Балтийский инцидент - первый воздушный бой «холодной войны»
Бывают в истории открытия-сенсации. Бывает пересмотр старых мифов. Но здесь суть дела, несмотря на все споры, была, в общем, ясна с первых дней, а что не ясно тогда — не ясно доныне. И вообще потом случались десятки подобных
инцидентов — но без огласки. Просто этот был первым — может, потому и стал 60 лет назад главной газетной сенсацией?
Обмен нотами
В апреле 1950-го по западным СМИ прошла информация: русские сбили над Балтийским морем какой-то самолет (поначалу даже писали про пассажирский).
Наши ответили — в чем-то очень четко, в чем-то обтекаемо. Да, обстреляли («сбили» — не утверждалось). Но не какой-то, а американский Б-29, и не над Балтикой, а в глубине советской территории. Последовал обмен заявлениями, а 22.04.1950 г. центральные газеты вышли с полосным материалом — ноты в МИД
СССР американского посла А. Кэрка и ответной ноты тогдашнего советского министра иностранных дел А. Вышинского с изложением точки зрения Москвы.
Позиция США: 8 апреля вы сбили самолет военно-морской авиации США, но не Б-29, а «Прайветир» (PB4Y2 Privateer — это большой четырехмоторный самолет,
предназначенный для морской разведки и патрулирования). Он шел безоружным, на борту находились десять человек. «Расследование, проведенное Правительством Соединенных Штатов, убедило, что упомянутый самолет (...) не летал над какой-либо территорией Советского Союза, или территорией, оккупированной
Советским Союзом, или над омывающими эти территории территориальными водами». Советская позиция: «Точно установлено, что над советской территорией южнее Либавы (Лиепаи) летал самолет Б‑29 («Летающая крепость») с американскими опознавательными знаками». (...) «Он нарушил границу СССР (...), не
только не подчинился требованию советских истребителей следовать за ними на аэродром, но и открыл по ним огонь. После того как советский истребитель был вынужден дать ответный огонь, американский самолет был вынужден повернуть в сторону моря и скрылся». «Ответственность ложится исключительно на тех
господ, которые обязали американский самолет проникнуть на советскую территорию».
Верхушка айсберга
Дипломатические заявления — это обычно верхушка айсберга. То, что «под водой», выясняется через годы. Например, что американская нота утверждалась президентом Труменом, а
советская правилась лично Сталиным (отчет А. Громыко, тогда первого зама Вышинского, о встрече с Кэрком был разослан Сталину, Молотову, Берии, Микояну, Маленкову, Кагановичу, Булганину).
Хотя исторический фон очевиден: шел начальный, очень ожесточенный период «холодной войны». Тогда она
реально могла перерасти в войну настоящую. Военные в такие времена, ожидая политического решения, разрабатывают свои планы. Пентагон их в 1946-1949 гг. подготовил несколько (в литературе приводятся кодовые обозначения — «Пинчер», «Бройлер», «Граббер», «Хафнум», «Флитвуд», «Дротшоп» и т.д.). Начать
атаку предполагалось с ядерного удара по СССР, наносимого стратегической авиацией.
Но у СССР оказались отличные мозги, блестящая разведка, а экономика страны, как выяснилось, способна, сконцентрировавшись на узком участке, обеспечить прорыв. Уже в 1949 г. у нас была атомная бомба,
полным ходом шла техническая модернизация ПВО. Планы потребовали коррективы. Тогда и началась недобрая практика («АН» о ней писали, вспоминая позднейшую знаменитую историю с корейским «Боингом» — №34 за 27.08.09) — прощупывание советской системы ПВО американскими пилотами.
Самолет,
сбитый в ходе «балтийского инцидента», «выполнял разведывательную функцию» - это сегодня признает и американская сторона.
Рапорт старшего лейтенанта
Тут что еще надо учитывать. Это же времена, когда спутников не было. И знаменитых впоследствии самолетов-шпионов У-2 не было.
Разведку вели соответствующим образом оборудованные Б-29. Старые военные летчики и ПВО‑шники, с которыми мы говорили, вздыхали: народу это, конечно, не сообщалось, но американцы, по слухам, тогда до Подмосковья долетали. Хотя, если была возможность перехватить, — конечно, перехватывали. В
Закавказье, над Чукоткой... Нет, до крови не доходило, заставляли развернуться. Но 8 апреля 1950 г. все пошло иначе.
Случившееся тогда описано в целом ряде источников. Мы будем опираться на статью покойного ныне д. и. н. А. Орлова «Воздушная разведка США над территорией СССР в 1950-55
гг.» — это не популярная литература, а публикация в авторитетном научном журнале «Новая и новейшая история» (№6 за 2000 г.). Автор привлек материалы, выходившие в российской прессе, и собственные архивные находки. Один из главных документов — рапорт командиру части полковнику Ф. Шинкаренко командира
звена старшего лейтенанта Докина. Докин докладывал: по сигналу о нарушении границы поднялись две пары реактивных Ла-11. Нарушителя встретили в восьми километрах южнее Лиепаи. Вместе с парой старшего лейтенанта Герасимова Докин попытался принудить американца к посадке. Тот стал разворачиваться в
сторону моря. «Тогда я дал предупредительную очередь — 12 снарядов. Нарушитель стал вести огонь по мне. Ведомый, лейтенант Тезяев, видя это, дал по нарушителю очередь, который пошел с большим снижением и вошел в облака (...). Предположительно самолет упал в 5-10 км от берега». Этот рапорт дополняет
сообщение министра военно-морского флота И. Юмашева зампреду Совмина Н. Булганину (20.04.1950). Юмашев сообщал, что через два часа после происшествия другой летчик, подполковник Филонович в районе с координатами «ш — 56° 30' 0, д — 20° 28' 0» видел на поверхности моря масляное пятно. Это, скорее
всего, и есть место падения самолета. Американцы ведут активный поиск между Готландом и Борнхольмом, что дает основания предполагать «нахождение на самолете важных секретных документов и ценного секретного оборудования». Мы тоже начинаем поиск.
