Недавно пообещал выложить отчет об интересной, на мой взгляд, поездке по России. Без видео еды и просто красивых видов, а именно рассказ с сюжетом. Ну и с фото, куда же сейчас без них. И вот готово. :-)
Давно хотел проехать по дороге до Магадана, и вот, наконец, свершилось. Тем
более, машина наша как раз и предназначена для путешествий - дом на колесах Фиат Дукато. Едем всей семьей: я, жена и двое детей. Изначально выезд был назначен на 22 июня 2016г, но, в связи с 90-летним юбилеем бабушки перенесен на 27 июня, что, в дальнейшем сыграло решающую роль в графике поездки.
Подготовка машины заключалась в ремонте нового бака для чистой воды, который трескался по швам - но изготовитель заверил, что уж теперь то с баком будет всё отлично, все швы заново переварены с соблюдением технологии. Взял с собой 2 запаски на дисках и еще одну покрышку, в последний момент закинул
еще одну покрышку - очень правильное решение, как потом оказалось. И 27 июня мы стартовали из Екатеринбурга в Верхнюю Салду - на день рождения. А на следующий день сразу выехали в сторону Тюмени - конечно, не по основной дороге, а "огородами" через Верхнюю Синячиху-Ирбит-Байкалово- так интересней
.
Дорога Тюмень-Сковородино, в принципе, сейчас практически автобан, ездили мы по ней неоднократно, и информации по ней куча. Единственный момент - не могу себе отказать в удовольствии погрызть кедровые орешки в Базое, поэтому еду на
Мариинск через Томск, да и дорога менее загружена. Ехали не торопясь, и к 5-му июля добрались до Могочи. В Могоче, кстати, просто гениальные мостостроители, которым удается строить падающие мосты.
Пополнили в Могоче запасы провизии и залили чистую воду в бак под завязку - и вот через несколько часов мы на повороте на Якутск-Магадан. По дороге на Тынду идут ремонты и строительство, дождливо, в Тынду заезжаем уже поздно вечером. И тут,
на выезде из Тынды, обнаруживаем, что в системе водоснабжения нет воды. Объем бака около 140 литров, только заправились - а воды нет. Появляются нехорошие предчувствия. Залажу в "подвал" автодома (он у нас с двойным полом, зимний вариант) - а там болтаются все 140 литров. Беру в руки дрель и сверлю
по углам отверстия для слива воды. Идет дождь, всё мокрое, вода выливается, умываться нечем... Решаем, что утро вечера мудреней и ложимся спать.
Утром выглянуло солнце, стало тепло, раскладываю вещи из подвала на солнце, открываю все боковые дверцы для просушки. Осматриваю бак - опять
треснула сварка. Небольшой нюанс - бак мне делала одна фирма в Екатеринбурге, которая строит яхты, причем довольно серьезные. Я с трудом представляю, что делает экипаж яхты, когда бак дает течь где то в океане, а в баке - запас топлива или пресной воды. В результате решаю делать временные баки.
Ну а незапланированная остановка позволила посетить музей БАМа в Тынде. Интересный музей, только посетителей почти не было. К вечеру всё в подвале подсохло, система водоснабжения была восстановлена, и мы выехали дальше.
На следующий день едем в сторону Якутска, дорога - то новые участки отличного асфальта, то нормальный грейдер, то грейдер, испещренный ямками, на котором всё трясется в машине, на какой бы скорости не ехал.
Днем первый прокол колеса - заднего, успеваю почувствовать, ремонт с помощью жгута - и едем дальше. 7 июня, не доезжая Бестяха, останавливаемся у кафе и ложимся спать. Перед сном поговорил по поводу дороги до Магадана с дальнобойщиками с 49
регионом - настрой по поводу проходимости нашего домика с его пластиковыми обвесами у них был скептический, тем более, по дороге идет ремонт. Но главная мысль - не гнать больше 40км/ч по камням. Немного расстроились в итоге, что можем не проехать.
