поиск:    

 
переход:  



Екатеринбург Онлайн
Новости:  Автоновости  |  Публикации:  Дороги  |  Форумы:  Автофорум

  Форумы  > Автоклуб > Общение Автоклуба  

культур-мультур


Список Тем  |   Поиск  |   Правила  |   Статистика  |
культур-мультур   #1598924  наверх
Автор: civic21
Дата:    7 августа 2006 17:07

Пропавшая грамота

Грамотность в России становится личным делом каждого
Версия для печати
Сохранить статью
Отослать другу
Оставить комментарий
комментариев - 2

"«Думая о руской арфографии, прежде всего преходит мысель отом што она усложнена. Это во многом прослабило рускую государственость. Четатель слишком много времени тратит на чтение книг и изучение правил, а так же заучивание стихов, а если-бы он посвятил это время совсем не такому безполезному делу, то мы давно мы уже жыли как люди». Ведь все понятно, правда? Даже веселей так читать.

Реформа русской орфографии, о необходимости которой так много говорили сначала при Хрущеве, а потом в 90-е, совершилась. При этом законодательно она пока никак не оформлена. Орфография начинает постепенно упраздняться сама собою. Она размывается. Ее уже почти не видно.

Любая газета пестрит ошибками на «тся — ться», «н — нн», на слитное и раздельное написание «не» с прилагательными и наречиями. Присоединение деепричастного оборота к безличным конструкциям («Глядя на эту картину, думается, что…») давно сделалось нормой. С деепричастиями вообще творится нечто катастрофическое. «Наблюдая за прыжком, у вас возникнет вопрос» — это бы ладно, это спортивные комментаторы, которых называют прапорщиками телевидения. Но ведь и телеведущий Николай Николаев говаривал: «Посулив ему 50 000, договоренность была достигнута». С пунктуацией творится что-то невообразимое: запятыми обрастают даже такие невинные наречия, как «вчера». «Тем не менее» или «вообще» — это уж обязательно. Эта пунктуационная избыточность — черта нового времени, позднепутинского: при Ельцине запятые игнорировали вообще, свобода! Теперь их ставят везде где надо и не надо: страхуются от гнева незримого начальства. Стараются наставить как можно больше запятых, чтобы уж никто не подкопался. Это же касается страшной русской коллизии «н — нн»: в порядке перестраховки предпочитают удваивать это несчастное «н» повсюду. В нескольких сочинениях мне уже встретилось «воспитанн» и «прочитанн». И так во всем.

Орфография, ситуация с грамотностью в обществе — лучшее зеркало истинного состояния страны. Еще Достоевский предсказывал, что с упразднением «ятей» и «еров» все пойдет к черту. С упрощения русской орфографии началась послереволюционная культурная деградация; революции и оттепели вообще часто приносят с собой упрощения — и потому при Хрущеве мы чуть не получили написание «заец», максимально приближенное к фонетическому. Во времена закрепощений орфография соблюдается особенно строго, но следят за ее соблюдением люди глубоко некультурные, репрессивного склада — поэтому усвоение законов языка носит характер поверхностный и насильственный. Сегодня у нас идет процесс смешанный. С одной стороны, закрепощение — отсюда бесконечные перестраховки. Получение любой справки, пропуска или интервью обрастает тысячей ненужных запятых — как и официальная речь. С другой стороны, предыдущее двадцатилетие расслабухи и триумфального невежества привело к тому, что культурная преемственность утрачена. Дети продолжают изучать в школах русскую литературу, но уже не понимают, зачем это надо. Им успели внушить, что знания — не залог совершенствования личности, но способ получить диплом или откосить от армии, а для жизни будет лучше, если ты быстрее забудешь все, чему учился.
«Хлестаков заводит шаржни с женой городничего». «Из-под стола вылезла помесь дворянки с таксой, спавшая на стручках». «Коробочка разводит птиц и разных домашних утварей». «Население духовно деградируется». «Лирический герой Есенина вместе со своим автором превращается в рьяного фаната революции». «В высших кругах Петербурга царят беззаконие и беспредел» (о «Петербургских повестях» Гоголя, не подумайте плохого). «Фирс не мыслит себя вне барина». «Татьяна для окружающих как открытая дверь, в которую может войти каждый».

