин Анвар специально, как ритуал, надевает манжеты с запонками и
фирменные перчатки, для того, чтобы грохнуть кого-то из героев фильма? Представляю, капитан Перепелкин одевает под мундир неформенные манжеты с запонками, неформенные перчатки. А на недоуменный вопрос любого офицера небрежно так отвечает: «Пройдусь, мол, по пещерам окрестным. Авось педика
подстрелю…». НЕ БЫВАЕТ.
43. Анваровская «снайперка». Целится Анвар из «Винчестера» с оптической трубкой, реально использовавшейся в то время. Дальше – хуже. Заряжает он винтовку системы Маузера образца 1898 года с характерным флажком предохранителя на казеннике… Причем заряжают его
патронами с остроконечной пулей, которые появилась лет через 20 после войны. Оптическая трубка имеет линзы, да еще и прицельную шкалу. Последняя появилась только перед Второй мировой войной, а линз в оптической трубке попросту не было. Трубка была слишком длинной, и при такой длине и диаметрах
входной линзы и выходного зрачка светосила у этого прицела будет достаточной, чтобы прицеливаться только при наличии 2–3 прожекторов, наведенных на цель. Нету там стеклышек. Не может их быть. Либо внутри оптический умножитель. Что также нереально. Просто трубка малого диаметра, но большой длины.
Типа диоптрического прицела. НЕ БЫВАЕТ + ИСТ.ЛЯП.
44. Варя с д’Эвре отправляются в Плевну. Д’Эвре носит тропический шлем образца 1920-х годов. На Варе – брючная (!) амазонка с неким парэо вместо юбки. НЕ БЫВАЕТ.
45. «Монстра» Мити Гриднева, как ни странно, реальность.
Только локомобили или безрельсовые паровозы, которых при армии было аж 12 штук, выглядели не как Паровозик из Ромашково. Это были, по сути, паровые колесные трактора. И, разумеется, никто не управлял ими, сидя спереди и рискуя ежеминутно свалиться под колеса шайтан-машины. Эти «две версты в сутки»
показали полную непригодность даже для перевозки грузов, так как были крайне требовательны к дорогам. Так что позже, ночью, Митя мог не ковыряться под паровозом, а просто бросить его – вытащить с поля его было практически нереально. Также радует кожаная куртка Мити и защитные очки. И то, и другое
появилось лишь в начале 20 века. ИСТ.ЛЯП.
46. Короны на плетеных погонах Исмаил-бея – из области фантастики. Корон в Османской империи никогда не было.
ИСТ.ЛЯП.
47. «Ополченцы», о которых говорит Исмаил-бей, одеты, как низам – регулярная армия. Более того, так
единообразно была одета вообще лишь египетская бригада принца Гассана. Мустахфиз – ополчение – вообще не обмундировывалось за счет казны, получая в лучшем случае феску. Это было общеизвестно, и настолько открыто врать Куценко-бей бы просто не стал. ИСТ.ЛЯП.
48. Откуда у Вари Суворовой
появился револьвер? Абсолютно непонятно. Позже точно так же маериализуецца револьвер у
генерала Канецкого Ганецкого. ДжЫдаи. Однозначно. КИНОЛЯП.
49. На скаку из револьвера в лесу попасть в человека практически нереально. Тем более – хрупкой барышне. Выстрел же Вари выбивает
фальшивого Анвара из седла. НЕ БЫВАЕТ.
50. Ляп, явно связанный с тем, что первоначально злодей был тот же, что и в книге – д’Эвре. Когда Варя с французом бегут от опушки и раненого лже-Анвара, Куценко-бей кричит: «Не стреляйте! Вы попадете в Анвара-эфенди!». Если д’Эвре – не Анвар, то с
чего ему жалеть петербургскую девицу, француза-журналиста и раненого лже-Анвара? Перепелкин появляется существенно позже. Если Анвар – д’Эвре – все встает на свои места.
51. На феске Исмаил-бея – какой-то веселенький чОрный узор. При форме это – как дембельский аксельбант. ИСТ.ЛЯП.
52. Атака казаков на лес – вообще полный бред. В подобных случаях казаки спешивались, клали лошадей на землю и стреляли лежа, прикрывшись лошадьми. А не изображали цЫрковую джЫгитовку. ИСТ.ЛЯП.
53. Орфография на картах и записях оставляет желать лучшего. Твердый знак стоит
почти везде, где надо, но почему-то отсутствует в слове «годъ». Ять (е) и «И» с точкой отсутствуют, как класс. ИСТ.ЛЯП.
54. Ротмистр Зуров состоит в 1-м гусарском Сумском полку. Именно этот полк, стоявший в Москве, имел синие доломаны с золотыми шнурами и красные кепи. Бог с ним, что
доломан должен быть светло-синий. Это понятие трактовалось довольно широко – от темно-василькового до небесно-голубого в разные годы. Проблема в ином. Зуров появляется в начале июля, а сумцы были мобилизованы лишь 19-го июля, а на театр военных действий прибыл вообще в октябре. Ну и доломан спереди
по борту также был обшит шнуром, чего у Зурова не наблюдаецца. ИСТ.ЛЯП.
