3 июля 964 года дружина князя Русов - Святослава одержала сокрушительную победу над иудейским войском Хазарского кагана. Столица Хазарии - Итиль была взята войском Святослава и разрушена, затем были взяты и разрушены ключевые крепости Хазарии, составлявшие основу её паразитарной власти.
Итак,
кто же он, разгромленный войском Русов враг? Кроме посредничества и ростовщичества работорговля была колоссальной и основной статьей доходов каганата на протяжении всей его истории. Регулярные набеги на соседние земли (преимущественно славянские) давали хазарам большое количество рабов, которых
продавали по всему миру. По свидетельству средневекового путешественника Ибрагима ибн Якуба, евреи добывали из славянских стран не только воск, меха и лошадей, но главным образом военнопленных для продажи в рабство, а также юношей, девушек и детей. Мы видим картину хищнического паразитического
иудейского государства, истребляющего население славянских племён, разорившего набегами все южные области Руси и проникающего всё дальше на север.
3 июля 964 года государство Хазария прекратило своё мерзкое существование, принёсшее славянам неисчислимые беды, и угрожавшее Русскому
Роду полным и окончательным истреблением.
Теперь я обратил внимание на тот раздел этнографии, который родился в советской науке и носит специальное название - этногенез. Задача этногенеза в том, чтобы ответить на вопрос: как возник и как исчез народ и куда девалось его потомство? Для двух составных частей
хазарского народа это было просто [+1]. Евреи, избегшие мечей дружинников Святослава, покинули страну, мусульмане подружились сначала с Хорезмом, а потом с ханами Золотой Орды и растворились среди волжских татар. Язычники либо приняли ислам, либо крестились в греческую веру. А вот куда девались
многочисленные христиане, которых на родине хазарского народа - в долине Терека - было больше всего? В летописях они упоминаются неоднократно. В 1016 г. они принимали участие в подавлении восстания византийского вельможи Георгия Цуло [+2]. В 1023 г. они помогли тмутараканскому князю Мстиславу
выиграть битву при Листвене, в 1079 г. они схватили в Тмутаракани князя-изгоя Олега Святославича и выдали его грекам.
По всему видно, что хазар было много, и их общение с русами было оживленным и тесным. Следовательно, мы должны искать их потомков, даже в том случае, если бы они
сменили имя, как часто бывает не только с отдельными людьми, но и с целыми народами. Но для начала вернемся на минуту в славный город Семендер.
Первоначально Семендер был столицей Хазарии, но нападения арабов вынудили хазарского хана в 723 г. перенести свое местопребывание на берег
Волги. Однако Семендер не потерял своего значения. В Х веке он по-прежнему был процветающим земледельческим и торговым городом, отличаясь от Итиля только тем, что большая часть хазарского населения Семендера исповедовала христианскую веру. Конечно, там были евреи и мусульмане, но они составляли
господствующий класс, а народ тянулся к византийской культуре, так же как соседние с хазарами болгары и славяне. Первые были разбиты хазарами и рассеяны вплоть до Италии, а последние в IX- Х веках находились на подъеме. Начиная с VIII века славянское племя северян распространяется к востоку от
Днепра до самого Дона [+3]. Славянский язык в IХ-ХI веках становится международным для всей Причерноморской степи. Ал-Бекри (арабский географ XI в.) утверждает, что главнейшие из племен севера говорят по-славянски, потому что смешались со славянами, и в числе таковых называет печенегов, русов и
хазар [+4].
Да и в самом деле, чего было ссориться между собою славянским пахарям и охотникам на пушного зверя и хазарским виноградарям и рыболовам? Жестокая война 965 г. вспыхнула между правительством Хазарии и воинственной дружиной киевского князя Святослава. Копья и сабли
мусульманских наемников не спасли Итиль от длинных русских мечей. Семендер был в числе городов, взятых и оставленных Святославом [+5], но городу из палаток не страшен пожар, и после войны хазары продолжали жить по-прежнему. Вот все, что нам может дать прямой путь - изучение источников. Следы
хазарского народа потеряны, и чтобы снова найти их, надо встать на окольный путь исторической дедукции, т.е. идти от общего (знание эпохи) к частному (судьба хазар).
В Средние века людей разделяла не национальная принадлежность, а исповедание веры. До тех пор пока в Киеве приносили
юношей в жертву Перуну, хазарские христиане чуждались русов и славян. Но в 988 г. страшный идол поплыл вниз по Днепру, а вместо него вознеслась Десятинная церковь. Тогда исчезли последние поводы для споров между хазарами и русами, соприкоснувшимися друг с другом в долине Дона, где на месте Саркела
была построена Белая Вежа, и в низовьях Кубани, где воздвигалась гордая Тмутаракань. По православному канону воспрещается брак с иноверцами. После крещения Руси хазары и русы могли образовывать семьи без ограничений. Даже враги у них были общие - степные кочевники; сначала венгры, потом печенеги и,
наконец, половцы, ставшие с 1068 г. полновластными хозяевами Великой степи от Алтая до Карпат. Однако справиться с хазарами им оказалось не под силу.
Доктор исторических наук, проф.,сотрудник Института славяноведения РАН, хазаровед В. Петрухин (2004):
"Язычники...ни в коем случае не могли принадлежать к богоизбранному народу. Каган и его приближенные сановники приняли иудаизм, все же прочие, а
именно болгары, аланы, тюрко- и финноязычные народы, славяне, которые на тот момент оказались в сфере влияния каганата, никакого отношения к этому выбору веры не имели. Многочисленные домыслы публицистов и последователей Гумилева о том, что выбор кагана отдалил немногочисленную верхушку от народа,
не соответствуют действительности. Идея о том, что иудаизм погубил каганат, равнозначна тому, что Константинополь погубило православие, и не выдерживает никакой критики. Подтверждение этого мы видим и по данным археологии: иудаизм не привел к распаду каганата, не привел к закату культуры, потому что
Х век - это век расцвета хазарских городов. Эти города являются своеобразным чудом в ранней средневековой истории, где бок о бок жили разные религиозные общины: иудеи, мусульмане, язычники, христиане".
Подтверждение этого мы видим и по данным археологии: иудаизм не привел к распаду каганата, не привел к закату культуры, потому что Х век - это век расцвета хазарских городов. Эти города являются своеобразным чудом в ранней средневековой истории, где
бок о бок жили разные религиозные общины: иудеи, мусульмане, язычники, христиане".