Бог с ними, с двусмысленностями и эротическими коннотациями. Дети путают утварей с тварями, шашни с шаржнями, понятия не имеют о том, что такое стружки и чем дворянка отличается от дворняжки. Забвение правил — отнюдь не самое страшное: страшен распад языка, в котором половина слов уже незнакома, а другая — помесь жаргонизмов с англицизмами.

Я провел как-то опрос среди студентов — попросил прочитать хоть одно стихотворение наизусть. Некоторые помнили Хармса. Девочки начинали декламировать «Письмо Татьяны» и сбивались на десятой строчке. Кое-кто пытался хитрить, читая в качестве стихотворений тексты песен БГ и «Умытурман», но я решительно пресек жульничество. Почти все помнят по пять-шесть строчек из школьной программы, но это именно обрывки, обмылки, плавающие в вязкой среде современного подросткового сознания. Та же ситуация с орфографическими правилами: все помнят, что «не» с прилагательными пишется вместе в каких-то определенных случаях, но в каких, толком не помнит уже никто. Да и перечислить части речи, общим числом 10, могут далеко не все. Почему-то обязательно забывают местоимение и междометие, да вдобавок путают их.

Чтобы разобраться, зачем нужна орфография, я написал когда-то целую книгу, но одно дело — разбираться в перипетиях 18-го года, а другое — сориентироваться в новых реалиях. Я до сих пор не уверен, что детям нужно учиться грамоте. Я боюсь посягать на их время и умственную энергию. Я вижу вокруг явное и катастрофическое падение грамотности, но не знаю, хорошо это или плохо. Для меня — плохо, но, может, это потому, что я привык уважать себя за грамотность, а тут вдруг уважать себя стало не за что? Тоже мне добродетель.

В поисках ответа я добрался до любимой кафедры практической стилистики русского языка на журфаке. Когда-то именно преподаватели этой кафедры были для нас на родном факультете главной отдушиной: русскому языку они учили весело и ненавязчиво, цитаты для примеров подбирали лихие, полузапретные, а всеобщий кумир Дитмар Эльяшевич Розенталь, знавший русский язык лучше всех на свете, говорил на своих лекциях просто: «Если не знаете, как пишется — «здесь» или «сдесь», пишите «тут». Если, конечно, не додумаетесь написать «туд».

И на любимой кафедре мне объяснили следующее.

Пункт первый. Грамотность в обществе, если судить по сочинениям и по уровню студенческих работ, не упала, а перераспределилась. Прежде более-менее грамотна была примерно половина населения, а то и две трети. Сегодня совершенно неграмотны процентов 70, а как следует умеют писать и говорить — процентов 30. То есть вместо среднего уровня появилась резкая поляризация — как, впрочем, и в материальной сфере. «Средний класс» в смысле орфографическом отсутствует так же, как и в имущественном. Причем самые безграмотные дети, как свидетельствуют репетиторы, — дети высокопоставленных и просто богатых родителей: их сведения о русской реальности стремятся к нулю, поскольку большую часть времени они проводят либо за границей, либо за заборами элитных коттеджных поселков. А не зная жизни своей страны, нельзя знать и ее язык: половина понятий остается для тебя абстракцией. Стручки со стружками перепутал именно сын крупного олигарха. Он никогда не имел дела со стружками.

Пункт второй. Никакой врожденной грамотности не существует, это миф, а сама по себе грамотность формируется тремя факторами. Первый — зрительная память (человек много читает и запоминает образ слова). Второй — механическая память (рука запоминает, как слово пишется). И третий — знание правил, но это уже для сложных случаев, когда глаз и рука сомневаются. У тех, кто много читает и пишет, все виды памяти срабатывают механически, они не отдают себе отчета в этом и полагают, что грамотны от рождения. Тогда как наследуется только хорошая зрительная память (механическая — приобретается): вот почему так грамотны учительские дети… и дети разведчиков.