55. При офицерской форме у Зурова – солдатский кушак, причем почему-то Александрийского гусарского полка (красно-белый) вместо положенного офицерского – серебряного, с примесью черных и оранжевых нитей. ИСТ.ЛЯП.
56. Войдя в палатку, Зуров не представляется старшему по званию Соболеву, а приветствует Фандорина, а потом и вообще плюхается на стул, поворотясь к генералу спиной. При этом Зуров просто должен знать Скобелева Соболева – на груди у него медаль на Владимирско-Георгиевской ленте – медаль за
Хивинский поход 1873 года. Гауптвахта – гарантированно. ИСТ.ЛЯП
57. У румынского полковника рошиоров (красных гусар) Лукана – почему-то белая шапка вместо положенной черной. На доломане – шесть рядов шнуров вместо пяти. Солдатский кушак вместо офицерского – золотого с красными и синими
нитями. Позже (в Бухаресте) у него появляются черные чакчиры с золотыми шнурами вместо положенных белых с черными шнурами. ИСТ.ЛЯП.
58. В сцене у воздушного шара на Фандорине – фуражка фасона 1910-х годов со знаком, введенным в начале 20 века и некий пиджачок фасона 1930-х годов
«колхозник в городе». ИСТ.ЛЯП.
59. Набегом на шар руководит «личный адъютант Османа-паши». Штабному офицеру диверсионную операцию никто в здравом уме никогда не поручал. Не та специфика. НЕ БЫВАЕТ.
60. Привязные воздушные шары ВСЕГДА имели страховочный фал, крепившийся к
столбам намертво и уложенный в бухту. В случае обрыва основного фала он не давал шару улететь. На шаре напрочь отсутствует балласт – за исключением единственного мешка, сброшенного Фандориным на турка. Тем не менее, шар летит низэнько. НЕ БЫВАЕТ + ИСТ.ЛЯП.
61. Турки ночью (!) открывают
по шару огонь (!) бризантными (с замедленным запалом) снарядами. Ночная стрельба артиллерии не практиковалась, тем более у турок. Зенитных орудий также не изобрели. НЕ БЫВАЕТ + ИСТ.ЛЯП.
62. Митя Гриднев хватает фал и умудряется его закрепить на Паровозике из Ромашково. В лучшем случае –
ожог обеих рук. Митя – тоже джЫдай. НЕ БЫВАЕТ.
63. Карта к диспозиции выполнена в цвете. Кто-то из штабных не пожалел фломастера. Надписи почему-то на латинице, да к тому же неверно. На импортных картах писалось «Pleven», а не «Plevna». Выглядит, как в старых совеццких фильмах про
фашЫстов – карты с надписью «Moskva» — шоб ясно было. Так вот. Карты делались в типографии при штабе действующей армии, с легендой на русском языке. Обозначений в цвете не было. ИСТ.ЛЯП.
64. Сцена стрельбы по мишеням. У Зурова почему-то синие погоны с золотым галуном без гусарского
«зигзага». На самом деле, погоны должны быть в цвет кепи, т.е. красные. И галун – с зигзагом, установленный для гусарских полков. На кепи – двуглавый орел (без знака отличия, полагавшегося сумцам). При белом кителе орел не носился – он крепился на кепи лишь при парадной форме и был фактически не
виден — его закрывал черный волосяной султан, также носившийся при парадной форме. Лукан тоже почему-то одет в белый китель, хотя ему положен синий повседневный мундир с отложным воротником. И кепи у него – пехотное, синее с красным околышем, а не положенное полностью темно-синее кавалерийское.
ИСТ.ЛЯП.
65. Лукан на «пикнике» называет князя Румынского Кароля – принцем Карлом. ИСТ.ЛЯП.
66. Лукан же говорит о русской части – «второй батальон Костромского полка». Ошибка дичайшая. 19-й пехотный Костромской полк действительно входит в 5-ю пехотную дивизию, но был
ТРЕТЬИМ полком в дивизии и, соответственно, имел СИНИЕ погоны с цифрой «5.» и БЕЛЫЕ околыши на кепи и клапаны на мундирах. Красные околыши, клапана и погоны имел 17-й пехотный Архангелогородский полк. Номер дивизии был не печатный по трафарету, а прорезной – погон имел желтую суконную же подложку,
красное сукно пробивалось по трафарету и прострачивалось по краю. ИСТ.ЛЯП.
67. Полковник командует: «Стройся!» вместо «Становись!» и по ходу пьесы называет штабс-капитана (четыре звезды на погонах) поручиком (три звезды). Сам полковник крайне странный, так как носит гвардейского покроя
мундир без петлиц. ИСТ.ЛЯП.