Утром приехали к парому через Лену до
Якутска. Очередь была совсем небольшая, почти сразу заехали на паром. Вокруг - царство буханок. Перед паромом дети спрашивали, будут ли в кафе на пароме вкусные вафли, как в Европе. Я посмеялся. Конечно, ни вафель, ни кафе на пароме нет. Но хотя бы въезд- выезд с парома нормальный, без серьезных
переломов. В автодоме я поставил пневмоподвеску задней оси, она здорово выручает в таких ситуациях, позволяя поднять задний длинный свес сантиметров на 15-20 вверх. Еще 40 минут - и мы в Якутске.
В Якутске мы
посетили музей мамонта, где экскурсию проводил участник экспедиции, которая нашла, разморозила и перегнала своим ходом мамонта. Шучу, конечно, но рассказ про мамонтов был очень интересный. Попали на экскурсию в сокровищницу Якутии. На входе достаточно серьезная проверка, вход только группами с
экскурсоводом. Экскурсовод обещала, что даже мужчины теряют голову от вида алмазов, бриллиантов и самородков - не знаю, я просто с любопытством посмотрел, но ничего не шевельнулось при виде блеска камней.
А потом поехали в Царство вечной
мерзлоты. Когда на улице +35, а внутри, в паре десятков метров -12, ледяные горки и скульптуры, ощущения очень яркие. И это не искусственный холодильник, это настоящая вечная мерзлота, проморожена вся земля и горы. Выпил водку из рюмки из замерзшего льда, закусил строганиной.
В итоге решили после царства вечной мерзлоты посетить кафе якутской кухни, которое находится неподалеку от выхода из царства в
эколого-этнографическом комплексе Чочур-Муран. Погуляли рядом, и даже не стали кидать камни в птицу, хотя после того, как увидели табличку, у меня прямо появилось такое желание, еле сдержался.
Рядом с этим рестораном и ночевали. Погода была отличная, на следующий день гуляли по центру, дети катались на самокатах, нашли удобную колонку для заправки водой.
После обеда
решили выезжать, но это оказалось не так то просто. На паром была огромная очередь, т.к. был вечер пятницы. Поговорил с людьми в очереди - сказали, что стоять можно до позднего вечера или даже до завтра. У многих талоны на паром, то ли от предприятий, то ли еще откуда то, и паром перевозит по этим
талонам. Мы уже загрустили, что потеряем кучу времени, но тут подошли ребята, и, увидев наши номера, предложили коммерческий паром, который стоит примерно в полтора раза дороже и на него не действуют талоны. Мы согласились (и не только мы), проехали метров 500 до другого парома и уже через час были
на другом берегу.
Выезжаем с парома - погода отличная, светит солнце - едем в Магадан, 2100 км до цели. Примерно 100 км отличного грейдера затем переходит в какое то недоразумение. То дорога с тончайшим асфальтом, который выгрызен кучей
ям, то какие то ремонты с отсыпкой дороги мелким песком и страшной пылью, то просто ямы и ямы.
Средняя скорость становится совсем маленькой. Подъезжаем к Ытык-Кюель и решаем останавливаться на ночь. Паркуюсь по неровностям, и вдруг
слышу, что на пару секунд двигатель заработал как то жестко. Глушу, залажу под машину - весь поддон в масле. Хотя лампочка давления еще не загорелась, но масла фактически только на донышке - когда я парковался и машина встала неровно, маслоприемник, видимо, хапнул воздух на пару секунд. Ложимся
спать.
