Надумали мы тут с другом замутить одну тему. :-) Знаем, что она приносит денег, но для третьего партнера нужен этот драный бизнес-план, чтоб он тоже поучаствовал. И как его писать?
Ни каком то сайте (к сожалению не помню название) все подробно написано...
А можно купить програмулину, которая сама все делает, только вводи данные свои...
Спланируйте свои затраты и доходы. А затем распередеоите их во времени. Это наипростейший вариант.
В более подробном, опишите свой продукт, рынок сбыта, конкурентов, ценовую политику, рекламную компанию и т.п.
Когда писал бизнес-план для диплома (реальный, для внедрения на фирме) для введения скомпоновал текст, описывающий назначение и разделы бизнес-плана. Вот он:
Бизнес-план – это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий, к чему стремится
фирма, как она предполагает добиться поставленных целей и как будет выглядеть после их достижения. Это удобная, общепринятая форма ознакомления потенциальных инвесторов с проектом, в котором им предлагается принять участие.
Существует две важнейшие причины для подготовки бизнес-плана:
- убедить посторонних инвесторов в целесообразности вкладывания денег в ваш бизнес или предоставления кредита;
- помочь сохранять избранный курс и не позволить случайным обстоятельствам отклонить вас от выбранной цели.
Однако это не означает, что все намеченное в плане будет
непременно выполнено: цели и задачи будут корректироваться по мере поступления дополнительной информации и приобретения практического опыта. Бизнес-план не гарантирует избавления от проблем, но осознанный, продуманный план позволяет менеджеру лучше предвидеть кризисные ситуации и легче пережить
их.
Основная цель бизнес-плана – достижение разумного и выполнимого компромисса между тем, что фирма хочет и что может достичь. План призван показать работникам и потенциальным инвесторам целостность предлагаемого курса, продемонстрировать, как одно вытекает из другого.
Бизнес-план
выполняет три функции.
Во-первых, он может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса. Появляется возможность тщательно отработать стратегию и избежать ошибок еще «на бумаге», а не в реальности, рассмотрев свою компанию со всех сторон – маркетинга, финансов и производственной
деятельности.
Во-вторых, бизнес-план является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности компании за определенный период. Например, финансовый раздел бизнес-плана может быть использован в качестве основы для составления бюджета
производственной деятельности и тщательного контроля над тем, насколько точно фирма придерживается его. В этом отношении такой план может и должен стать основой для нового плана. По прошествии некоторого времени (а впоследствии – периодически) с бизнес-планом следует сверяться, чтобы выявить, по
каким показателям компания отклонилась от него и можно ли считать эти отклонения благоприятными или нежелательными, а также определить, как должен развиваться бизнес в будущем.
И, наконец, третьим предназначением бизнес-плана (большинство считают его главным) является необходимость привлечения
или «добывания» денежных средств. Большинство заимодавцев или инвесторов не вложит деньги в бизнес, не увидев бизнес-плана. Бытуют истории о предпринимателях с хищными глазами и рисковых («венчурных») капиталодержателях, которые с авторучками наготове встречаются за коктейлем, быстро набрасывают на
мокрой салфетке какой-то план, пожимают друг другу руки и становятся «партнерами» в «горячем» бизнесе, сделав ставку на некую технологию. Однако все это не более, чем миф.
В настоящее время в виду отсутствия единой методики составления инвестиционного проекта ценность его результатов во многом
зависит от корректности методов, используемых при его составлении. В зависимости от назначения бизнес-планы существенно различаются по своему содержанию. Важно, чтобы разработанный документ включал в себя ряд обязательных разделов, в которых рассматриваются конкретные положения, исходная и итоговая
информация, а также содержал основные экономические показатели, к которым относятся: общий объем требуемых инвестиций, чистый дисконтированный доход, срок окупаемости, рентабельность и внутренняя норма доходности.
Очевидной представляется необходимость применения типовых методов оценки
инвестиций. Это, во-первых, позволит уменьшить влияние уровня компетентности разработчиков на качество анализа, а, во-вторых, обеспечит сопоставимость показателей, финансовой состоятельности и эффективности различных проектов.
