Компания Boeing приступила к финальной стадии испытаний боевого тактического лазера (Advanced Tactical Laser, сокращенно ATL), устанавливаемого на борту самолета. Если раньше речь шла о лазере для уничтожения баллистических ракет на взлете,
то теперь говорится, что установка предназначена для уничтожения целей на земле, в том числе в городских условиях. Проект боевого лазера воздушного базирования крайне интересен с технической точки зрения, о нем следует рассказать подробнее. О проекте супер-лазера читайте и смотрите фотографии
ниже.
Изначально проект назывался Airborne Laser (ABL). Идея заключалась в том, чтобы установить сверхмощный лазер на Boeing 747, который будет кружить вдоль вражеских границ во время военных кризисов. При старте баллистической ракеты самолет засечет это событие и с
расстояния в сотни километров и поразит ракету лазером. С технической точки зрения эта машина, прототип которой уже вовсю испытывается, является настоящим чудом техники.
Начну с рассказа о лазере. Ранее мы уже писали о проблеме рассеивания лазерного луча в атмосфере, которую
американским военным удалось решить. Мегаваттные лазеры до сих пор не использовались даже в промышленных целях, тем более на борту самолета. Создание лазера такой мощности уже само по себе серьезное техническое достижение. Чтобы развить такую мощность используется «химическая накачка» или, другими
словами, химический лазер. Позволю себе только один научный термин: в таких лазерах используется энергия химической реакции для создания эффекта инверсии населённостей атомов. Если без зауми, то представьте себе ракетный двигатель (упрощенно говоря), где смешивается и сгорает особое топливо.
Устройство камеры сгорания и состава топлива таково, что атомы в процессе этой химической реакции так колбасит, что они начинают сбрасывать лишнюю энергию в виде фотонов, света строго определенной длины волны. Происходит это скачкообразно, а учитывая что все атомы испускают волны одинаковой длины
волны получается когерентный сверх-мощный пучок света. Лучи в таком пучке не расходятся, они абсолютно параллельны, это и есть лазерный луч. А большая энергия химической реакции, будучи извергнутой коротким импульсом, несет в себе сокрушительную силу. Это общие принципы, упрощенная модель.
В проекте используется инфракрасный химический кислородно-иодный (Chemical Oxygen Iodine Laser) лазер. Причем не один, а 6 штук, работающих по принципу многоствольной пушки. Только на выходе не пули, а луч. Для работы установки надо очень много топлива, баки занимают большую часть самолета. Плюс
к ним огромные насосы для накачки топлива и отвода «выхлопа» в виде продуктов сгорания (см. на фото ниже).
Засунуть все это на борт самолета, пусть и большого Боинга, задача не из легких. Начинка самолета видна из схемы ниже. Кроме боевого лазера на борту
еще несколько лазеров поменьше, которые используются для наведения основного (дальномеры, определения кривизны цели и состояния атмосферы, корректировка и прицеливание и т.п.).
Главным бриллиантом системы можно считать шаровую башню на носу самолета. Кстати, она и внешне
похожа на драгоценный камень, смотрите сами:
Это сложнейшая оптическая система, через которую работает все система. Сначала через нее вспомогательный лазер определяет качество атмосферы в зоне стрельбы и вносит коррективы в компьютер управления основным.
Оптическая система имеет полутораметровое зеркало (по сути, это еще и зеркальный телескоп), с помощью которого с большого расстояния ведется наблюдение за зоной возможного пуска ракеты. Как только датчики засекут старт ракетных двигателей вспомогательный лазер (твердотельного типа - Beacon
Illuminator Laser, BILL) через эту же оптику наводится на вылетающую ракету. Тут же определяется искажение лазерного «пятна» на цели и корректируется специальным зеркалом с изменяемой кривизной. Когда все готово (а эти операции занимают секунды) по цели начинает работать главный лазер. Удар – и
оптика опять работает на прием: камеры смотрят на результат и могут повторить выстрел. Отдельный лазер постоянно "ведет" цель до ее уничтожения.
Кстати, оцените сложность задачи: и ракета, и самолет движутся с большими скоростями в разных направлениях в трехмерном пространстве. При
этом удается удерживать линию огня продолжительное время, держа вспомогательным лазером одну точку на цели все это время "на мушке". Это тоже амбициозная математическая задача для программистов и техников.
Дела по проекту, судя по всему, идут хорошо. Лазер уже был испытан и на земле, и
на самолете. О том, насколько изменит картину войны будущего появление такого оружия, думаю, говорить излишне. И очень жаль, что у России, не смотря на гигантский даже по мировым меркам военный бюджет, ничего подобного не разрабатывается. Готовы ли мы к войне будущего?
0/0 |
| Поделиться:
Re: США начали испытания авиационного мегаваттного...
будет кружить вдоль вражеских границ во время военных кризисов
Средствами ПВО его еще достать надо умудриться, ну там найти где он вообще сцабака, если граница длинная и еще 10 боингов голову *бут в разных точках, подтащить к
границе комплекс ПВО каким-то макаром (а там авиация, артиллерия и прочая херь, особо не поездишь) и умудриться пальнуть хотя бы разик до того, как херакнут чемнить (а блин если включенным радаром шарить, где этот *бучий боинг, точно шарахнут). Зато если сбить такое чудо, тут я не знаю что... За
стратегический бомбардировщик Героя России дают, офицеры говорят. А тут я даж не представляю... Главком ВВС лично в жопу поцелует, наверное :-) - туда же щас вродь ПВО относятся :-)
09:12
Именно так отреагировал кандидат в абитуриенты фихтеха на ознакомительной экскурсии по факу, когда доцент замялся на вопрос, что будет, если ему обратно загнать, и немедленно поставил эксперимент, показав лазеру зеркальце.
Лазер ожил только после остывания...
ЛГ-56.
0/0 |
| Поделиться:
Re: США начали испытания авиационного мегаваттного...