Утром снова забираюсь под машину и понимаю, что же получилось. Когда вчера ехали по песку, который был выдавлен на колеях, картер нагребал перед собой спереди песок, и песок своим давлением отогнул переднюю стенку картера назад (картер не прикручивается к блоку, как
обычно, а
просто прижат отдельной накладкой через резиновую прокладку болтами) - образовалась щель, через которую выливалось масло. Проблема оказалась гораздо меньше, чем казалась ночью в темноте и не требовала сварки. В итоге я снял картер, выправил переднюю стенку и собрал всё обратно - еще по утренней
прохладе без оводов. Осталось только залить масло. Масла у меня с собой было всего 2 литра, и я не рискнул на них ехать до магазина, тем более, что в системе 8 литров масла. У кафе договорился с якутом, и мы поехали в поселок за маслом в магазин. Утро было раннее, магазин еще закрыт, но, после
нескольких звонков мы заехали за продавцом, съездили в магазин за маслом и снова вернулись к автодому. Масло залито - можно ехать дальше, на паром через Алдан, на который мы надеялись попасть еще вчера.
Приезжаем к парому - и тут я понимаю, что, не смотря на пневмоподвеску, не задеть на таком
переломе задним свесом об берег вряд ли получится. Закачиваю в подушки 8 атмосфер, заезжаю ходом - и только рама фаркопа спасает задний обвес, проскребя по берегу. На пароме совсем немного машин, кафе, конечно, нет.
Как только выезжаем с парома, начинается проливной дождь. Сразу вспоминаю вчерашнюю дорогу и понимаю, что после того дождя нам там будет проехать очень тяжело. Но впереди уже не болотистая низменность, а просто грейдер, местами с довольно
большими камнями. Где-то идет строительство, и дорога совсем свежеотсыпана - с крупными камнями, и мягким, неукатанным грунтом, на строительстве дороги ходят огромные самосвалы. На одном из таких участков, проскакивая ходом, отрываю пыльник двигателя. Но лучше всё же проскочить, а не остаться на
брюхе в грязи. Есть и броды, проезжаем их нормально. В принципе, основа дороги довольно твердая, и позволяет ехать.
Постепенно
начинаю чуть-чуть лихачить, на хороших участках - скорость 80-90 - и вот кара не заставила себя ждать - пока заметил пробой и остановился - колесо размотало в труху. Минус один.
Сбавляю скорость - на высокой скорости передние колеса поднимают камни, острые камни встают под заднее и - пробой колеса. Почти постоянно идет дождь, местами еще лежит снег, реки заметно поднимаются.
Людей и машин по
дороге до Сусумана почти нет, а те, кто есть - на виду. Познакомились с ребятами, возят американских туристов по колымской трассе. Сказали, что медведей много. Но мы так ни одного медведя и не увидели за всё путешествие, хотя почти все водители, которых мы встречали, показывали нам свои собственные
видео с медведями или рассказывали о встречах с ними на дороге.
13 июля мы наконец-то приехали в Магадан. Ура, полдороги пройдено (ну это я так думал).
Магадан встретил нас хмурой и холодной погодой, дождем и туманами. И
очень позитивными, открытыми и веселыми людьми, которые нам помогали и подсказывали. Мы встретили незнакомых ребят, которые провели нам экскурсию по городу и пригороду и рассказали много интересного. Город очень чистый и красивый, я был просто поражен контрастом между ожиданием и реальностью, т.к.
Магадан обычно ассоциируется с преступниками и лагерями. В Магадане есть свой мамонт, музей ГУЛАГа, музей естественной истории, где всем детям дарят по кусочку древних окаменелостей и можно сфотографироваться верхом на настоящем метеорите.
И вот, на третий день, мы уже
собирались выезжать дальше - на Владивосток, где планировали дальше отдыхать и купаться на море. А встретились с ребятами, с которыми познакомились по дороге - и тут новость - ОБРАТНО ДОРОГИ НЕТ. Оказывается, буквально через пару дней после того, как мы проехали Усть-Неру, река Эльги из-за сильных
дождей в верховьях поднялась и смыла подъезд к мосту. А других дорог нет. И вот тут я начал понимать, почему в Магадане говорят - "на материке", "с материка". Размыло дорогу или нет парома через Алдан осенью или весной - и вот уже на материк только на самолете или корабле. Начинаем узнавать что да
как - вроде бы сам мост цел, размыло только въезд на мост. И вроде через несколько дней должны восстановить. В Магадане идет дождь, и мы решаем все-таки потихоньку выдвигаться в сторону Якутии. 16 июля выезжаем, и 18 июля мы в Усть-Нере – 1000 км от Магадана, примерно 80 км до разрушенного моста.
