Николаус Отто, построивший в 1878 году первый четырехтактный двигатель внутреннего сгорания, несомненно дал большой толчок
автомобилестроению. Однако не менее важным было и изобретение Карлом Бенцем в 1885 году автомобиля с ДВС.
Впрочем, этот факт трудно назвать неоспоримым: множество ученых и инженеров из разных стран пришли к самодвижущемуся экипажу с двигателем внутреннего сгорания почти одновременно.
Например, австриец Зигфрид Маркус в 1883 году и немец Готтлиб Даймлер в 1886. Тем не менее, главным новатором принято считать именно Бенца. Кстати, первый одноцилиндровый ДВС его ?Моторвагена? развивал меньше одной лошадиной силы.
Первым серийным легковым автомобилем с дизельным
двигателем стал Mercedes-Benz 260D в 1936 году. Турбодизель появился почти на 40 лет позже: в 1979 году ?пионером? стал Peugeot 604.
==========================
Фары, стартер и зажигание
Когда: 1912 год
Где: Cadillac Model 30 Self Starter
Все эти совершенно привычные для современного автомобиля атрибуты появились больше века назад, в 1912 году, на одном и том же автомобиле ? Cadillac Model 30 Self Starter (?самозапускающийся?). Причем в его фарах стояли лампы уже с надежной вольфрамовой нитью.
Благодаря этой машине
водители забыли об ацетилене и карбиде, о неэффективных лампах с угольной нитью накаливания и о ?кривом стартере?, использовавшемся для запуска двигателя раньше. Кроме того, есть мнение, что именно стартер ?убил? зарождавшийся в то время рынок электромобилей ? ведь до этого эксплуатировать
автомобиль с ДВС было не так просто.
====================
Коробка передач
Когда: 1898 год
Где: Renault Voiturette
24 декабря 1898 года Луи Рено принял вызов проехать на своем Voiturette вверх по крутой парижской улице Рю Лепик, что
на Монмартре. Благодаря наличию коробки передач у него это получилось ? и он тут же получил первые 12 заказов на свою ?повозку?.
В 1899 году Луи вместе с братьями основал компанию Renault Freres, которая наладила выпуск модели Voiturette Type А, оснащенной достаточно мощным по тем
временам (1,75 лошадиной силы) двигателем ?Де Дион-Бутон? и первой в мире коробкой передач (три вперед, одна назад). Схема прямой передачи с карданным валом до сих пор используется на заднеприводных автомобилях.
Наиболее распространенный в наше время передний привод придумали
американцы еще в 1929 году, воплотив идею на автомобиле Cord L29. Но по-настоящему массовое производство переднеприводных автомобилей началось только во второй половине прошлого века
===============
?Автомат?
Когда: 1939 год
Где: Oldsmobile Custom
8 Cruiser
Неудивительно, что ?автомат? изобрели ленивые американцы, живущие в стране прямых, как стрела, хайвеев.
Первыми счастливцами в 1939 году стали покупатели модели Oldsmobile Custom 8 Cruiser, серийно оснащенной четырехступенчатой трансмиссией HydraMatic
с гидромуфтой.
Как и в случае со стартером и фарами, все эти нововведения появились на одной машине, причем
одновременно ? это была Lancia Lambda.
На ?Лямбде? впервые был использован несущий кузов, впервые применены барабанные тормоза на всех колесах (для заднеприводных автомобилей), а также независимая подвеска передних колес. Всего было продано около 13 000 экземпляров Lancia Lambda.
Полноприводным автомобилем с двигателем внутреннего сгорания ? Spyker 60 НP ? появился намного раньше, в 1903 году. Между прочим, с блокировками всех трех дифференциалов.
============================
Гидроусилитель
Когда: 1951 год
Кто:
Chrysler Crown Imperial
В первой четверти XX века года крутить ?баранку? помогали только бицепсы ? никаких усилителей предусмотрено не было. Позднее, в 30-х годах, появились сложные и шумные пневмосистемы, которые облегчали участь водителей, но особого комфорта не обеспечивали.