В настоящее время на рынке России наиболее известны следующие
основные западные методики по разработке бизнес-планов:
- "UNIDO" (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) - для развивающихся стран по подготовке промышленных технико-экономических обоснований и ее электронная версия COMFAR;
- "WORLD Bank" (Всемирный банк реконструкции
и развития);
- фирмы "Goldman, Sachs & Со" (крупнейший банковской дом Уоллстрит, один из лидеров мирового инвестиционного бизнеса);
- фирмы "Ernst & Young" (интернациональная консультационно-аудиторская фирма).
Исходя из этого, можно рекомендовать инвестируемому субъекту
строить свой бизнес-план по блочному типу и только при представлении материалов конкретному инвестору формировать бизнес-план из заготовленных разделов под требуемую методику.
Основой всех вышеперечисленных методов составления бизнес-планов, которые работают в условиях становления рынка
России, являются следующие разделы:
- финансовый план;
- маркетинг-план;
- система производства.
Именно эти основополагающие разделы, органично связанные организационным планом (конкретной схемой реализации проекта), соответствующим расчетам рисков и определению
компенсационных мероприятий, и заложили фундамент российских стандартов формирования бизнес-планов.
Содержание бизнес-плана
Вводная часть (резюме проекта)
Вводную часть пишут, как правило, уже после составления всего плана. Она должна быть краткой
(не более 2-3 стр.) и трактоваться как самостоятельный рекламный документ, так как в ней содержатся основные положения всего бизнес-плана. Указываются название и адрес предприятия, имена и адреса учредителей, основные положения предлагаемого проекта, его суть, цель, стоимость, потребности в
финансах.
Вводная часть должна быть написана так, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора. По ее содержанию инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время и читать план до конца. Нужно четко и убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, а именно: чем будет
заниматься предприятие, сколько денег потребуется в него вложить, какой ожидается спрос на продукцию (работы или услуги) и почему предприятие добьется успеха.
Анализ положения дел в отрасли
В этом разделе рассматриваются основные направления и цели осуществления
будущего проекта. Очень важно преподнести идею нового проекта в контексте сложившегося в отрасли состояния дел. Необходимо продемонстрировать глубокое понимание состояния предприятия и той отрасли индустрии, в которой оно будет работать и конкурировать, так как одним из критериев победы в
конкурентной борьбе является ситуация на рынке продукции этого класса.
В бизнес-плане рекомендуется дать анализ текущего состояния дел в отрасли и сведения о тенденциях развития. Желательно также представить справку по последним новинкам, перечислить потенциальных конкурентов, указать их
сильные и слабые стороны. Кроме того, необходимо изучить все прогнозы по данной отрасли и в результате ответить на вопрос, на какого именно потребителя рассчитаны товары или услуги предприятия.
Сущность предлагаемого проекта
В этом разделе необходимо дать четкое
определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции. Важно, чтобы этот раздел был написан ясным, четким языком, доступным для понимания неспециалиста.
При описании основных
характеристик продукции следует делать акцент на тех преимуществах, которые эта продукция дает потенциальным покупателям, а не на технических подробностях. Детальная информация о технологическом процессе может быть приведена в приложении.
Очень важно подчеркнуть уникальность либо особенности
продукции или услуг. Это может быть новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, соответствующее запросам покупателей. Необходимо также подчеркнуть возможность совершенствования данной продукции.
В этом же разделе следует указать имеющиеся патенты
или авторские права на изобретение либо привести другие причины, которые могли бы препятствовать вторжению конкурентов на рынок. Такими причинами могут быть, например, эксклюзивные права на распространение или торговые марки.
Анализ рынка
Рынок и маркетинг являются
решающими факторами успеха проекта. Самые гениальные технологии оказываются бесполезными, если на них нет покупателей. Для того, чтобы убедить инвестора в существовании рынка для продукции проекта, нужно определить главный для предприятия сегмент рынка. Как правило, новые предприятия могут успешно
конкурировать лишь на одном, достаточно узком сегменте рынка. Выбор такого сегмента может зависеть и от остроты конкурентной борьбы, которая для одного типа продукции может быть слабее, для другого сильнее.
После определения конкурентного сегмента рынка приводится описание структуры клиентуры
(покупателей) внутри этого сегмента. Очень важно определить непосредственных конкурентов, их сильные и слабые стороны, оценить потенциальную долю рынка каждого конкурента. Необходимо показать, что продукция проекта конкурентоспособна с точки зрения качества, цены, распространения, рекламы и других
показателей.