Узнаем у дальнобойщиков, что все стоят здесь - дальше всё равно никаких населенных пунктов, а здесь есть продукты, топливо и
вода. Встаем тут же и на следующий день начинаем изучать Усть-Неру.
Сам поселок выглядит частично заброшенным, но есть и новые дома. Многое напоминает об СССР. Интернета через GSM в
Усть-Нере практически не было, хотя я и предпринял попытку подключиться к другому оператору - но тщетно.
Наверно, это было бы совсем тоскливое место, если бы не люди, которые здесь живут. Гуляя с детьми на площадке, жена познакомилась с ребятами - мы несколько раз ходили к ним в гости на
ужин, постирали у них всё белье. Мы и сейчас поддерживаем с ними контакт.
Сходили в местный краеведческий музей. Многие экспонаты музея оказались затоплены после наводнения на Индигирке, которое произошло несколько лет назад. По чучелам животных можно определить уровень воды, которая стояла в
комнатах музея.
Даже в местном кафе узбеки варили бесплатные макароны для младшего сына, которых не было в меню, и они ходили за макаронами в соседний магазин, а старшему дарили колу, которая в местных магазинах стоила бешеные деньги.. Я
немного привел в порядок мелочевку по машине и научился разбортовывать колеса с помощью куска угольника под руководством соседей-дальнобойщиков. И всё бы хорошо, но информация по самому мосту была безрадостной - срок его восстановления был неизвестен, вплоть до поздней осени. Вода на реке не
опускалась, и всё, что валили в реку самосвалы, уносило течением. В общем, через неделю начал появляться план Б - ехать опять в Магадан, а оттуда переправлять автодом во Владивосток на корабле.
В итоге 23 июля выезжаем обратно в Магадан. Только теперь уже другой дорогой - через
Усть-Омчаг.
Дорога через Усть-Омчаг оказалась очень красивой, да и вообще, распогодилось. Горы, перевалы, серпантины. И сама дорога по качеству на тот момент оказалась лучше.
Приехали в Магадан, и я начал узнавать о возможности отправки автодома морем. Оказалось, что это довольно сложно и дорого - так как
машина не входит в контейнер, то ее грузят краном у отдельного причала. Как я понял, когда корабль приходит в Магадан, сначала у одного причала выгружают различные грузы краном, потом перегоняют к другому причалу, где выгружают-загружают контейнеры. А вот грузов из Магадана почти нет, поэтому
большинство кораблей после загрузки контейнеров сразу уходят из порта, т.к. пришвартовать корабль еще раз к другому причалу ради загрузки мелочевки типа нашего автодома - дорого и невыгодно. Для этой операции должно скопиться несколько грузов. В итоге я оставил заявки в двух компаниях на перевозку
домика на корабле, и мы стали ждать. Но, по словам представителей компаний, ближайший реальный срок отправки - только в начале августа, и то не точно. Для возможности погрузки пришлось снять боковой пластик, чтобы его не сломало.
В итоге
ждем, гуляем по городу, иногда едим в столовой Шу-Шу, ночуем около мамонта или на пляже. Регистрируюсь на местном автопортале Магадана, и нахожу место для мелкого ремонта и кусок алюминия для изготовления защиты - еще раз большое спасибо магаданцам, которые всегда готовы помочь.
