Возможность поездки в Иран время от времени ненавязчиво возникала среди офисной суеты. Но всерьез задуматься, что надо будет ехать в страну, где живут религиозные до мозга костей исламские шииты, страну, которую со дня на день должны
“освободить” американские миротворцы, не приходилось.
Объект работ располагался в 100 км от города Табриз. Вариантов как добираться до Табриза оказалось масса. Руководство выбрало транзит через Стамбул.
Самое сильное впечатление, которое оставил аэропорт Стамбула, это его огромные
размеры, и абсолютно разношерстный, крайне контрастный народ. Перовое и вторые обусловлены вполне понятными причинами - узловой, перевалочный пункт. Домодедово по сравнению с ним просто отдыхает.
В Табриз мы приземлились глубокой ночью, встретили нас прямо у трапа самолета на машине с
проблесковым маячком. Человек, который нас встречал, по-русски (впрочем, как и по-английски) знал только наши фамилии. Посадив нас в машину, и забрав загранпаспорта, он куда-то скрылся. Ощущение достаточно двойственное, ни каждый день тебя встречают иранцы двухметрового роста, и забрав
единственную возможность вернуться на Родину куда-то уходят. Оказалось что это так называемая ВИП процедура, оформления таможенного контроля.
По дороге в гостиницу мы в полной мере оценили всю прелесть иранских ПДД, точнее практически их полное отсутствие.
Гостиница на первый взгляд
особо ни чем не отличалась от европейских, кроме двух нюансов: отделка практически всего интерьера натуральным камнем и второй нюанс, это наличие Корана и коврика для молитв в каждом номере, стрелочкой на стене указано направление необходимое для совершения данного ритуала, а именно направление
на Мекку.
Поездка по городу днем окончательно развеяла все искаженные представления о Иране, обычный город, областной центр с населением в полтора миллиона человек. По количеству проживающих, сразу хочется провести параллель с
другим городом, активно претендующим на звание третьего города России.
Пешеходные прогулки по городу оказались более впечатлительными так как к этому времени мы достаточно
много прослушали рассказов про суровые местные законы, нравы и правила поведения во время священного поста рамадан, из которых для себя я сделал главный вывод, что на женщин лучше не смотреть вообще. Один взгляд (опять же на усмотрение женщины) может быть истолкован как оскорбление. Поэтому
запечатленные фотографии иранок были сделаны практически шпионскими методами.
Исламский строй, возникший после достаточно разгульного правления шаха в 70е
годы, постепенно ослабевает под влиянием всеобщей глобализации. Запрещенные спутниковые тарелки лишнее подтверждение тому. Исламское общество активно поддерживают люди преклонного возраста. В среде молодежи к обязательным молитвам относятся крайне неохотно, а священный пост многие просто
игнорируют. Девушки, по прилету в Стамбул с радостью скидывают с себя платки.
Одним обязательным условием поездки в Иран было отсутствие визы Израиля и Асэшей. Американцев Иранцы ненавидят, так же как и весь их образ жизни,
но в тоже время на каждом углу продают кока-колу. К России относятся очень уважительно.
К вопросу о возможном нападении со стороны американцев местные относятся очень спокойно. Ответы были примерно такого содержания: что если нападут, то будем воевать, а пока не напали париться не стоит.
Четыре часа езды, на новом пикапе, по завораживающим серпантинам и мы добрались по базы, расположенной в горной долине запечатлев при этом массу интересностей:
.
Количество Азербайдж проживающих в северном Иране около 70 процентов, поэтому они смело считают эту часть Ирана продолжением своей
исторической родины.
“Вавилонская башня” – это первая проблема, с которой нам пришлось столкнуться, так как люди находящиеся на базе говорили на 5 языках (грузинский, русский, армянский, английский и фарси). Английский, как правило, служил вспомогательным языком.
О
проблеме Грузино-Российских отношений конструктивно удалось поговорить только с руководством. Часть публики демонстративно отказалась говорить на русском.
С остальными тему войны старались лишний раз не затрагивать. Скрытая от посторонних взглядов, нелегально установленная спутниковая
тарелка, каждый вечер в 9 часов передавала новости на грузинском языке. Единственное что я мог понять, это повторяющаяся фраза: “Русские оккупанты”. В сюжетах российские миротворцы были красочно представлены в образе захватчиков. Такие теле сюжеты лишний раз показывают, что правда у всех своя.
Трудность объекта мы оценили уже в первый же день. Абсолютное превышение между перевалом и базой составило порядка 1000 метров. Осыпи, автомобильные серпантины, проложенные под 40 градусов, только добавляли остроты ощущений:
С погодой можно сказать нам повезло, сильная жара спала, и мы довольствовались 30-40 градусами по Цельсию. Обязательным условием работы было наличие головного убора и рубашки с
длинным рукавом. Но несмотря на это, на третий день напрочь сгорели уши и носы.