И лишь в 1951 году корпорация Chrysler приладила к своему огромному фешенебельному седану Chrysler Crown Imperial первый в мире гидроусилитель Hydraguide. В Европе ГУР впервые появился у французов, на модели Citroen DS 19 в 1954 году.
======================
Дисковые тормоза
Когда: 1958 год
Где: Citroen DS 19
Тот же самый Citroen DS 19, но четырьмя годами позже, в 1958-м, стал ?пионером? еще в одной области: автомобилей с дисковыми тормозами.
На этом, кстати, список нововведений DS 19 не
заканчивался: у него был передний привод, отличная аэродинамика (Сх=0,3), гидропневматическая подвеска всех колес и руль с единственной спицей. Неудивительно, что в первый же день продаж Citroen получил 12 000 заявок на новую модель.
=============================
?Поворотники?
Когда: 1939 год
Где: Buick Roadmaster
Возможно, если бы все современные водители знали, через что пришлось пройти автолюбителям с начала XX века, чтобы наконец-то достичь привычных нам электрических ?поворотников?, то они бы использовали
их чаще.
Сначала были специальные фонарики, потом механические указатели в виде стрелочек, указывающих направление движения, и лишь в 1925 году Эдгар Вальтц запатентовал современный ?поворотник?. Но появиться на серийных автомобилях ему было суждено только через 14 лет ? после
истечения срока патента. Первым автомобилем с указателями поворота стал Buick Roadmaster 1939 года.
=====================
?Дворники?
Когда: 1903/1917/1926 годы
Кто: Bosch
Женский вклад в
историю автомобильной безопасности ? ?дворники?. Зимой 1903 года американка Мэри Андерсон, наблюдая за мучениями своего водителя в сильный снегопад (ему постоянно приходилось выбегать из машины и протирать стекло), не выдержала и придумала механический привод, который и запатентовала. В 1917 году
?дворники? с электроприводом запатентовала еще одна женщина ? Шарлотта Бриджвуд. Несколько лет ее изобретение пролежало на полке, пока в 1926 году его не присвоила себе фирма Bosch. В том же году электрические ?щетки? появились одновременно на огромном количестве автомобилей разных марок.
==================================
Трехточечные ремни безопасности
Когда: 1959 год
Где: Volvo PV 544
Конечно, кто еще, если не ?Вольво?? Шведская компания едва ли не с момента своего появления уделяла огромное внимание безопасности
своих автомобилей, совершенствуя конструкцию кузова и систем безопасности, и проводя большое количество краш-тестов.
Несмотря на то, что ремни использовались человечеством в различных областях еще с конца позапрошлого века, именно Volvo принадлежит тот самый механизм, который сейчас
спасает жизни многих людей при аварии ? трехточечный ремень безопасности. Впервые это устройство появилось на автомобиле Volvo PV 544. До этого существовали простенькие двухточечные ремни, однако сравниться по эффективности со шведским изобретением они не могли.
========================
Кондиционер
Когда: 1939 год
Где: Packard Twelve Sedan
В наше время даже бюджетные автомобили щеголяют климатическими системами. Однако первый в мире автомобиль с кондиционером был представлен лишь в 1939 году на
Автомобильной выставке в Чикаго. Это был Packard 12.
Стоимость опции составляла 274 доллара: в то время ? более трети цены нового полноразмерного легкового автомобиля! Для включения кондиционера водитель должен был заглушить двигатель и вручную установить ремень на шкив компрессора.
Помимо агрегатов, расположенных под капотом, сам ?холодильник? занимал половину багажника и со своей задачей справлялся крайне неэффективно.
Первые аудиосистемы в автомобилях стали появляться в 30-е годы прошлого века. В США в 1930 году за 110 долларов начались продажи радиосистемы
Motorola, в Германии в 1932 году на машинах Studebaker появилась ?музыка? Blaupunkt, а спустя год в Великобритании радио получили автомобили Crossley.