68. Русский отряд, идущий в атаку на Плевну. Явно имеется в виду Первая Плевна 7–8 (19–20) июля 1877 года, когда в штурме участвовали три полка 5-й пехотной дивизии. Отряд в сильно разомкнутой взводной колонне. Что является полным бредом, так как по узкому
дефиле отряд должен был двигаться в сомкнутой взводной колонне скорым шагом. Что и было во время Первой Плевны. Когда начался артобстрел с высот Янык-Баир по правую сторону от дороги (а не из-за холмов), колонна рассыпалась по обе стороны от дороги и солдаты передвигались уже перебежками, используя
для прикрытия складки местности (см.воспоминания участников). На подходе к Гривицкому редуту артиллерийский огонь прекратился, и турки начали обстрел из митральез (дедушки пулеметов). ИСТ.ЛЯП.
69. Особенно впечатлил летящий снаряд. Питер Джексон. Властелин Колец. Возвращение Короля.
Осада Минас-Тирита. Камень из катапульты летит в орков. Рулез.
70. В строю почему-то солдаты с белевыми петлицами. К 1877 году такие петлицы имели лишь два полка – 12-й гренадерский Астраханский и 5-й пехотный Калужский. Оба в Первой Плевне участия не принимали. ИСТ.ЛЯП.
71. Все солдаты – с ранцами из телячьих шкур. Тогда как уже в 1874 году введен ранец из черной непромокаемой парусины. Кроме того, шинель приторачивалась не вокруг ранца, а сверху. ИСТ.ЛЯП.
72. При изобилии унтер-офицеров и колоритном дедушке с двумя солдатскими Георгиями – ни у
одного нет шевронов за сверхсрочную службу на левом рукаве мундира. У дедушки так просто весь рукав должен быть «золотым». ИСТ.ЛЯП.
73. У русской армии нет ни знамен, ни жалонерных (ротных и батальонных) значков. ИСТ.ЛЯП.
74. Возвращаясь к лагерю – изЮмительный момент.
Утро. Вылезает – явно перепивший вечером ракии солдат со с3,14зженной сигнальной трубой (у музыкантов в русской армии были т.н. «крыльца» или «ласточкины гнезда» — полукруглые суконные цетные наплечники, обшитые тесьмой или галуном) и начинает трубить кавалерийский аллюр. Из палаток выползают
охреневишие солдаты в исподнем. Вероятно, аффторы хотели показать побудку в лагере. Так вот. В русской армии такого НЕ БЫЛО. Утренняя зоря игралась всеми музыкантами полка ПОСЛЕ утреннего построения. На сигнал «тревога» это тоже никак не тянет, тем паче что игрался он опять-таки всеми музыкантами;
на месте построения должны были присутствовать все офицеры и для обозначения линии построения становились линейные жалонеры с ротными и батальонными значками. ИСТ.ЛЯП.
75. Возвращаясь к теме взятия Никополя. Преступным был скорее приказ о взятии Плевны до взятия Никополя, так как в этом
случае турецкая крепость с 7000 гарнизона оказывалась в тылу русской армии, угрожая коммуникациям. Собственно, непонятно, почему 17-й пехотный Архангелогородский полк (красные погоны с цифрой «5.», красные околыши) находится под Плевной в конце июня – начале июля. Дело в том, что 5-я пехотная
дивизия входила в состав 9-го корпуса Криденера и участвовала во взятии Никополя 3–4 (15–16) июля и лишь к 7 (19) июля подошла к Плевне – по приказу главнокомандующего русской армией Великого Князия Николая Николаевича. ИСТ.ЛЯП + ОШИБКА АВТОРА.
76. Возвращаясь к воздушному шару. Просто
удивительно, как Варя умудряется ночью (!) разглядеть турецкие позиции. Заметим, что в начале июля ночи в Болгарии… хммм… не особо светлые. Предположить, что турки освещали свои позиции прожекторами, я не решусь. Максимум, что могла увидеть Варя – это огни костров. НЕ БЫВАЕТ.
77. То,
что Варя определяет с первого взгляда 18-кратный артиллерийский бинокль – просто чудо. Еще более интересно, что Фандорин с ней соглашается. Дело в том, что на биноклях того времени не обозначался ни производитель, ни кратность. А наиболее распространенными в русской армии были 20-кратные
артиллерийские бинокли. ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.
78. Еще раз вернемся к вопросу о капитане Перепелкине. В книге он представляется Генерального Штаба капитаном. В фильме – интендантом. И в том, и в другом случае разоблачить его не составляло никакого труда, так как и в Генеральном Штабе, и в
Интендантском Управлении число капитанов не превышало 50 человек. Разоблачение – по книге – д’Эвре оказалось более сложным, так как то, что его в редакции никто никогда не видел, ни о чем не говорило – «спецкоры» тогда были очень распространены. ИСТ.ЛЯП.
79. Первая Плевна. Священник
отпевает солдат, с которых сняты мундиры. Во-первых, после Первой Плевны погибших отпевали три полковых и один дивизионный священник. Во-вторых, солдаты были не разбросаны по всему полю, а собраны… хммм… более компактно. Ну, и в-третьих, никто с них мундиры не снимал. Совершенно ясно, откуда аффторы
взяли убитых солдат в белом – см.картину Верещагина «После боя», на которой священник отпевает солдат в белых рубахах. Толь вот незадача – это туркестанские стрелки и рубахи на них – форменные гимнастические. ИСТ.ЛЯП.