Сегодняшнюю американскую точку зрения мне
пояснил зам. главы московского офиса Российско-американской комиссии Генри Истмен. Да, признано, что задание было разведывательным (а не просто тренировочный полет). Летел, американцы настаивают, именно «Прайветир». Сбит был, считают, в международных водах. Но где именно — уже не установишь — ни
американский поиск, ни советский, ни тогдашний, ни в более поздние времена, результатов не дал.
Воздушный цугцванг
Генри Истмен прислал в редакцию также результаты расследования, проведенного уже в наши времена российско-американской комиссией. Работа была проведена
немалая: архивный поиск у нас и в США, опрос участников инцидента — Герасимова и Шинкаренко. До родни пропавших американцев доходили слухи, что кого-то из членов экипажа потом видели в ГУЛАГе, в бывших советских психбольницах. Проверили — следов нет. Признать, что погибли тогда в море? Но останки не
найдены, подтверждений гибели не имеется, срок давности не истек. Юридически дело не закрыто, исследования продолжаются. Вообще выводы комиссии выглядят так: российская сторона считает, что... американская сторона считает, что...
И «АН» решили опросить старых военных летчиков, выяснить
их неформальную точку зрения: что могло тогда произойти? Вот несколько мнений, сведенных воедино.
Вряд ли мы стали бы сбивать американца в нейтральных водах — это уж чересчур. А вот на подлете к нашей границе он, скорее всего, отключил радиосвязь — логично, если выполнял разведзадание.
Кроме того, это в случае чего давало Вашингтону основания говорить, что контакт с бортом был потерян в международных водах и дальнейшая его участь неизвестна. 99 шансов из 100, что самолет (и, вероятно, все-таки Б-29 — хотя, возможно, тогда в горячке и спутали, а американцам виднее, что у них
пропало) действительно зашел на нашу территорию. Видимо, ставилась задача прощупать русскую ПВО максимально глубоко. Был перехвачен. Наши решили нарушителя посадить. А дальше — то, что в шахматах называется цугцвангом: проигрывающая сторона вынуждена делать шаги, к окончательному проигрышу и
ведущие. В ответ на предупредительную очередь американец открывает огонь. Но не чтобы попасть! Ведь хоть одна пробоина на русском «Ла» — и все, ты уже не просто разведчик. Видимо, чтобы отпугнуть, показать решимость прорываться. Только теперь уже наши имеют право ответить по полной. Подбитый
американец уходит в глубь моря — и где-то там падает.
Разумеется, США прощупывание нашей ПВО не прекратили. Но, пишет А. Орлов, уже 5 мая 1950 г. вышла директива председателя Объединенного комитета начальников штабов генерала О. Брэдли. Регулировались правила проведения подобной
разведки. Явно с учетом печальных последствий «балтийского инцидента» строжайше предписывалось: ближе чем на 20 миль к границе не приближаться, от маршрута не отклоняться, оружия на борту не иметь.
А в 1953-м мы провели успешные испытания зенитных ракет, в 1954-м показали на параде
новый самолет М-4, в 1955-м — Ту‑29 — межконтинентальные бомбардировщики, способные нести атомное оружие. Прежние планы Пентагону пришлось менять. Зато в США уже разрабатывали У-2. «Холодная война» не кончалась, но переходила в иную, «позиционную» стадию.
Спустя годы
Было — прошло. Уже история. И наша, и американская стороны согласны — через столько лет надо просто великодушно отдать последний долг солдатам, погибшим при выполнении приказа.
Эта гуманитарная задача разрешена так. В Лиепае есть общий памятник погибшим в море. Десять лет назад
власти уже нынешней Латвии прикрепили к нему табличку с именами американских военных, пропавших во время «балтийского инцидента
Погибший экипаж
Список предоставлен Российско-американской комиссией по делам военнопленных, интернированных и пропавших без вести.
Джон ФЕТТЕ — лейтенант
Ховард СИСЧЕФ — лейтенант
Роберт РЕЙНДОЛЬДС — второй лейтенант
Томми БЕРДЖЕС — мичман
Фрэнк БЕКМАН — сержант
Джо ДАНЕНС — сержант
Джек ТОМАС — сержант
Джозеф Джей БУРАССА — рядовой
Эдвард ПЕРСЕЛЛ — рядовой
Джозеф Норрис РИННИЕР — рядовой
А 1 Мая 1960 года советскими ракетчиками был сбит другой американский самолет-шпион U-2. Но это уже совсем другая история...
Consolidated F-7 Privateer – дальний разведчик,
переделанный из тяжёлого бомбардировщика Consolidated B-24 Liberator.
Довоенная техника. Ещё до Пёрл-Харбора.
Который и удушил Consolidated.