Автомобилисты получили неожиданный подарок от арбитражного суда: президиум ВАС постановил, что при ремонте автомобилей по ОСАГО страховщики должны оплачивать его полностью, без учета износа деталей. Это решение
противоречит действующим правилам ОСАГО, но, как стало известно “Ведомостям”, в правительстве уже готовится проект поправок к закону об ОСАГО.
В соответствии с утвержденными правительством правилами обязательного страхования автогражданской ответственности при наступлении страхового
случая компания виновника ДТП выплачивает пострадавшему компенсацию с учетом износа автомобиля. Это означает, что пострадавший не может восстановить машину без финансовых потерь: страховые компании выплачивают компенсации с учетом амортизации, а сервис-центры ставят новые запчасти. В результате
пострадавшие вынуждены получать возмещение наличными и доплачивать при ремонте на авторизованных сервис-центрах либо покупать б/у запчасти на “развалах” и ремонтироваться в гаражах. По оценкам руководителя дирекции сервисного обслуживания “Инком-Авто” Вячеслава Ладика, сегодня наличными получают
компенсацию 95% пострадавших.
В эту ситуацию вмешался президиум ВАС, рассмотревший дело “Национальной страховой группы” и “Национальной страховой группы — Росэнерго”. Стоимость ремонта автомобиля клиента НСГ, пострадавшего в ДТП, бюро независимой экспертизы оценило без учета износа в 81
205 руб., а с учетом износа — в 74 463 руб. НСГ оплатила ремонт полностью и обратилась за возмещением к “НСГ — Росэнерго”. Но компания заявила, что сумма ущерба должна рассчитываться с учетом износа. НСГ обратилась с иском в арбитраж Алтайского края, но этот суд, апелляционная и кассационная
инстанции вынесли решение в пользу ответчика.
В итоге спор дошел до президиума ВАС. Вчера он отменил решения нижестоящих судов и постановил взыскать с “НСГ — Росэнерго” в пользу НСГ 81 205 руб., т. е. не учитывая амортизацию. Мотивировочная часть решения президиума пока не готова.
Решение президиума ВАС означает, что ремонт автомобиля страховая компания должна оплачивать без учета его износа, говорит источник в ВАС. По его словам, нижестоящие арбитражные суды, скорее всего, будут руководствоваться этим решением президиума. Но замгендиректора “РЕСО-Гарантия” Игорь Иванов
уверен, что на страховой рынок это не повлияет — суды будут рассматривать каждое дело с учетом конкретных обстоятельств.
Автомобильные дилеры приветствуют решение президиума ВАС. По словам Ладика из “Инком-Авто”, разница между суммой, которую выплачивает страховая компания и реальной
стоимостью ремонта, для “годовалых” автомобилей составляет 30%, а затем увеличивается из расчета 13% за год. Теперь же клиент, теоретически, должен получать все 100% суммы, необходимой на ремонт, продолжает Ладик. “Это означает, что страховые компании будут направлять его на ремонт в авторизованный
центр, а не выдавать компенсацию наличными”, — считает он. Страховщики считают иначе. Действующие тарифы ОСАГО — это “компромисс цены и качества”, говорит Иванов из “РЕСО-Гарантия”. А если оплачивать ремонт без учета износа, то более высокой должна быть и страховая премия.
“Проблема
компенсации полной стоимости ремонта по страховке ОСАГО действительно есть, — признает директор департамента Минфина Алексей Саватюгин. — Мы постараемся предложить решение”. Каким оно может быть и готовит ли Минфин законопроект на эту тему, Саватюгин рассказывать отказался.
Но
заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Батуркин в курсе, что в подготовленном Минфином проекте поправок к закону об ОСАГО содержится идея возмещения реальной стоимости ремонта. Законопроект пока согласовывается в правительстве, но РСА уже оценил его
последствия для страховщиков. По словам Батуркина, для расчета бралось количество иностранных и отечественных авто, информация ГИБДД об их износе (более 50% машин в стране старше 10 лет) и средняя стоимость ремонта. Оказалось, что для полной компенсации ремонта автомобиля тариф ОСАГО придется
увеличить в среднем на 35-40%, заключил он.
Саватюгин признал, что “переход на возмещение реального ущерба существенно увеличит нагрузку на страховые компании”. Но при этом отметил, что повышение тарифов ОСАГО в ближайшее время невозможно “ни по политическим, ни по социальным
причинам”.
Источник в ВАС не исключает, что в суды поступят иски от граждан к их страховым компаниям с требованием оплатить ремонт без учета износа машины. Но эти иски будут рассматривать суды общей юрисдикции, которые не обязаны руководствоваться решением ВАС, говорит адвокат
юркомпании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Юрий Воробьев.
прикольно, теперь чтобы затмить Абрамовича, вовсе не обязательно быть владельцем Чукотки. Берем ржавый копендос, который пальцем протыкается, подставляемся под маршрутную Газель, которая с радостью примет приглашение поучаствовать в ДТП, заявляемся в его страховщику по ОСАГО, в процессе ремонта
меняем кузов авто на новый, так как ржавый понятно дело ремонту не подлежит, получаем страховое возмещение по произведенным затратам и продаем обновленный авто с 200% прибылью. Чтобы заработать так первый миллион, потребуется примерно месяца 3. Ржавые "шохи" и Москвичи, разумеется, резко подлетят в
цене