80. «Стрельба по квадратам». Термин появился в Первую мировую войну.
До этого использовался термин «стрельба по
площадям». Под этим и в том, и в другом случае подразумевалась артподготовка перед наступлением с целью подавления огневых точек противника на линии обороны и разрушения укреплений. Огонь в этом случае ведется по четко обозначенным для каждой
артиллерийской батареи участкам – квадратам. «Стрельба по квадратам» по движущейся колонне, тем более «на трех участках» — это полный бред. Тем более, что турецкая артиллерия стояла на высотах и стреляла по русской колонне. ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.
81. Мраморный пол в Бухарестском
Гранд-отеле – отчетливо виден во время сцены бала. Полы были из наборного паркета. Мода на мраморные полы – удел второй половины 20 века. ИСТ.ЛЯП.
82. Зуров курит некую беломорину в сцене дуэли. Таким же беломоринами ранее орудовал Митя Гриднев в журналистском клубе. Папиросы же того
времени были ближе к современным безфильтровым сигаретам – однообразный цвет и довольно небольшая длина. ИСТ.ЛЯП.
83. Лукан, все время в Гранд-отеле носивший доломан, вдруг в сцене дуэли оказывается в черной жЫлетке. Вопрос –
откуда? Носить жилет при форме в румынской армии – все
равно, что носить джЫнсы при мундире. НЕ БЫВАЕТ.
84. Перед началом дуэли Зуров говорит «давай!», а не «сходитесь!» — согласно традициям дуэльного кодекса.
85. После дуэли Перепелкин должен быть арестован румынскими властями и передан для суда и следствия в распоряжение
русского командования. Во-первых, дуэли официально запрещены, во-вторых, в действующей армии дуэли запрещены негласным офицерским кодексом чести, в-третьих, Перепелкин убивает офицера союзников, да еще и приближенного румынского князя. По книге, д’Эвре убивает Лукана в дуэли на саблях – абсолютно
ничем не рискуя. На тот момент не существовало понятия «лишение аккредитации». ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.
86. Сцена обыска в палатке Лукана. Найден султанский фирман на оказание помощи Анвару-эфенди. Невольно вспоминаецца старик Дюма: «Все, что сделано подателем сего, сделано по моему приказу
и для блага Франции». Ну да ладно. Один из жандармов говорит: «Эксперты проверили – подпись и печать подлинные». Во-первых, экспертов по подписям и печатям на том момент не существовало в природе. Во-вторых, сверить тугру (подпись) султана с подлинником не составляло труда – на всех турецких орденах
изображалась султанская тугра. В-третьих, печатей на тот момент в Османской империи не было. Заверять подпись султана печатью – до этого не додумался бы ни один извращенный ум, ведь за подделку тугры полагалась смертная казнь. ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.
87. 30 августа (11 сентября) – Третья
Плевна. Зуров кричит – «Мы вошли в Плевну!». Гусару простительно. Русские войска тогда взяли три редута, но в город не вошли. Поскольку штурм был приурочен к Тезоименитству Государя, все русские войска были в полной парадной форме – в фильме показана повседневная. ИСТ.ЛЯП.
88. Ляп,
связанный с тем, что первоначально Анваром был д’Эвре. Когда Зуров подлетает к журналистской вышке, Перепелкина там нет. После объявления Зуровым о занятии Плевны журналисты торопятся в ставку – к телеграфу. Вместе с ними уезжает и д’Эвре – не вызывая никаких подозрений. Перепелкин же слышать Зурова
не мог. Вероятно, он посмотрел в Палантир и увидел там скачущего в ставку Зурова и маршрут его передвижения. КИНОЛЯП.
89. Зуров с трофейным турецким знаменем едет в ставку один, хотя для сопровождения трофеев назначалось как минимум трое — для защиты и гарантированной доставки.
ИСТ.ЛЯП.
90. Казанзаки орет на подполковника – «Ромистр, коня!» ИСТ.ЛЯП.
91. Фандорина зачем-то понесло на передовую таскать раненых, причем смысл этого поступка так и не раскрыт. Реинкарнация Пьера Безухова? Мощность же оптики на подзорной трубе журналистской вышки просто
потрясает. НЕ БЫВАЕТ.
92. Очень порадовали прочесывание местности в поисках улик в двух шагах от неприятеля. Учитывая пересеченную местность в окрестностях Плевны, на поиски Зурова и Казанзаки должна была уйти как минимум неделя – так как армейские чины всяко не могли быть для этого
задействованы. ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.
93. У ставки Государя – только один тоскливый преображенец в каске с султаном. И ни одного казака Собственного Его Величества Конвоя, хотя именно они должны охранять Императора. Преображенцы появились на театре военных действий вообще после падения
Плевны, в начале декабря – вместе со всем Гвардейским корпусом. ИСТ.ЛЯП.