Через несколько дней появляется понимание того, что при плохом раскладе придется ждать еще долго - и корабля, и моста. А надо уже
на работу и в школу. Смотрим билеты до Владивостока и Москвы, считаем. И тут появляются очень недорогие билеты до Москвы на завтра. Отправляю всю семью на самолете. И буквально на следующий день звонок - дальнобойщики, с которыми стояли в Усть-Нере - вода спала, дорогу открыта, можно ехать. Ура!
Перед выездом смотрю прогноз погоды - через три дня в районе Якутска начинаются проливные дожди на неделю.
Начинаю немного нервничать из-за того, что могу не успеть пройти участок перед Бестяхом до дождей, и только немного повышаю темп движения - опять прокол камнем. Приходится проехать
метров 50 на почти спустившем колесе, так как всё случилось в закрытом повороте, и колесо поджевало.
Заезжаю на шиномонтажку, мне ставят грибок - в итоге сбоку вылазит кила - прожевал. Качаю это колесо 5.5 атмосфер (как положено по инструкции, кстати) и кладу в багажник. Ночью встал на сон на
какой то стоянке в лесу, рядом бензовоз. Сплю, полная тишина - и вдруг - взрыв, грохот, пылища! Спросоня вскакиваю, проваливаюсь в дырку в полу- вылетел люк в подвал. Первая мысль- это бензовоз взорвался, надо бежать, отъезжать срочно. Смотрю - за окнами всё спокойно, начинаю постепенно понимать,
что произошло - взорвалось колесо в багажнике, которое я решил оставить как запаску. Минус два. От взрыва даже сломало пару замков на боковых люках и они распахнулись.
Проезжаю мост, из-за которого мы так задержались - вода спала, насыпь на въезде восстановлена и позволяет проехать, даже не
зацепившись машиной.
На следующий день, переезжая брод, цепляюсь задней балкой за камни, начинаю буксовать и сажусь в реке на брюхо. Вода по уровню как раз достигает пола в
кабине, холодная, горная, ломит и сводит ноги. Хорошо, что есть фаркоп - есть к чему подцепиться сзади. Цепляю трос. Примерно через час подъехал грузовик, без долгих разговоров зацепил и вытащил меня назад. Спасибо ему.
А ехать надо было метра на три левее! Поговорки не дураки придумывают, хотя я этот брод уже проезжал. Выезжаю из брода, и тут обнаруживаю, что, пока буксовал, ободрал всё колесо прямо до корда, как будто ножом почистил яблоко. Проехал на нем
несколько километров для пробы - ехать можно, но... Почти минус три - осталось на запаску.
Постепенно колеса начинают сдавать, и вот умирает еще одно - с двумя жгутами - не выдерживает корд. Минус четыре. Остаюсь практически без запаски - с одним ободранным до корда колесом.
Еду теперь совсем аккуратно. По дороге меня пару раз обгоняют одни и те же ребята - едут быстро, потом стоят и меняют колесо. Вижу
их снова, останавливаюсь. Опять пробили колесо, запаску надо перебортовывать, компрессор сломался. Дал им монтажку и компрессор, но накачать после замены большое колесо моим компрессором не получается. Вскоре остановился КАМАЗ и колесо всё таки накачали.
Вообще, по дороге машин настолько мало, что постепенно уже всех почти знаешь, кто едет тем же путем. Все машины наперечет.
Чем ближе подъезжаю к парому на Алдане, тем отчетливей
понимаю, что на вечерний паром я могу не успеть. А завтра к обеду обещают уже проливные дожди, как раз на том болотистом участке до Якутска. Но гнать всё равно толку нет - без запасок один пробой - и всё. А так хотя бы есть шанс.
А еще, к тому же, я
почему то посчитал, что паром через Алдан идет в Хандаге, а не в Кескиле, между которыми 35 км. Заезжаю в Хандагу за 20 минут до отправления, понимаю, что ехать еще прилично, и спрашиваю у местных жителей - во сколько последний паром сегодня? И мне говорят, что по моим часам через 20 минут, но я
успею. Еду уже совсем грустный, гнать бессмысленно. И вдруг – тадам - начинаю вспоминать - в Хаданге называли не только время отправления парома, но и то, что до него больше часа. Останавливаю встречную машину - ну точно, в Якутии же 2 часовых пояса, и я заработал лишний час после Усть-Неры.
