В сентябре собрались идти в садик. Сейчас малышу 1, 3 месяца, врач сказала нужно к садику ребенка готовить закаливанием. Поделитесь, у кого какой опыт в этом есть?
Сама перврго сына отдала в апреле-болел много по началу, второго сына -в сентябре, совсем почти не болел-после лета, солнца, овощей-фруктов им лучше.
Только в группе было холодно до включения отопления, носили заасную одежду.
У меня сын пошел в садик в 4 года (в прошлом сентябре). За это время болел всего 3 раза.
Специально его никак не закаляла. Просто у нас дома зимой очень тепло, поэтому форточки открыты всегда. Бегает босиком. Купается в ванной каждый день. Иногда делаю ему после купания "прохладный дождик". На
улице стараюсь не кутать. Каждый день даю кефир (бифидок, ряженку), соки, причем прямо из холодильника: наливаю и он сразу пьет.
Вот отрывки из Книги Комаровского "Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников" (раздел "закаливание"):
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ – повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной
или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, «хватит нянчится, пора закаливать» искренне надеются получить в этой главе четкую программу действий – в воде какой температуры и сколько
времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может.
Наши задачи совершенно иные.
Во-первых, объяснить суть
закаливания, его цели и способы их достижения.
Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название «закаливающие процедуры», взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни,
которые носят название «простудных заболеваний». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой,
совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными – собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз – невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые
мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам Природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий – провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникает лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки
попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей
среды. Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному
сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является, чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, – движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате
+17 С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой Природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не
угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами Природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не
надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией,
так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека – неважно взрослый это или ребенок – постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая – факторы естественные (природные) –
знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая – факторы цивилизации – место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т.д. и т.п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для
человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много – принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное
ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы. Логичное следствие – многократное повышение устойчивости организма, снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно
жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении – школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток
бытовой химии.
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни, весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять.
1. Двигательная активность. В школу
пешком, или может одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино, или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья – шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную
уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?
2. Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем
переохлаждение.
3. Питание. Аппетит, как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и, как эквивалент энергозатрат, в частности. Не хочет есть, значит не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).
Совершенно особый вопрос – посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик
заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа – источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу
надеяться. Но не тут то было…
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема «закаливание»! А закаливание тут причем?
Очень даже причем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка – отличница. Она
много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий
гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать, и был поддержан на семейном совете (пять голосов «за», теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра
«Закаливание». Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица, - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали – начали с 34 С, каждую неделю температуру воды снижали на 1, дошли до 30, но в классе у всех был грипп, а в
книге написано – в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34… В принципе, закаливать оказалось очень даже просто – какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, – с одной
стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой – очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры, взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют.
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания. Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет
болезненно реагировать. Из теории – практический способ закаливания – сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги – болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3
минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
В подавляющем большинстве случаев, «закаливающие процедуры» не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей.
Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы – мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять?
Закалять, но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня,
интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные для исполнения: – гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить
возможность одеваться самому (самому выбирать количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть
накопители пыли, каждый день – влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух – не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из
водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:
1. Систематичность – раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;
2. Постепенность – плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;
3. Учет индивидуальных особенностей – возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.
Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам
ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания – родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических
факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней, – если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа – «благополучно» заболеет, как и остальные «незакаленные». Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и
продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное.
РЕБЕНОК НЕ НУЖДАЕТСЯ В ЗАКАЛИВАНИИ.
РЕБЕНОК НУЖДАЕТСЯ В ЕСТЕСТВЕННОМ, ГАРМОНИЧНОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.
Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем
воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната – в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят
плоды в виде целого букета болезней.
Книга Комаровского "Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников" в одно время стала нашей настольной книгой
мы тоже придерживаемся его рекомендаций, нам сейчас 9 мес., ни разу не болели, нос один раз только заложило (аллергия
на цветение),
бабушки/дедушки сначала в полуобморочном состоянии были от нашего "бесчеловечного" обращения с ребенком, а теперь смирились :-)
мы тоже придерживаемся его рекомендаций, нам сейчас 9 мес., ни разу не болели,
А вот мы как раз до года много болели :-( . Просто нам "повезло" попасть сразу после роддома в больницу. А там детей очень кутали, воздушных ванн не
устраивали, прогулок не было, купаний - тоже. Еще и антибиотиками накололи.
Так что иммунитет постепенно востанавливали. После года он уже реже стал болеть, а сейчас в группе - среди самых редкоболеющих детей :-).
А еще нам в больнице прогнозировали инвалидность (по опорно-двигательному
аппарату). А мы взяли и не стали сажать ребенка в манеж, и он у нас с 5 мес начал жить "половой" жизнью. А в 1,5 года купили ребенку спорткомплекс и не охали, когда он забирался под потолок или изображал обезьянку. И ботиночки с жестким задником не стали надевать дома (хотя нам это очень
рекомендовали - у него был неправильный разворот стопы). