Свеча лежит перед нами на столе в груде научной и околонаучной литературы. Красивая, блестящая. Еще не нюхала пороху. В голове теснятся фразы из многочисленных статей, обрывки бесед со специалистами, рассказы бывалых автолюбителей... Боже мой, сколько написано, сколько сказано! Чем еще удивить вас,
наши благодарные читатели? Что поведать вам нового, полезного? - этот вопрос мучает нас каждый раз, когда жизнь заставляет касаться 'избитых' тем.
Еще раз пристально смотрим, вспоминаем, размышляем... Вот оно! В сознании всплывает до боли знакомый классический образ. Помните Катерину из
'Грозы' Островского? 'Луч света в темном царстве'... Прекрасная, с огнем в груди, раздираемая внутренними противоречиями жертва окружающей действительности.
Вот это, пожалуй, в самый раз! Прочь таблицы и графики, вон мудреные научные фразы! Пусть глаголет сердце, преисполнившееся жалостью к
этому совершенному продукту научной мысли и передовой технологии, этой жертве слухов, домыслов, невежества и т.д., и т.п. Вам бы так
Искровая свеча зажигания является важнейшим элементом системы зажигания... Стоп, стоп... Ведь договаривались, чтобы пожалостливей, от чистого сердца. Тогда
начнем так. Представьте себе такую картину: вы удобно сидите за рулем автомобиля, слушаете приятную музыку, с удовольствием курите сигарету. Останавливаетесь на светофоре, уныло тащитесь в пробке, мчитесь по скоростной магистрали.
Для того, чтобы это представить, не нужно обладать очень
богатым воображением. А теперь задание посложнее. Поставьте себя на место свечи зажигания и вместо того, чтобы в комфорте покуривать сигаретку, немного поработайте, повоспламеняйте топливную смесь.
Ну, подключайте свою фантазию, а мы, так и быть, поможем, ввернем вас в камеру сгорания
двигателя вашего же автомобиля.
Темнота, хоть глаз выколи, духота страшная, а запах!.. Рука тянется включить ближний свет, и кондиционер, да не тут-то было (рук-то нет). Привыкаем к темноте, и видим нечто большое и страшное, стремительно удаляющееся в глубину цилиндра. Ага! Это поршень,
начинающий свой путь от верхней мертвой точки к нижней.
Потянул легкий ветерок и донес запах... нет, не прелой листвы - бензина. Значит, открылся впускной клапан, и цилиндр начал заполняться топливной смесью. Посвежело, а дышится с трудом: поршень постарался, мать его... создал, понимаешь,
разрежение.
Трясет? Вибрации? Не удивляйтесь. Рядом, в соседних 'горшках' , трудятся еще три фантазера из числа читателей нашего журнала.
Тишина... Как затишье перед грозой... Ощущение неотвратимой опасности...
Ой, мама! Давление стремительно нарастает. Началось сжатие. Раз уж
вас туда занесло, давайте заодно посмотрим, как в двигателе обстоят дела с компрессией. Шесть... восемь атмосфер... Что это вы так обмякли? Держитесь, это только цветочки. Дальше будет хуже (а вот компрессионные колечки все же скоро менять придется).
Готовность номер один, ключ на старт...
Напоминаем: воспламеняйте, когда поршень чуть-чуть не дойдет до верхней мертвой точки, а то сами же потом будете сетовать, что 'двигатель не тянет'. Ну что вы, в самом деле... Посмотрите на это дитя технического прогресса! Спрячьте зажигалку, вспомните об искре Божьей.
Вспышка... Получилось!
И... о, ад кромешный, Содом и Гоморра! Сжигает нестерпимый жар, сплошное давление грозит расплющить вас в лепешку и с силой вышвырнуть вас из отверстия, в которое вас поместили наши заботливые руки. Состояние глубокого шока. Когда способность видеть восстанавливается, полуослепшие глаза замечают за
клубами продуктов сгоревшего топлива удаляющийся поршень.
Слава Богу, начался такт, который на сухом техническом языке называется рабочим ходом. Напряжение спадает...
А теперь мы досчитаем до трех, и на счет 'три' вы проснетесь.
Ну-ну, успокойтесь - все позади. Перестаньте
всхлипывать. Держите платок и приведите себя в порядок. Вот здесь тоже вытрите. Нет, это не то, что вы сейчас произнесли. На извинения за проведенный безжалостный эксперимент. Но, на наш взгляд, в полной мере проникнуться проблемами третьего лица можно, лишь поставив себя на его место.
Учтите, что рассказ об условиях, в которых приходится работать героине нашего повествования, абсолютно правдив.
Стоит ли сетовать и попрекать свечу (а также ее папу и маму) за то, что она иногда не выдерживает, и ее приходится отправлять на заслуженный отдых?
В конце концов, свеча
задумана как сменная запасная часть и просто не может быть вечной, как ничто не вечно в этом мире. Да и цена в несколько десятков рублей - не слишком большая награда за 'верную и безупречную службу'.
Судьба часто распоряжается так, что все несчастья обрушиваются на голову одного, и при этом
далеко не самого плохого, существа. Так она и обошлась и с нашей героиней. Причем, как водится, сделала свое черное дело чужими руками.
В роли злодеев на сей раз выступили люди, которые подарили свече жизнь - конструкторы. Проведенное нами вскрытие одной из отслуживших свой век современных
свечей помимо всего прочего показало: она явилась жертвой того, что при ее создании отцы-конструкторы руководствовались исключительно соображениями функциональности.
Мы констатировали явное несоответствие между относительно простым 'внутренним содержанием' свечи и ее чрезвычайно важной ролью,
а также пылким и противоречивым характером, которым она наделена. Ни тебе хитросплетений проводов, ни модных микросхем. Хотя вполне возможно, что это - характерное проявление принципа 'все гениальное просто'.
Видимо, именно поэтому на протяжении истории автомобилестроения конструкция свечей
не претерпела существенных изменений. О применявшихся ранее разборных свечах, имевших как минимум одно неоспоримое преимущество перед современными (их было удобно чистить), вспомнит разве что кто-нибудь из читателей почтенного возраста.
Совершенствование свечи шло по пути повышения качества
за счет использования новых материалов, применения передовых технологий изготовления и сборки ее элементов. Так появились свечи с центральным электродом в виде биметаллического стержня, с электродами из меди, серебра, платины. Словно чувствуя вину за недостаточное внимание к внутреннему содержанию,
разработчики и производители отыгрываются на внешнем виде свечей, пытаясь удивить и окончательно запутать нас с вами.
На корпус свечи наносят цинковое или никелевое покрытие, а то и просто воронят. Это придает изделиям потребительскую привлекательность, защищает от коррозии и предотвращает
'прикипание' резьбового соединения.
Особая, граничащая с извращенностью, изобретательность проявляется при проектировании электродов. Чтобы обеспечить увеличение ресурса свечей и создать специфический искровой путь с центральным и боковым расположением искры, распространяющейся по воздуху и
частично по поверхности теплового конуса изолятора, варьируются количество и форма боковых электродов. Конструктивные изыски похожи на дерзкий вызов, попытку провести революционный прорыв в спокойном эволюционном процессе совершенствования свечей.
Как правило, извивы конструкторской мысли
объясняются стремлением обеспечить соответствие каким-либо специфическим условиям, что вовсе не требуется от свечей, применяющихся на серийных среднефорсированных двигателях, с которыми приходится иметь дело нам, рядовым автолюбителям. Поэтому давайте вернемся к традиционной конструкции свечи,
которую рекомендуют применить специалисты, знающие толк в этом деле.
Какие же требования предъявляются к традиционным свечам?
В требованиях, предъявляемых свече, не обошлось без противоречий...
При подборе свечи к двигателю определяющим параметром является температура ее
элементов, расположенных в камере сгорания: электродов и теплового конуса изолятора.
На всех режимах работы двигателя она должна находиться в пределах от 500 до 900 градусов С. Как бы ни различались тепловые потоки, идущие в свечу при пуске, работе на холостом ходу и режиме полной мощности,
ее температура не должна выходить из указанного поля допуска.
Понижение температуры приведет к образованию нагара на изоляторе, способного шунтировать ('закоротить') искровой промежуток и вызвать сбои в зажигании.
Повышение верхнего предела приведет к возникновению калильного
зажигания, когда смесь воспламеняется от нагретых элементов поверхности, а не от искры.
Этот неуправляемый процесс, способный полностью нарушить согласованность рабочего цикла двигателя и резко снизить его мощность. Помимо этого повышение средней температуры электродов сокращает срок службы
свечи.
Тепловые условия работы свечи в различных по конструкции и степени форсированности двигателя сильно отличаются, и создать свечу, подходящую по тепловым параметрам всем типам двигателей, невозможно. Поэтому изготавливают свечи с различной способностью воспринимать и отводить тепловую
нагрузку. Это качество свечи характеризуют условной безразмерной единицей, являющейся обязательным атрибутом обозначения ее типа, - калильным числом.
Чем больше калильное число свечи, тем ниже температура теплового конуса ее изолятора при прочих равных условиях ('холодная' свеча). И наоборот,
чем меньше калильное число, тем свеча 'горячее'. В зависимости от режима эксплуатации автомобиля желательно корректировать подбор свечи. При езде на малых скоростях, с частыми остановками - например, в условиях города - для улучшения очищения свечи от нагара следует пользоваться более 'горячей'
свечой. Если же автомобиль используется преимущественно для скоростной, спортивной езды, свечу стоит выбрать 'похолоднее', чтобы уменьшить вероятность возникновения калильного зажигания.
Среди определенной части автолюбителей распространено мнение, что свечи имеют низкую надежность и качество.
Один наш знакомый при возникновении любой неисправности в двигателе прежде всего полностью меняет свечи и утверждает, что это почти всегда помогает. А в свечах ли дело? Мы детально разобрались в этом вопросе, и утверждаем, что это вовсе не так.
Несмотря на жесточайшие условия работы и
противоречивые требования, наша героиня (по мнению инженеров, разбирающихся в автотехнике) исправно выполняла и выполняет свою зажигательную миссию! Современные технологии и методы контроля качества, используемые мировыми фирмами-производителями (а не барышниками-поддельщиками) , настолько
совершенны, что вероятность брака составляет одно изделие на миллион. Сколь же невезучим надо быть, чтобы постоянно приобретать плохие свечи! Наш ответ таким авточинителям: сами вы...
Мы считаем, что свеча в этом случае является жертвой - жертвой невежества и небрежного отношения, приводящих
к ошибкам. Часть ошибок возникает еще при выборе свечей. Все конструктивные особенности и тепловая характеристика свечи зашифрованы в ее маркировке. Чтобы определить, какая свеча больше подходит для двигателя вашего автомобиля, следует обратиться к инструкции по эксплуатации (раздел 'Техническая
характеристика двигателя') и ознакомиться с рекомендациями производителя. В инструкции, как правило, указывается тип свечи согласно стандарту, принятому одной из фирм-производителей. Если вы не ленивы и пунктуальны, лучший путь - найти и купить 'родные' свечи. Если таковых не найдется, можно иметь в
виду, что в основном свечи различных фирм взаимозаменяемы. Беда в том, что не существует единой системы обозначений типа свечи, и продукция разных производителей маркируется по-разному. Чтобы не ошибиться, при замене пользуйтесь таблицами взаимозаменяемости свечей.
Продолжим нашу беседу.
Чтобы не злоупотреблять вашим вниманием, позволим себе высказать только одно, последнее соображение в защиту свечей. Слушайте!
Причина или следствие?
Порой при ремонте двигателя из камеры сгорания извлекают свечи, внешний облик которых как нельзя более точно определяется словом
'жертва'. Если принять во внимание изложенные нами соображения о качестве и надежности современных свечей, возникают закономерные вопросы: Как же так? Кто кого обманывает? Где хваленая работоспособность?
Успокойтесь, никакого подвоха нет. Дело в том, что свеча является составляющей частью
двигателя, весьма сложного агрегата, все элементы и системы которого тесно взаимодействуют между собой. Порой их взаимовлияние проявляется так сложно, что даже опытные автомеханики не могут докопаться до истинной причины неисправности и призывают на помощь сложную диагностическую аппаратуру.
Чувствуете, куда мы клоним?
Тем, кто еще не полностью оправился после развивающего образное мышление эксперимента, подскажем: не всегда свеча грешна в неисправностях двигателя. Наоборот, чаще она является жертвой плохой работы двигателя и его систем, качества топлива. И все это в полной мере
отражается на ее внешности.
Поэтому 'смертный лик' невинно убиенной свечи может служить одним из диагностических параметров, позволяющих сделать вывод а состоянии двигателя. Так наша несчастная героиня даже после смерти может напоследок послужить своему хозяину.
Надеемся, что это
далекое от технической литературы повествование вызвало у вас не только чувство жалости и благодарности к его главной героине, но и интерес к теме в общем.
Техническое отступление
Температура среды в камере сгорания в различные моменты цикла колеблется от 70 до 2000-2700 градусов
С.
Давление в цилиндре двигателя достигает 50-60 атм. При этом в некоторых случаях усилие на свечу может достигать 300 кг.
Свеча находится под электрическим напряжением до 40 кВ. Продукты сгорания топливной смеси оказывают сильное коррозийное воздействие на материал электродов и
изолятора.
Частота указанных воздействий достигает 50 раз в секунду.
Вопреки, скажем прямо, нечеловеческим условиям, реальный ресурс свечи составляет для двигателей с низкой литровой мощностью 70-80 тыс. км. пробега, а на современных форсированных двигателях - 15-20.