94. Соболев Скобелев орет на Государя по поводу отсутствия подкреплений. Во-первых, это выходит за рамки всего чего угодно, и генерал в этом случае в лучшем случае угодил бы под домашний арест. Во-вторых, на
Александра II орать было абсолютно бессмысленно – командующим союзными армиями (русской и румынской) был князь Кароль Румынский, командующим русской армией был Великий князь Николай Николаевич, начальником штаба русской армии – реально распоряжавшимся подкреплениями – генерал Зотов. Кроме того,
Скобелев сам был виноват в больших потерях – с 27 августа до утра 30 августа левый фланг русских войск под командованием Скобелева вел бои для занятия Зеленых Гор – стратегически важных высот. Русские полки оказались на простреливаемой высоте на расстоянии 800–1000 метров от турецких редутов, не
имея шанцевого инструмента. Солдатам приходилось рыть окопы чем попало, в том числе крышками котелков и голыми руками. Таким образом левый фланг русской армии попал под огонь с трех сторон и нес колоссальные потери еще до штурма. ИСТ.ЛЯП.
95. Камердинер с подносом носит зеленую ливрею с
золотыми галунами. Придворные служащие на самом деле имели ливреи, обшитые галуном с двуглавыми орлами. Камзол под ливреей был красного цвета. Впрочем, эта форма носилась лишь во дворце. В походных условиях они вообще носили темно-зеленый сюртук. ИСТ.ЛЯП.
96. Император поздравляет
Соболева генерал-лейтенантом. В дальнейшем Соболев меняет серебряные погоны генерал-майора Свиты на золотые. Почему-то на погонах – вновь вензель Александра II, а на плече — аксельбант. Дело в том, что Скобелев был действительно произведен за Плевну в генерал-лейтенанты, а из Свиты он был отчислен,
лишь в 1878 году став генерал-адьютантом – по итогам войны. Таким образом, Скобелев в этот период носил лишь генерал-лейтенантские погоны – безо всяких вензелей и аксельбантов. Ну да ладно, может у Соболева судьба была другой. ИСТ.ЛЯП.
97. У Императора на эполетах – его же собственный
вензель – А II, тогда как реально он носил вензель Н I – Николая I, своего отца, в Свиту которого был зачислен по достижении династического совершеннолетия – в 1839 году. В следующем эпизоде, где появляется Император, у него уже соединенный вензель – А II и Н II – генерала, зачисленного в Свиту при
Александре II и служащем при Николае II, введенный в 1894 году. ИСТ.ЛЯП.
99. Ноябрь под Плевной – Варя выходит из госпиталя. Видны солдаты в шинелях с 7-ю складками на спине. Еще в феврале 1875 года в русской армии введены шинели с двумя складками и хлястиком на пуговицах,
просуществовавшие без особых изменений до введения новой формы в 1990-х годах в РФ. ИСТ.ЛЯП.
100. Варе зачем-то обрили голову, хотя по фильму у нее были лишь переломы. По книге у нее был тиф, что вполне совпадает с бритьем головы. КИНОЛЯП.
101. Варя предлагает МакЛафлину
чай в «термической фляге». Это чудо! Термическая фляга – а иначе говоря, термос – была изобретена 15 лет спустя – в 1892 году! А для бытового использования термос стал использоваться вообще с 1904 года. ИСТ.ЛЯП.
102. Фандорин говорит, что корпус Конецкого Ганецкого занимает южное шоссе.
Это полный бред, так как Гренадерский корпус Ганецкого стоял на левом берегу реки Вид, т.е. к северо-западу от Плевны. Южное (Ловченское) шоссе занимала 16-я дивизия Скобелева. ИСТ.ЛЯП.
103. Почему-то около штаба Конецкого нет ни одного гренадера (желтые погоны). Да и одеты все… хмм…
несколько легко для ноября. Вместо шинелей все носят мундиры. А ведь речь идет о начале декабря по новому стилю. ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.
104. У Конецкого Ганецкого – шейный крест Ордена Св.Георгия, т.е. 3-я степень. Ганецкий получил 3-ю степень как раз за пленение Османа-паши. Кстати,
Ганецкому в 1877 было 67 лет. В фильме он выглядит лет на 50–55. ИСТ.ЛЯП.
105. Куценко-бей приезжает к Конецкому почему-то в мундире рядового-артиллериста. Разжаловали за неудачу с воздушным шаром? ИСТ.ЛЯП.
106. Почему-то в сцене капитуляции только Конецкий Ганецкий носит
полную парадную форму с эполетами, тогда как все остальные обходятся погонами. При входе в штаб турецкая делегация обязана была сдать оружие на хранение – за исключением наградных сабель. Отказ автоматически трактуется как нападение на штаб с соответствующими последствиями. ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.
107. В сцене боя в штабе у Конецкого материализуется револьвер, о чем я писал выше, а Исмаил-бей кастует нехилый фаерболл, рикошетом летающий по двору. НЕ БЫВАЕТ.