План маркетинга
Здесь необходимо показать, почему клиенты будут покупать продукцию. Называется, каким образом предполагается продавать новый товар или услугу, какую цену за него назначить и как проводить рекламную политику. Конкретные детали
маркетинговой стратегии часто оказываются сложными, комплексными и затрагивают такие области, как маркетинговая расстановка, ценовая политика, торговая политика, реклама и т.д. в любом бизнесе при формировании проектов, связанных с продажей и сбытом, требуется детальный анализ этих факторов.
Потенциальные инвесторы считают план маркетинга важнейшим компонентом успеха нового предприятия, поэтому их нужно убедить, что предполагаемая стратегия действительно может быть реализована. На действующих предприятиях план маркетинга составляется на год вперед. За выполнением плана внимательно
следят и ежемесячно или даже ежедневно вносят в него поправки с учетом ситуации на рынке. Начинающий предприниматель должен научиться составлять план маркетинга и сверять с ним свои текущие решения. Нередко план маркетинга оказывается очень объемным, тогда часть материалов следует поместить в
приложение к основной части бизнес-плана.
В этом разделе делается маркетинговая расстановка (обеспечение конкурентоспособности продукции) и указываются основные характеристики продукции (работ или услуг) в сравнении с конкурирующими. Рассматриваются такие вопросы, как цены, ценовая политика,
торговая политика, каналы сбыта, реклама и продвижение продукции на рынке, политика поддержки продукции, проявление интереса со стороны вероятных покупателей, прогноз новой продукции.
Производственный план
В этом разделе должны быть описаны все производственные и
другие рабочие процессы. Здесь же рассматриваются все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом. Если создаваемое предприятие относится к производственным, то необходимо привести полное описание производственного процесса: как будет организована система выпуска
продукции, осуществлен контроль над производственными процессами, а также основными элементами, входящими в стоимость продукции (например, затраты труда и материалов), размещено оборудование. Если некоторые операции предполагается поручить субподрядчикам, следует дать о них сведения, включая
название субподрядчика, его адрес, причины, по которым он был выбран, цены и информацию о заключенных контрактах. По тем операциям, которые предполагается выполнить собственными силами, необходимо привести схему производственных потоков, список производственного оборудования, сырья и материалов с
указанием поставщиков (название, адрес, условия поставок), ориентировочную стоимость, а также список производственного оборудования, которое может пoнадобиться в будущем. Наконец, в этом разделе следует указать, насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции.
Организационный план, управление персоналом
В этом разделе указывается форма собственности создаваемого предприятия: индивидуальное предприятие, товарищество или акционерное общество. Если это товарищество, необходимо привести условия, на которых оно строится. Если акционерное
общество, следует дать сведения о количестве и типе выпускаемых акций.
Приводится организационная структура будущего предприятия. Даются сведения о количестве персонала и расширении штата, обучении и подготовке кадров, а также о привлечении консультантов, советников, менеджеров.
Если
бизнес-план разрабатывается для проекта, следует привести сведения об участниках проекта и план-график его осуществления.
В этом разделе рассматриваются вопросы руководства и управления предприятием (проектом). Объясняется, каким образом организована руководящая группа и рассматривается роль
каждого ее члена. Приводятся краткие биографические сведения о всех членах совета директоров. Анализируются знания и квалификация всей команды в целом, так как следует помнить, что необходима сбалансированная руководящая группа. В идеальном случае талант и умение каждого ее члена будут дополнять
друг друга и охватывать все функциональные области бизнеса (маркетинг, финансы, вопросы, связанные с персоналом, производственный процесс).
Однако маловероятно, что небольшая фирма на ранней стадии становления сможет собрать достаточно хорошо сбалансированную команду. В этом случае для
выявления слабых сторон управления предприятием можно воспользоваться услугами консультантов.
Кроме того, в этом разделе должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об их обязанностях. Детальные анкетные данные и характеристики
приводятся в Приложении.
В этом же разделе освещается механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей, т.е. каким образом они будут заинтересованы в достижении намеченных в бизнес-плане целей, как будет оплачиваться труд каждого рукoводителя (оклад, премии, долевое участие в прибыли).
Рекомендуется представить организационную схему с указанием места каждого руководителя в организационной иерархии.
Ознакомившись с организационным планом, потенциальный инвестор должен получить представление о том, кто именно будет осуществлять руководство предприятием и каким образом будут
складываться отношения между членами руководства на практике.