Так вот, вторая и главная составляющая — механическая память руки — сегодня решительно потеснена: компьютер, которым большинство детей владеет с детства, не предполагает начертания слова. Ударяя по клавишам, школьник не запомнит, как пишется слово «престидижитатор». Только долго и тщательно выводя его рукой, вы запомните все изгибы этих «е» и «и», «т» и «д». Кроме того, компьютер сам хорошо умеет исправлять орфографические ошибки: в большинстве текстовых редакторов эта функция осуществляется автоматически. Пользователю необязательно задумываться — в результате об истинном уровне собеседника можно судить только по его электронным письмам. Один из моих сравнительно молодых начальников умудрялся писать довольно грамотные статьи, но, заказывая мне тексты, присылал почту с такими ляпами, что я поначалу принимал это за утонченную шутку.

Пункт третий. «Безграмотность — плата за свободу», как сформулировала однажды Евгения Николаевна Вигилянская, автор лучшего на моей памяти учебника русского языка для абитуриентов. Раньше между автором и читателем стояла сплоченная армия научных редакторов, консультантов и корректоров. Иногда эти персонажи вторгались не в свою область, корежили стиль, лезли в авторское мировоззрение. Но когда они занимались своим делом, польза от них была огромная и несомненная. Сегодняшняя редакция чаще всего не может себе позволить содержать корректора. Оказаться без присмотра этой придирчивой публики оказалось еще страшней, чем внезапно лишиться патроната советской власти.
Даже в речениях и публикациях руководителей государства периодически встречаются конструкции «предпринять меры» (тогда как их надо принимать), «озвучить предложения» (тогда как озвучивают фильм, а предложения обнародуют или излагают вслух), «обсуждали о том, что» (ну, здесь понятно). О всяких «составляет из себя», «выливается на обществе» и «тех, кому зависят» я уж и не говорю: с управлением в русском языке вообще полная беда. «И не только в языке», как объяснили мне все на той же кафедре. Кризис управления в равной степени коснулся языка страны и ее государственной системы: служебные части речи, как чиновники, стоят не на своих местах. Их тоже слишком много, они бюрократически избыточны: «понимать о том», «обсуждать об этом», «период, о котором вы указываете», «означает о том», «заметил о том» — это все из речи первых лиц государства. Есть и еще одна проблема: в русском языке существуют так называемые глаголы сильного управления, обязательно требующие дополнения. В речи большинства государственных людей или бизнесменов они постоянно употребляются без существительных: мы договоримся (о чем?!), проплатим (что?), разберемся (в чем?). Мы озвучим, разрулим, выскажем. Что — не уточняется. Потому что все это — суета вокруг пустоты, утрата объекта, конец материи. Власть, обслуживающая сама себя. И орфография — истинное зеркало ее компетентности и тайная проговорка о задачах: по любимому толстовскому выражению, ДЕЛАТЬ НИЧЕГО. Это, подчеркивал Толстой, гораздо хуже, чем ничего не делать.
У Кубрика в «Космической Одиссее» есть потрясающий эпизод — постепенное отключение компьютера. Огромная машина теряет рассудок, повторяется, вырождается на глазах — это отключается один блок памяти за другим. Нечто подобное происходит и с обществом, освобождающимся от условностей, поскольку только условности и имеют смысл. Сначала, как показывает практика, отмирают самые тонкие функции — правописание «не» с прилагательными и причастиями, следующей жертвой оказывается несчастное удвоенное «н», потом приходит черед пунктуации — двоеточия и тире испаряются, остаются только запятые. Наконец, полную деградацию обозначает путаница между «тся» и «ться»…

Дело даже не в том, что наша речь неправильна. Дело в том, что наша нынешняя речь не предполагает уважения к собеседнику. То есть мы не хотим, чтобы он уважал нас за грамотность. Пусть уважает за что-то другое — за деньги, например, или за умение поставить этого собеседника на место. Знание орфографии, свободное владение цитатами, связная и богатая речь перестали быть критериями, по которым оценивается собеседник. И это самое серьезное последствие общественных перемен последнего двадцатилетия. Дело тут, как вы понимаете, не только в нищенской зарплате учителей словесности, а в нищенском статусе словесности как таковой, вне зависимости от госсубсидий.

Впрочем, остались еще люди, для которых грамотность по-прежнему нечто вроде пароля, а знание наизусть тысячи стихов — вполне достаточный аргумент, чтобы влюбиться в этого знатока. Только количество этих людей вернулось к уровню, скажем, XVIII века — когда интеллигенция только-только начинала формироваться.