108. Сцена встречи Императора с Фандориным. На Эрасте некий сюртук с серебряными плетеными погонами. В описываемый
период подобную форму носили чиновники Военно-Дорожного отдела и Телеграфного ведомства. ИСТ.ЛЯП.
109. Сцена на вокзале. Капитан Перепелкин сидит в присутствии генерала (!) Соболева. Более того, имеет наглость разговаривать с ним, повернувшись вполоборота. Гауптвахта – гарантированно.
НЕ БЫВАЕТ.
110. У капитана Перепелкина Куропаткина на шее – Св.Георгий 3-й степени. За всю русско-турецкую войну 3-ю степень получили лишь 45 человек, из них самыми низшими чинами были два полковника и один капитан 1-го ранга (чин, соответствующий полковнику). Алексею Николаевичу
Куропаткину, начальнику штаба «Скобелевской» 16-й дивизии, прообразу Еремея Ионовича Перепелкина, на начало 1878 года – 29 лет, тогда как Перепелкин выглядит лет на 35–40. ИСТ.ЛЯП.
111. Русские войска подошли к Константинполю (который никто, в общем-то, в русской армии Стамбулом не
называл) в середине января. Перемирие было подписано в Адрианополе 19 (31) января 1878 года. Мороз был около 10 градусов, затем была оттепель и гололедица. По фильму – погода просто-таки май месяц. ИСТ.ЛЯП.
112. На внутренней облицовке штабного вагона явственно виден вензель «Ф» под
короной. Это вензель Фердинанда, царя Болгарского – причем в этом виде он установлен в 1908 году, после принятия Фердинандом царского титула. ИСТ.ЛЯП.
113. В четыре вагона поезда Соболев умудряется запихнуть не только солдат и казаков, но и лошадей – что четко видно в ночной сцене
захвата Султан-Капуце (Сан-Стефано – по книге и в реальности). Учитывая то, что один вагон был штабным, на все про все остается три вагона. НЕ БЫВАЕТ.
114. Перепелкин изнутри (!) запирает дверь в хранилище банковским воротом. По книге, он запирается изнутри засовом, что более логично.
По книге, в хранилище нет ни одного окна, что вполне логично. При наличии окон стоило – просто для профилактики преступности – хотя бы поставить решетки. НЕ БЫВАЕТ.
115. Фандорин показывает Соболеву английскую эскадру в Мраморном море. Видно около 15 кораблей. Реально англичане ввели
лишь 3 броненосца, к весне увеличив свое присутствие до 6 кораблей. ИСТ.ЛЯП.
116. Мега-стрелок Перепелкин почему-то попадает стоящему во дворе Соболеву в руку, хотя остальные патроны расходует вполне летально для героев фильма. Доброта необыкновенная! НЕ БЫВАЕТ.
117. Полк
султанской гвардии оказывается обычным низамом – регулярной армией. Гвардейцы имели мундиры с широкими алыми лацканами на груди, на которых крепилось большое изображение звезды и полумесяца в сиянии. ИСТ.ЛЯП.
118. Варя бьет Анвара-Перепелкина по голове золотым слитком. Вероятно,
культуристка или джЫдайка. Показанные в фильме слитки более всего походят на классические золотые линготы (стандартизированные слитки) весом около 12,5 кг. Попробуйте замахнуться 12-килограммовым слитком – вывих плеча гарантирован. НЕ БЫВАЕТ.
119. Сцена прощания на вокзале. У Пети –
золотая медаль «За усердие»на Аннинской ленте. Вероятность получения подобной медали вольноопределяющимся равняется нулю. ИСТ.ЛЯП.
120. Там же. Поезд уходит по широкой колее, хотя в Турции колея железной дороги была узкой. Отчетливо видны три пути и бетонные шпалы. ИСТ.ЛЯП.
121. Что касается поисков турецкого шпиона. Все решалось гораздо проще. Анвар-эфенди занимал довольно высокий пост, что для немусульманина в Османской империи, равно как и выполнение ответственных поручений подобного уровня было невозможно. Следовательно, Анвар должен был быть обрезан, согласно
мусульманским канонам. Фандорину достаточно было потребовать спустить штаны у всех, кто был в журналистском клубе. ОШИБКА АВТОРА.
122. Еще один момент, касающийся шпионажа. Русский военный министр Милютин подписал контракт на снабжение действующей армии с еврейским товариществом «Коган,
Грегор, Горвиц и Ко». 3-й параграф контракта чудом не имел роковых последствий. Согласно этому параграфу, Главная Квартира должна была сообщать товариществу местонахождение частей и соединений а также маршруты их передвижения за неделю вперед. К счастью, среди контрагентов товарищества не нашлось ни
одного предателя – в противном случае все могло обернуться катастрофой.
123. Многозарядные винтовки Генри-Мартини у турок в начале фильма. Турецкая армия, равно как и русская, была вооружена ОДНОЗАРЯДНЫМИ винтовками. Пачечное заряжание изобретено Манлихером в 1886, а с помощью обоймы –
в 1889 – Маузером. ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.