В последний день нам предстояло преодолеть перевал и часть работ провести на другой стороне хребта, поэтому добрую половину пути мы преодолели на лошадях. Даже не знаю, что страшнее: Лезть по отвесной скале, или сидеть верхом на
лошади, пытающейся развернуться на горном серпантине.
Часть пути обычно проезжали на служебном Лэнд ровере. Лэнд ровер кстати является самым популярным внедорожным автомобилем. На втором месте по
популярности являются наши Уазики.
Практически все мировые бренды автомобилей используемые в Иране местной сборки, включая и дифендер на которых мы ездили. Качество, мягко
говоря, оставляет желать лучшего. Самый популярный городской автомобиль это ПЭЖ, только модельный ряд сильно отличается от того, что мы видим здесь. Несмотря на то что автомобиль это очень большая роскошь для иранцев (средняя стоимость лежит в пределах 30000 $) движение в городе очень плотное.
Производством, в силу многих причин, Иран практически полностью обеспечивает себя сам. Точнее нет зависимости от экспорта-импорта чего-либо.
Стоимость ГСМ, отличатся по
стоимости от стоимости бензина в нашей Раше ровно на порядок, то есть литр 92 го бензина стоит 10 центов. Но количество его лимитировано, 90 литров на человека в неделю. Так же лимитированы цены и количество отпускаемого товара первой необходимости, и продуктовую корзину (мука, хлеб, крупы, овощи и
прочее).
С ценами, как и зарплатами у них абсолютная неразбериха, точнее практически несопоставимый размах. Вполне возможно, что это связано с закрытостью страны, и наличием достаточно большого количества обеспеченного социального слоя. Взять хотя бы цену на землю, расположенную рядом с
нашей базой – 80 евро за квадратный метр. За эти деньги можно купить очень приличный участок под Питером. Или килограмм мяса стоимостью в 15$, за эти же деньги на такси можно проехать расстояние в 70 километров.
Иранцы народ абсолютно непьющий, не знаю насколько здесь сыграло большую роль
религия или закон: Но за найденную бутылку пива в доме, дом конфискуют без всяких разбирательств, за найденную бутылки пива при себе – отправляют в тюрьму. В тоже время за наркоту наказания практически не предусмотрены. Трудно представить толпу непьющих грузин, но куда им деваться, таковы законы.
В ресторане, в качестве праздничного напитка, нам преподнесли безалкогольное пиво, гадость редкостная, абсолютно непохожая на безалкогольное пиво. Про качество еды в ресторане тоже можно оценить как отвратительное, многие блюда просто невозможно есть.
Ещё очень важная черта в характере
Иранцев, открытость и бескрайнее дружелюбие, глядя на них трудно представить, что этот народ более 10 лет воевал с Ираком. И при перовой же возможности пойдет крушить города Израиля.
Стоимость ГСМ, отличатся по стоимости от стоимости бензина в нашей Раше ровно на порядок, то есть литр 92 го бензина стоит 10 центов. Но количество его лимитировано, 90 литров на человека в неделю.
А в отчете путешественника на Форде
Маверик по Ирану (этой весной) ничего не было сказано про лимит в 90 литров, и цену на бензу он указывал немного дешевле. И еще тот говорил про классные дороги в Иране, а на этих фотках - иранские дороги сопоставимы с дорогами в Ебурге :-)
Там где девушка с подбитым носом - прелесть!
Все-таки все арабские города похожи друг на друга. Эти фото напомнили мне Египет, Каир, Луксор - все точь в точь. И повсюду стоит какой-то калорит, запах кальяна, трав, приготавливаемой еды и т.д.
А в отчете путешественника на Форде Маверик по Ирану (этой весной) ничего не было сказано про лимит в 90 литров, и цену на бензу он указывал немного дешевле.
Я же сам там не заправлялся, там даже по карточке страшно расчитываться,
нифига же непонятно под какой суммой подписываешься. Цену я высчитал примерно по их курсу, может она и дешевле. Про лимит опять же рассказали местные жители, но насколько я понял лимит, как и повышение ввели недавно, потому что производство не справляется в внутренними потребностями в ГСМе.
Цитата: От пользователя: афтаклубчег
И еще тот говорил про классные дороги в Иране, а на этих фотках - иранские дороги сопоставимы с дорогами в Ебурге
В городе дороги на самом деле местами разбиты, но Ебургу до их уровня, как до космоса.
По трассе асфальтовое
покрытие практически везде идеальное. Трасса мАсква-Питер нервно курит в сторонке.