Ну и нормально. Не худший был век. Может, он был еще и получше, чем времена поголовного страха и столь же поголовной грамотности. "

02.12.2005

Постоянный адрес статьи :
http://flb.ru/info/35657.html Дмитрий Быков
Огонек
Оригинал статьи
В начало статьи
  |  Поделиться:  
Re: культур-мультур   #1598953  наверх
Автор: JEKA55
Дата:    7 августа 2006 17:12

е асилил:-)
слищком многа букав!
  |  Поделиться:  
Re: культур-мультур   #1598961  наверх
Автор: A2J 
Дата:    7 августа 2006 17:13


Цитата:
От пользователя: JEKA55

слищком многа букав!

Асилил первый апзац, думаю, достаточно.
  |  Поделиться:  
Re: культур-мультур   #1598980  наверх
Автор: civic21
Дата:    7 августа 2006 17:17


Цитата:
От пользователя: A2J

Асилил первый апзац, думаю, достаточно.

лучше всё
  |  Поделиться:  
Re: культур-мультур   #1598986  наверх
Автор: superJohn 
Дата:    7 августа 2006 17:19

Тьфу блин:-)
  |  Поделиться:  

 Сейчас читают 
 
Анеки восьмимартовские - до 9-го 25747
Эвтаназия для бездомных животных. Что думаете? 1636
Новый кулинарный проект 150
ЕКАД скоро будет платным 1122
Мини-игры на E1.RU 818
Re: культур-мультур   #1598988  наверх
Автор: VVP™ 
Дата:    7 августа 2006 17:20


Цитата:
От пользователя: civic

Версия для печати
Сохранить статью
Отослать другу
Оставить комментарий
комментариев - 2

эти ссылки не робят )))
  |  Поделиться:  
Re: культур-мультур   #1598993  наверх
Автор: Dr.Fast 
Дата:    7 августа 2006 17:21

Хто ж стока написал? Ниасилил :-(
  |  Поделиться:  
Re: культур-мультур   #1598994  наверх
Автор: Лидул Фентут 
Дата:    7 августа 2006 17:22


Цитата:
От пользователя: civic

Впрочем, остались еще люди, для которых грамотность по-прежнему нечто вроде пароля, а знание наизусть тысячи стихов — вполне достаточный аргумент, чтобы влюбиться в этого знатока. Только количество этих людей вернулось к уровню, скажем, XVIII века — когда интеллигенция только-только начинала формироваться.

не много нас, но мы в тельняшках...
  |  Поделиться:  
Re: культур-мультур   #1598999  наверх
Автор: Митяйич 
Дата:    7 августа 2006 17:22

Асилил два обзаца, и думаю что от многих правил в русском языке и вправду нужно отказаться, они сцуки только время отнимают, сначало на изучение их, а затем на их применение! Нинужны они ниразу.

[Сообщение изменено пользователем 07.08.2006 17:23]
  |  Поделиться:  
Re: культур-мультур   #1599008  наверх
Автор: civic21
Дата:    7 августа 2006 17:26


Цитата:
От пользователя: VVP™

эти ссылки не робят )))

а нофег тебе они?
  |  Поделиться:  
Re: культур-мультур   #1599017  наверх
Автор: VVP™ 
Дата:    7 августа 2006 17:28


Цитата:
От пользователя: civic



ты сам то четал чо выложил?
  |  Поделиться:  
Re: культур-мультур   #1599025  наверх
Автор: superJohn 
Дата:    7 августа 2006 17:31

Не трогать великий могуч - рекомендация:-)
  |  Поделиться:  
Re: культур-мультур   #1599026  наверх
Автор: betza
Дата:    7 августа 2006 17:31

грустная правда...
  |  Поделиться:  
Re: культур-мультур   #1599041  наверх
Автор: civic21
Дата:    7 августа 2006 17:36


Цитата:
От пользователя: VVP™

ты сам то четал чо выложил?