124. Сцена в кабаке. Болгарин, с которым Фандорин садится играть в кости, КИВАЕТ в знак согласия со ставкой. Болгары в знак согласия – мотают головой, а кивают – в знак отрицания. КИНОЛЯП.
125. Выход Анвара из кареты у дома видинского
губернатора. Анвар кричит: «Не надо меня фотографировать!» Термин «фотографировать» в этот период не употреблялся – слишком специфично. ИСТ.ЛЯП.
126. Анвар-оптовик. Масштабы закупок экслюзивных синих шпиЕнских очкоФФ поражают. Их, как минимум, три – у Анвара, у Лже-Анвара и те, что он
подбрасывает Лукану. Очки в тот период заказывались индивидуально. ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.
127. Кавказские казаки и чины кавказских иррегулярных формирований нашивали на черкески белые кресты – для отличия от башибузуков и черкес турецкой армии, также зачастую носивших черкески. Те, в свою
очередь, нашивали полумесяцы. Таким образом, та и другая сторона избегала случайных потерь от своих. Указано в воспоминаниях. ИСТ.ЛЯП.
128. У СоболеваСкобелева на груди – медаль на черно-желто-белой ленте. Это может быть лишь медаль за подавление Польского мятежа 1863–64 годов. Скобелев
этой медали не имел, поскольку было ему лишь 20 лет и в походе он не участвовал. ИСТ.ЛЯП.
129. У полковника Лукана на груди – орден Звезда Румынии 5-й степени. Но – почему-то на синей с красными полосами ленте. Тогда как лента ордена – красная с двойными синими полосами по краям.
ИСТ.ЛЯП.
130. Ни у одного офицера или генерала нет револьверного шнура – серебряный с примесью черных и оранжевых нитей шнур охватывал петлей воротник мундира, свободно свисал спереди и крепился к кольцу на рукояти револьвера – во избежание потери казенного оружия. ИСТ.ЛЯП.
131. Русские солдаты поголовно обуты в короткие сапоги. На самом деле сапоги шились с длинными голенищами, практически под колено. ИСТ.ЛЯП.
132. Русские поголовно вооружены Берданом №2. Реально в русской армии в это время использовалась винтовка Крнка. «Берданки» были в Гвардейском,
Гренадерском корпусах, всех стрелковых бригадах и в шести пехотных дивизиях, в 1-й, 2-й и 3-й Плевне не участвовавших. ИСТ.ЛЯП.
133. Куценко-бей пользуется карманным складным гелиографом для подачи сигналов. Не было подобного. В крайнем случае «зайчика» словить можно и портсигаром.
ИСТ.ЛЯП.
134. Штурм Плевны. «Дедушка» с двумя Георгиевскими крестами на груди. При наличии крестов – у него нет ни одной campaign medal – военной медали. Должна быть хоть одна – за Хивинский поход, за Восточную войну и т.п. ИСТ.ЛЯП.
135. Штурм Плевны. Русские стреляют,
передергивают затвор винтовки и снова стреляют. См.123 – Комиссия по испытанию магазинных ружей была образована лишь в 1883 году, а на вооружение магазинная винтовка Мосина была принята лишь в 1891 году. ИСТ.ЛЯП.
136. Традиционные для русского фильма граненые стаканы. Появившиеся лишь в
1930х годах. ИСТ.ЛЯП.
137. Сцена стрельбы по мишеням. Д’Эвре выбивает «вензель Вари» — W. По-французски Варвара = Barbara. Равно, как и по-английски. Зурову простительно незнание иностранных диалектов. Но вензель должен быть палюбому «В». КИНОЛЯП.
138. Анвар стреляет по
колесам мчащейся повозки. Вероятность попадания в ось с последующим выбиванием чеки стремится к нулю. Анвар – джЫдай. НЕ БЫВАЕТ.
139. Вообще все герои фильма упорно носят ордена и медали на советских колодках. Фандорин на статском сюртуке носит Анну 3-й степени на груди, тогда как
положено — под лацканом либо в виде уменьшенной копии – «фрачника». ИСТ.ЛЯП.
140. Адрианополь зачем-то называют по-турецки – Эдирне. ИСТ.ЛЯП.
141. Султан-Капуце по карте, показанной в фильме, находится где-то посреди дороги из АдрианополяЭдирне в КонстантинопольСтамбул.
Итого – расстояние до Стамбула имеем ок.100 км. Тем не менее, в окно открываеЦЦА офигенный вид на Мраморное море, которое Фандорин упорно называет заливом. НЕ БЫВАЕТ.
142. Блеф Фандорина с фотографией Анвара был ясен изначально. Пленка была изобретена 9 лет спустя, в 1887 году. А в 1878
в ходу были хрупкие серебряные пластины. Вероятность того, что в ходе войны одна-единственная пластина с изображением Анвара-эфенди уцелела – ноль целых, ноль десятых. Вероятность того, что видинский губернатор заказал отпечаток с «портретом любимого Анварчика» — тоже анриал. Итого – Перепелкин мог
не дергаться, а попросить предъявить фото. А так – нервишки сыграли. ИСТ.ЛЯП + НЕ БЫВАЕТ.
