Читать люблю, но мне мешает его манера исполнения... И тем не менее, завидую своим Бабушкам и Дедушкам, что у них была возможность жить с Вертинским в одно время...
...
И если мне на сердце тяжело
Я у неё одной ищу ответа
Не потому, что от неё - светло,
А - потому, что с ней не надо света.
Он же.
// Современные вряд ли поймут. Они воспитаны на децлах-блестящих и прочей шелухе.
У них признаком "крутой
продвинутости" считается какие-нибудь там Линкин парк или Токио.
Александр Николаевич Вертинский (1889-1957). Рано осиротел, воспитывался у родственников. Начал печатать стихи в киевских изданиях — «Киевская неделя» и «Лукоморье» (рядом с Б. Лившицем и А. Ремизовым).
Еще гимназистом увлекся театром, играл на любительской сцене и был статистом в киевском театре Соловцова. Пытался поступить в труппу МХТ, но артистическая карьера была закрыта из-за дефекта речи — он картавил. Этот недостаток не мешал сниматься в немом еще тогда кинематографе.
Был хорошо знаком с В. Маяковским, причислял себя к футуристам и выступал в Кафе поэтов. В Первую мировую войну ушел добровольцем на фронт, был санитаром, вернулся в Москву в 1915 после ранения.
Нашел свой жанр, принесший ему популярность, когда стал выступать в кабаре и театрах
миниатюр с «ариетками» — игровыми песенками в костюме и гриме Пьеро. Пластичное речитативное исполнение стихов А. Блока, И. Анненского, Ф. Сологуба, А. Ахматовой, Н. Гумилева и своих собственных текстов позволяло стихам оставаться именно стихами «на отдаленном фоне мелодии» (по словам Ю. Олеши).
«Интимные» песенки Вертинского адаптировали высокую поэзию Серебряного века для эстрады, и его собственное литературное творчество развивалось в русле общих настроений и тем «упаднического» искусства русского модернизма.
Для современников необъяснимым представлялся феномен
почти гипнотического воздействия его искусства не только на «обывательскую», но и на взыскательную элитарную аудиторию.
В октябре 1917 Вертинский откликнулся на гибель юнкеров стихотворением «То, что я должен сказать», и с тех пор в его «печальных» песенках не раз звучали по-настоящему
трагические ноты. После революции он гастролировал на юге России, откуда в 1919 эмигрировал, не веря в возможность сохранения в России своего слушателя.
Жил в Польше, Париже, концертируя во многих странах Европы и США. В 1935 переехал в Шанхай и в 1943, после многочисленных попыток
получить советскую визу, добился разрешения вернуться на родину. Жил в Москве, с успехом ездил с концертами по всей стране, снимался в кино.
В журнале «Москва» в 1962 печатались его мемуары «Четверть века без родины». Собственные его тексты были собраны в книгу «Песни и стихи»,
вышедшую в Париже в 1938.