я всегда читаю то что выкладываю
  |  Поделиться:  
Re: культур-мультур   #1599064  наверх
Автор: Митяйич 
Дата:    7 августа 2006 17:41


Цитата:
От пользователя: civic

я всегда читаю то что выкладываю

Начитаный малый, однако! :-)
  |  Поделиться:  
Re: культур-мультур   #1599067  наверх
Автор: civic21
Дата:    7 августа 2006 17:41


Цитата:
От пользователя: Митяйич

Начитаный малый, однако!

неа:-)
  |  Поделиться:  
Re: культур-мультур   #1599086  наверх
Автор: VVP™ 
Дата:    7 августа 2006 17:46


Цитата:
От пользователя: civic

я всегда читаю то что выкладываю

обозначь тогда тезисно, чо нам читать стока букав
  |  Поделиться:  
Re: культур-мультур   #1599094  наверх
Автор: civic21
Дата:    7 августа 2006 17:48


Цитата:
От пользователя: civic

Дело даже не в том, что наша речь неправильна. Дело в том, что наша нынешняя речь не предполагает уважения к собеседнику. То есть мы не хотим, чтобы он уважал нас за грамотность. Пусть уважает за что-то другое — за деньги, например, или за умение поставить этого собеседника на место. Знание орфографии, свободное владение цитатами, связная и богатая речь перестали быть критериями, по которым оценивается собеседник. И это самое серьезное последствие общественных перемен последнего двадцатилетия. Дело тут, как вы понимаете, не только в нищенской зарплате учителей словесности, а в нищенском статусе словесности как таковой, вне зависимости от госсубсидий.

Впрочем, остались еще люди, для которых грамотность по-прежнему нечто вроде пароля, а знание наизусть тысячи стихов — вполне достаточный аргумент, чтобы влюбиться в этого знатока. Только количество этих людей вернулось к уровню, скажем, XVIII века — когда интеллигенция только-только начинала формироваться.

Ну и нормально. Не худший был век. Может, он был еще и получше, чем времена поголовного страха и столь же поголовной грамотности. "
  |  Поделиться:  
Re: культур-мультур   #1600617  наверх
Автор: Dr.Fast 
Дата:    8 августа 2006 09:28

Ну хз, я почти ни одного правила не знаю со школы, но всегда говорил и писал грамотно, и читать очень люблю. Грамотность речи очень много, на самом деле, говорит о человеке. Бывает услышишь кого-нибудь в первый раз... и второго даже дожидаться не хочется. И, кстати, чтение классической прозы и поэзии дает неплохой задел для красивой, интересной речи.
  |  Поделиться:  
Re: культур-мультур   #1600705  наверх
Автор: Медвежий Пастух 
Дата:    8 августа 2006 10:03

в топку .... много букв ...
  |  Поделиться:  
Re: культур-мультур   #1600718  наверх
Автор: Olstera 
Дата:    8 августа 2006 10:07

вот вопрос: ну что с этим делать-то? есть проблема, да. что делать? я могу своего ребенка воспитать так, чтобы и его кругозор, и его начитанность позволяли ему видеть собственные ляпы в письменной речи и препятствовали появлению их в устной.
ну а коли существуют личности, претендующие на звание культовых ;-) и заявляющие при этом:

Цитата:
От пользователя: Митяйич

думаю что от многих правил в русском языке и вправду нужно отказаться, они сцуки только время отнимают, сначало на изучение их, а затем на их применение! Нинужны они ниразу.

в шутку ли, всерьез - не знаю, но как дальше жить, дорогая редакция! (с) я же не могу воспитать ВСЕХ детей!!! что делать-то - пусть аффтар скажет, иначе нафига он постил-то это?)))
  |  Поделиться:  
Re: культур-мультур   #15444238  наверх
Автор: Е1.RU   (О пользователе)
Дата:    4 августа 2015 11:51

Тема автоматически закрыта.
  |  Поделиться:  
Список Тем  |   Поиск  |   Правила  |   Статистика  |
Обсуждение этой темы закрыто модератором форума

 Мой E1 
 
Вход для зарегистрированных пользователей:
E-mail:
Пароль:
Если Вы не зарегистрированы, то добро пожаловать на страницу регистрации.
Если Вы зарегистрированы, но забыли пароль, Вы можете его запросить.

Развернуть блок
 Погода