Часто бывает так, что в поисках чего-то нового и интересного стараешься забраться на край света, и не замечаешь что рядом, практически под носом. Так получилось с музеем трамваев, который находится в Екатеринбурге. Надо сказать, я
понятия не имел, что он есть :-) А рассказал мне о нем гражданин далекого Израиля.. Позор на мою седую голову… В общем получилось так, что после исторических танков мне попались исторические трамваи.
Находится этот музей по адресу Степана Разина, 51.
Дверь в него была закрыта, но
поскольку мы были настойчивы, то через непродолжительное время нашли в дебрях профсоюза милую девушку Евгению, которая работает в этом музее экскурсоводом. Забегая вперед скажу, что Евгения действительно хороший экскурсовод, которой нравится то, что она делает. Кроме того, она достаточно
самоотверженна, ибо благодаря двум особо интересующимся гражданам мерзла на улице час, хотя могла и отъехать ))
Сам музей состоит из 2х частей – экспозиция в здании ТТУ и сами ретро вагоны на территории трамвайного парка.
В первой в документах, вещах и фотографиях показана
история зарождения трамвайно троллейбусного движения в Екате. Для нас же главной целью были конечно же сами вагоны.
Идем в парк.
Мойка для трамваев :
И собственно 4 экспоната:
Первый, и самый старый экспонат – трамвай серии Х
Кузов трамвая деревянный
Конечные станции – самые первые в Екатеринбурге.
Изначально у таких трамваев было 2 кабины, спереди и сзади.
Но у местного экспоната она одна – последствия переделки.
Органы управление- это нечто.
Управлять таким транспортным средством было явно не просто.
За «рулем» наш человека «там» Алекс Лапшин, он же Алекс_, он же puerrtto.
Салон раритета:
Поручни на потолке- деревянные.
Пол тоже деревянный, с прибитыми к нему рейками. Рейки для того, чтобы пассажиры в валенках не скользили …
В полу
есть люки для доступа к мотору и колесным парам.
А эта решетка опускалась на рельсы во время движения, длятого, чтобы человек не попал под колеса.
Ощущения не передаваемые – сейчас просто такого нет.
Следующий
номер нашей программы - вагон МТВ – 82
Внешний вид его вызывает легкую ностальгию по фильмам 50х.
Управление еще с заковыркой,
пол для валенок, а вот
сидения уже мало отличаются от современных
Рядом стоят 2 гостя из Чехии.
А из за него выглядывает на первый взгляд самый обычный трамвай, которых десятки в каждом городе? Нет – это
единственный сохранившийся у нас в стране трамвай –«гармошка»
Кроме изучения выставочных образцов мы
еще побродили по парку..
Ворота ремонтных мастерских – первого здания построенного для ТТУ
Рядом,как актер из постакалиптического фильма, стоит старый трамвайчик обозначение которого я позабыл, и не смог после опознать..
А рядом «подметальный» трамвай серии Х – живее всех живых – на ходу и востребован.
А этот старожил, хоть и не выходит на линию – но до сих пор в строю – работает буксиром в парке :
На этом я закончу свои маленький отчет о трамвайных похождениях.
Еще раз хочу выразить признательность Алексу, за то, что он меня сюда вытащил, и Евгении за суперскую экскурсию. Для бесплатного музея это фантастично!
в Питере все еще "гармошки" бегают, только они на трех тележках, 2
А ентот к-2 он тоже как и ленинградский на трёх тележках ездил. Почему они быстро исхезли из наших улиц нипанятна, но мама рассказывала, что брезентовое суфле между
вагонами постоянно резали хулиганы из-за этого в зимнее время в вагоне было как на улице.
Да. и ещё, средняя телега чешского вагона К-2 была без моторов, и поэтому часто сходила с рельс. Подьём такого вагона был сильно затруднён.
Почему они быстро исхезли из наших улиц нипанятна,
а дофига закупили T3. помните, трехвагонки ходили? Вагонов было дофига просто, таботать на них было некому. В конце 70-х чуть ли не полсотни вагонов в город пришло, и списали все
самое старое, но еще вполне работоспособное.
Да в то время еще проблема была - энергоснабжение. Воспоминание яркое из студенческого (технарского) прошлого - это длинное пи-и-и-и-и-и. Потом появляется, попытка тронуться и опять пи-и-и-и-и-и.
Сейчас слышите только короткое пи-и при проезде
под троллейбусными пересечениями.
Эти МТВ-82 ходили в мое детство больше на маршрутах Уралмаша. И в центр, конечно, 8-ка, например. А еще они были часто двухвагонные, причем второй вагон - без кабины и пантографа (дуги). может и мотора в нем не было. На его задней площадке было такое же большое
"рулевое" колесо - ручной тормоз. Но он был как-то отключен. Мы пацанами его частенько крутили.
Было еще несколько разновидностей старых "чехов". В некоторых из них была средняя дверь, но капитально заделанная. Когда пошли новые трехдверные, я убедился, что "все идет по спирали".
"Гармошек" было немного, в-основном ходили по 4-му маршруту. Центральный круг в них был сделан "покультурнее", чем в Икарусах, со щеточками снизу.
Цитата: От пользователя: Orc
решетка опускалась на рельсы во время движения, длятого, чтобы человек
не попал под колеса.
А поднималась для чего? Непонятная конструкция...
В детстве меня это занимало. Помню как при остановке раздавался характерный звук пневмоцилиндров и эта решетка опускалась (или подымалась?) на несколько сантиметров.
Кстати, у не самых последних чехов ящики с песком были под двумя передними сиденьями. Отуда песок подается по трубам под колеса. У локомотивов тоже видел трубы, под колеса направленные - тоже песок?