Президент Чечни Рамзан Кадыров был принят в ряды журналистов накануне. Новость об этом стала настоящей сенсацией: журналистские материалы Кадырова до сих пор никто не читал. Членский билет СЖР ему вручили с формулировкой «за заслуги в деле становления чеченской журналистики».
Однако уже
в четверг вступление Кадырова вызвало огромное недовольство среди остальных членов союза.
Многие журналисты, узнав о новом участнике их профессиональной организации, заявили о своем выходе из нее в знак протеста.
Первым о своем желании покинуть ряды Союза журналистов заявил
обозреватель газеты «Московский комсомолец» Александр Минкин. Следом то же самое сделал главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов. Сразу после этого глава Союза журналистов Яковенко собрал секретариат и в срочном порядке отменил решение чеченского отделения (Минкин и Муратов в итоге остались
членами СЖР). «Кадырова никто не исключал, просто секретариат отменил решение. Мы разобрались в ситуации, посмотрели документы и не обнаружили там ни одного, который бы подтверждал профессиональную (журналистскую) деятельность Кадырова», – объяснил Яковенко.
Изгнание Рамзана из Союза журналистов
Опыт сопротивления
Рамзан Кадыров стал членом Союза журналистов России в среду вечером. Получив эту информацию, я в ту же секунду вышел из Союза. Еще несколько секунд понадобилось, чтобы на
сайте “МК” появилось предельно вежливое заявление: “Надеюсь, все настоящие журналисты покинут организацию, в которую принят Рамзан Кадыров. Мы знаем о нем достаточно много, чтобы не допускать и мысли, что с ним можно находиться в союзе. Кроме того, нет никаких сведений о том, что он умеет писать”.
Мы сознательно избегали оскорбительных резких ярлыков, типа “преступник”, “людоед” и пр. Важно было показать, что далеко не все готовы удовлетворять чье-то бешеное самолюбие, выполнять непристойную команду “ложись”.
Дело не в Рамзане. Он уже академик, Герой России, лучший
друг физкультурников и шут знает, кто еще. Призыв к солидарному выходу из Союза журналистов — призыв, на который некоторые откликнулись мгновенно (например, главный редактор “Новой газеты” Дмитрий Муратов), — призыв этот поставил руководство СЖР перед выбором: мы или Рамзан?
Конечно,
он способен платить членские взносы во много раз большие, чем все мы вместе взятые. Он даже танцующим перед ним девушкам разбрасывает 500-евровые купюры (те, кто при этом присутствует, уже не считают Чечню бедной и разоренной).
Протест (прозвучавший в тот же вечер по “Эху Москвы”)
привел к немедленному изгнанию Кадырова из СЖР. В четверг утром собрался секретариат Союза журналистов России и “отменил решение своего чеченского отделения о принятии в члены СЖР президента Чечни Рамзана Кадырова”.
Генеральный секретарь СЖР Яковенко заявил: “Решение о его (Кадырова)
приеме в СЖР отменено секретариатом единогласно как противоречащее уставу”.
Это нам повезло. Если бы Рамзан (как многие известные деспоты и диктаторы) напечатал бы хоть одну какую-нибудь заметку и получил за нее гонорар, то по уставу он мог бы стать членом Союза журналистов надолго. А
так — это самый краткий член, вернее — самое короткое членство за всю историю Союза.
Скоротечность этого происшествия невольно наводит на теоретические вопросы.
Неужели у журналистов больше решимости, чем у Героев России, и больше уважения к своему объединению, чем у
академиков? Ведь если бы настоящие, заслуженные Герои (пусть не все, пусть хотя бы сто, пусть хотя бы десять) заявили об отказе… Если бы настоящие академики…
Рамзан Кадыров — особый случай. Он единственный, кто в тренировочном костюме вошел в кабинет Президента России. Его единственного
Президент России по телевизору поздравил с рождением сына (может, Путин еще кого-то поздравлял с рождением ребенка, но только Кадырова — публично, максимально публично). И звезды шоу-бизнеса — от любви или за большие деньги (возможно, это совмещается) — пляшут и поют по прихоти Рамзана.
Но звезда или (в мужском роде) звездец шоу-бизнеса от таких происшествий становится только знаменитее и богаче. А настоящая журналистика — другая профессия. Не надо превращать ее во что-то презираемое.
Союз журналистов должен защищать своих членов. Но и мы должны его защищать. Если
голова спит или плохо соображает, то руки, ноги, каждый палец…
Мы защитили свой Союз сразу и как могли. И он предпочел остаться с золотыми перьями, чем с бриллиантовыми перстнями.
Секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов заявил, что сотрудники СЖР должны извиниться перед президентом Чечни Рамзаном Кадыровым за возникшую вокруг его членства в этой организации неурядицу. Напомним, Кадыров был принят в члены
СЖР 5 марта, а исключен спустя сутки по решению Секретариата организации.
"Откуда ни возьмись, как всегда в таких случаях, появились журналисты, как коршуны, кормящиеся катастрофами современного мира. Уж эти то всегда начеку! Будьте уверены, если вам, не дай Бог, случится срываться с горы или тонуть в море, первым,
кого вы увидите, будут не спасатели Малибу. Нет, нет. Первыми окажутся журналисты, протягивающие вместо руки помощи микрофон или видеокамеру. Они сделают этакое сострадательное лицо и наполнят глаза лживыми слезами, для того, чтобы задать вам единственный вопрос: «Расскажите телезрителям, что вы
чувствуете, находясь на пороге гибели? Да, и, пожалуйста, короче, мы в прямом эфире, у нас мало времени»." (с) С.Минаев