Анализ рисков
Каждый новый проект неизбежно сталкивается с определенными трудностями, которые угрожают его осуществлению. Для предпринимателя очень важно уметь предвидеть подобные трудности и заранее
разработать стратегии их преодоления. Необходимо оценить степень риска и выявить проблемы, с которыми может столкнуться бизнес.
Главные моменты, связанные с риском проекта, должны быть описаны просто и объективно. Угроза может исходить от конкурентов, собственных просчетов в области маркетинга
и производственной политики, ошибок в подборе руководящих кадров. Опасность может представлять также технический прогресс, который способен мгновенно "состарить" любую новинку. Даже если ни один из этих факторов реальной угрозы для предприятия не представляет, в бизнес-плане необходимо на них
остановиться и обосновать, почему не стоит беспокоиться на этот счет.
Полезно заранее выработать стратегию поведения и предложить пути выхода из вероятных рискованных ситуаций в случае их внезапного возникновения. Наличие альтернативных программ и стратегий в глазах потенциального инвестора
будет свидетельствовать о том, что предприниматель знает о возможных трудностях и заранее к ним готов
Финансовый план
Финансовый план является важнейшей составной частью бизнес-плана. Основные показатели финансового плана: объем производства и продаж, выручка от
реализации, прибыль, чистый оборотный капитал, себестоимость и некоторые другие. Финансовый план составляется на З-5 лет и включает отчет о прибыли, отчет о движении денежных средств, балансовый отчет, а также группу показателей, характеризующих платежеспособность и ликвидность. Управление активами,
соотношение заемных и собственных средств. При составлении финансового плана анализируются состояние потока реальных денег, устойчивость предприятия, источники и использование средств. В заключение определяется точка безубыточности.
Отчет о прибыли составляется по крайней мере на первые 3
года, причем данные за первый год должны быть представлены по месяцам. Он включает данные о прибыли от операций, балансовой прибыли, чистой прибыли, нераспределенной прибыли. Источником данных для отчета служат план маркетинга, опросы потребителей, опросы торговых работников, консультации с
экспертами, анализ временных рядов.
Прогноз потока реальных денег входит в финансовый план в форме отчета о движении денежных средств. Такой прогноз составляется на 3 года с месячной разбивкой данных по первому году. Различные выплаты и денежные поступления неравномерны во времени, и если это
не учтено в бизнес-плане, возможны такие негативные явления, как упущенная выгода («лишние» деньги можно положить на банковский счет) и даже банкротство. Отчет о движении денежных средств, как и отчет о прибыли, строится на определенных предположениях, которые представлялись реалистичными на момент
составления плана, но со временем могут и не подтвердиться. В этом случае в планы необходимо внести соответствующие коррективы. Все предположения и допущения должны быть четко сформулированы в тексте бизнес-плана, чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та или иная цифра.
Третьим документом в рамках финансового плана является прогноз активов и пассивов предприятия в форме балансового отчета.
Балансовый отчет характеризует финансовую ситуацию предприятия на конкретный момент. Он отражает активы (направления расходования средств по проекту) и пассивы
(источники привлекаемых в проект средств).
Предприниматель при создании предприятия должен знать, когда будет получена первая прибыль. Для этого составляется прогноз точки безубыточности, который дает ответ на вопрос, сколько единиц продукции или услуг необходимо будет продать, чтобы доходы
предприятия совпадали с его расходами. Такая информация позволяет оценить, сколько денег потребуется, чтобы поддержать новое предприятие на начальном этапе его существования.
Приложения
В приложениях к бизнес-плану указываются документы, не являющиеся частью
основного текста, но на которые имеются ссылки в бизнес-плане. Наиболее часто в приложениях приводятся следующие документы: технические данные по продукции, копии контрактов, лицензий, подробности патентных документов, копии документов, из которых взяты исходные данные, сообщения консультантов по
продукции и рынкам, анкетные данные руководящих работников, сведения о порядке и методе проведения опросов и исследований, отчет по ревизии бухгалтерских документов, прейскуранты поставщиков.
Бизнес-план – это итоговый документ, который является результатом большой аналитической
работы. Он позволяет:
- осмыслить место предприятия на рынке;
- проанализировать перспективы развития отрасли, рынка, товара (услуги);
- по-иному взглянуть на деятельность предприятия, его проблемы и перспективы.