Успеваю!
На пароме встречаю почти всех своих знакомых, с которыми встречался и познакомился на дороге. Мир тут совсем тесен. После парома ложусь спать, а ранним утром - дальше в путь. Еду не торопясь, но что-то начинает все сильнее стучать в передней подвеске. Вообще, у Фиат Дукато,
на базе которого сделан наш домик, в подвеске одно слабое место - это опоры передних стоек. Не выдерживают большой массы и плохих дорог, хотя пробовал ставить и дорогой оригинал, и хороший дубликат.
Но тут, кроме самих опор, которые к
этому времени уже подразбило, добавился еще и открутившийся шток стойки. По хорошему бы - остановиться, снять стойку и затянуть нормально, но уже начинают сгущаться тучи, поэтому я просто разобрал панель, и на ходу время от времени подтягиваю гайку на стойке ключом. Начинает накрапывать дождик, в
этот момент я заезжаю на щебеночный грейдер - и тут начинается ливень. Заезжаю в Бестях - по улицам текут потоки воды. Снова успел.
В Бестяхе купил, наконец, нормальную запаску -
плюс один! Теперь можно так не переживать. На следующий день, выбравшись из дождливой погоды, снял и нормально затянул стойку, хотя опора, конечно уже умерла полностью. А тут новая напасть - начала выть КПП. Я, конечно, начал обзывать себя последними словами, т.к. решил, что кпп хапнула воды, а я об
этом не подумал и так глупо ее загубил. Но, купив новое масло и слив старое, обнаружил, что оно в отличном состоянии, и без следов воды и эмульсии. Немного полегчало, но только немного. И я еду во Владивосток. Дорога до Сковородино ничуть не поменялась за этот месяц, ямки стали еще глубже, а тряска
на этой стиральной доске - еще противнее.
В КПП ребята поменяли пару подшипников, опоры
стоек, а резину я купил дубовую LT-шную (плюс шесть колес!) - кстати, в поездке в Монголию два года спустя эта резина оказалась просто суперкрепкой.
С учетом того, что подшипник для КПП пришлось заказывать из Москвы, да и наладившейся к концу августа погоды, из Владивостока я выехал только 28
августа.
И, в принципе, на этом бы можно было бы и закончить, если бы недалеко от Читы у меня не срезало шестерню в КПП, а потом, ближе к дому, начали все сильнее и сильнее шуметь подшипники ступиц и плохо работать втягивающее на
стартере. Кстати, снова заезжаю в Базой за орешками- а тут уже новый урожай, время летит.
И 6 сентября 2016 года я дома, в
Екатеринбурге, не прошло и два с небольшим месяца и 24 тысячи километров дорог.
В итоге пришлось поменять подшипники ступиц, втягивающее стартера - эхо бродов? И, самое главное, поменять коробку передач - восстановление родной было бы дороже и намного дольше, чем замена.
Я зашёл в ресторан,
Там за роялем сидел лабух-болван,
Он пел про Магадан.
Я ему дал леща и щелобан,
Я ему сказал,
Чтоб он таких паскудных песен не играл,
И ещё пояснил,
Чтоб он скорее эту лавочку закрыл.
4/15 |
| Поделиться:
Re: Отчет и фотоотчет о поездке на автодомике в Ма...
одно могу сказать - у автора дофига свободного времени .
Чувствуются нотки зависти :-D
Судя по всему не только времени, но и денег. Не дешево так путешествовать столько времени. Плюс перечисленные ремонты явно обошлись
тоже в десятки тысяч.
39/4 |
| Поделиться:
Re: Отчет и фотоотчет о поездке на автодомике в Ма...