====================
Навигация
Когда: 1981/1995 год
Где: Honda Accord и Vigor
?Да в моей ?японке? такое уже 20 лет назад было?, ? это самая распространенная фраза, которую можно услышать от любого фаната праворульных иномарок. Так и есть ? многие ?гаджеты? и электронные системы, которыми мы пользуемся сейчас, впервые появились на японских машинах, продаваемых на местном
рынке. Например, навигационная система.
Первые навигационные приборы для автомобилей появились совсем недавно ? около 30 лет назад. Новаторами стали японцы из фирмы Honda, предложив в качестве опции для своих моделей Accord и Vigor в 1981 году навигационную систему Electro
Gyrocator, которая работала? без GPS! И вообще без какой-либо привязке к спутникам.
Чтобы воспользоваться навигатором ?Хонды?, водителю нужно было взять специальную пластиковую карту местности и поместить курсор на место текущего положения, а дальше встроенный гироскоп
определял направление перемещения автомобиля и его скорость, а ?навигация? вычерчивала маршрут. Сложно. И очень дорого для того времени ? четверть цены того же Аккорда.
Первая же встроенная навигация для автомобиля с GPS появилась в 1995 году на автомобиле Oldsmobile 88.
Первое подобие навигатора ? Plus Fours Routefinder ? появилось еще в 1920-е годы. Это была бумажная скрутка карты между деревянными палочками, которые вращались вручную. Спустя десять лет появился прибор IterAvto, который делал то же самое, но уже автоматически, в зависимости от скорости
движения.
===========================
Подушки безопасности
Когда: 1971/1972 год
Где: Ford Taunus 20М P7B и Oldsmobile Toronado
В 1967 году изобретатель из США Аллен Брид придумал шариковый сенсор для определения
столкновения автомобиля, который стал ключевым элементом новой системы безопасности ? надувных подушек.
Это была весьма востребованная инновация ? казалось бы, теперь можно не пристегиваться! Впервые она появилась на опытной партии автомобилей Ford Taunus в 1971 году. Первым же
серийным автомобилем с подушками безопасности годом позже стало купе Oldsmobile Toronado. Но широкое распространение ?подушки? получили только в средине 80-х годов. И да ? пристегиваться все же необходимо.
========================
ESP
Когда: 1995 год
Где: Mercedes-Benz S 600
Компания Bosch с начала 90-х готов пыталась заставить электронику исправлять ошибки водителя. Работы над созданием системы стабилизации (или системы курсовой устойчивости) привели к тому, что в 1995 году ESP впервые появилась
на серийном автомобиле, которым стал самый шикарный седан из Штутгарта ? Mercedes-Benz S 600 в монументальном кузове W140.
Сейчас Bosch является крупнейшим поставщиком датчиков и управляющей электроники системы стабилизации, которая в зависимости от бренда может называться по-разному:
DSC (BMW), ESP (Mercedes-Benz), VSC (Toyota) и так далее. Однако ее суть остается одинаковой: помочь исправить ошибку водителя и не допустить развития заноса или сноса автомобиля. Кроме того, современные системы умеют бороться с угрозой переворота на высоких машинах ? например, на внедорожниках.
=======================
АБС
Когда: 1966 год
Где: Jensen Interceptor FF
Первые попытки внедрения антиблокировочной системы на автомобилях были предприняты еще в 50-х годах, когда она уже активно использовалась как
на железных дорогах, так и в авиации. Но первый автомобиль с АБС появился только в 1966 году ? им стало британское полноприводное купе Jensen FF, которое стоило сумасшедших денег и в итоге разошлось по миру смехотворным тиражом в 320 штук.
В конце 60-х ? начале 70-х АБС
обзавелись американские купе Ford Thunderbird, Lincoln Continental, Oldsmobile Toronado, Chrysler Imperial, Cadillac Eldorado и японский ?членовоз? Nissan President. В Европе электронную АБС от Bosch одновременно применили BMW и Mercedes-Benz в 1976 году на своих флагманских моделях ? 7-серии и
S-классе. Именно датчики АБС и ее исполнительные механизмы использует для своей работы система стабилизации.