144. Корабли в «бухте» — Мраморном море ночью подают сигналя прожектором. Прожектора появились в русской армии лишь в период русско-японской войны. ИСТ.ЛЯП.
145. Варя в конце фильма говорит: «аурум,
плотность — 19». Но это в килограммах на кубический дециметр. Правильно — плотность в фунтах на кубический фут или на кубический дюйм. ИСТ.ЛЯП.
Факты о фильме «Турецкий гамбит»:
* Сценарий фильма написал Борис Акунин, автор сам внес изменения в финал картины.
* Все трюки, кроме одного (прыжка с пятого этажа на карниз четвертого), Егор Бероев выполнял сам.
* В титрах фильма, где снималось огромное количество животных, авторы не поставили необходимую ремарку «При съемках фильма ни одно животное не пострадало». Потому что пострадали. Во
время батальной сцены Гошу Куценко (Исмаил-бей) на деревянной повозке должны были везти 40 гусей. Гоша эту сцену тщательно репетировал, но по ошибке пиротехников все гуси погибли. Гоша сильно переживал. Сцена в фильм не вошла, в кадре остался только взрыв.
* В другой раз по ошибке
пиротехников сильно пострадал Егор Бероев. Четыре подсолнуха были заряжены пиротехническими устройствами, имитировавшими разрывы пуль. Егор сбился с шага -- и «пули» полетели ему в лицо.
* В сцене, где Фандорин, замаскировавшись под мужика (в фальшивой бороде и шляпе), встречает Варю
из госпиталя, Эраста Петровича озвучивает… Леонид Парфенов. Так человек, который не любит беллетристику и не увлекается детективами, передал привет зрителям.
* Александру Балуеву (Соболев) досталась танцующая лошадь. От долгого стояния лошадка начинала ритмично качать головой и
перебирать ногами.
* Александр Олешко (Петя Яблоков) провел все съемки в жутких очках с толстенными стеклами в шесть диоптрий. На вопрос «Как вам съемки „Турецкого гамбита“?» актер отвечает: «В полном невИдении».
* Музыку к фильму написал Горан Брегович, работавший вместе
с Эмиром Кустурицей над «Временем цыган». А мелодия «Времени цыган» балканскими позывными звучит в прологе «Гамбита».
* Французский актер Дидье Бьенэмэ, сыгравший в фильме французского журналиста Д’Эвре, умер от сердечного приступа в 42 года, не дожив до премьеры фильма совсем немного.
Дидье Бьенэмэ не успел озвучить свою роль, и режиссер фильма Джаник Файзиев решил сохранить голос актера, записанный в процессе съемок.
Достоверность
Авторы фильма очень серьезно работали над правдоподобием предметов, появляющихся в кадре. Абсолютно точно воссоздан
воздушный шар. Локомобиль Гриднева -- точная копия паровых машин того времени. Очки Анвара Эфенди изготовили по фотографии того времени: на фото -- человек в очках с синими линзами. Стреляет Анвар Эфенди из настоящего ружья, выпущенного во время русско-турецкой войны.
Прикольно.Гуру фильмовцы стырили этот список и еще и свой цапирайт поставили)Оригинал здеся- http://www.livejournal.com/users/tarlith/
Там еще и про Стасткого Советника есть.
уу..как много.
можно подумать, что кто-то ходит смотреть это кино как документальное историческое))
я вот знать не знаю, какие там были шпаги и кто какие обязаности должен выполнять и т.п.
и вряд ли запомню, как это представлено в фильме.
это же так..ну вроде сказки -
развлечься, а не получить такие доскональные исторические знания))
Не стоит быть такими придирчивыми. Это ж не историческая лента, где надо следить за деталями. Нормальный такой боевичок-детективчик с историческим уклоном. Так придираются только зануды которые всегда, к примеру, если после 00.00 скажешь "завтра", говорят "неа, уже сегодня".
121. Что касается поисков турецкого шпиона. Все решалось гораздо проще. Анвар-эфенди занимал довольно высокий пост, что для немусульманина в Османской империи, равно как и выполнение ответственных поручений подобного уровня было невозможно. Следовательно, Анвар должен был быть обрезан, согласно
мусульманским канонам. Фандорину достаточно было потребовать спустить штаны у всех, кто был в журналистском клубе. ОШИБКА АВТОРА.
________________
больше всего понравилось))))
Хы, сегодня у Михалкова интервью брали. Он сказал, что "Турецкий гамбит" - это сказка, ляпов там полно, но относиться к нему нужно именно как к сказке, мультфильму для взрослых. ;-) Большая часть ляпов сделана специально для облегчения понимания современным зрителем.
От себя могу добавить еще
пару ляпов:
Фандорин не смог определить шпиЁна по голосу. Он же слышал его. Фигассе сыщик!
Перепелкин попросил у Соболева взять его к себе в штаб и тот взял. Акуеть! Так просто все...
Книгу не читал, но с момента появления в кадре Д'Эвре, было ясно кто шпион. Конец
фильма ошеломил. Теперь понятно почему.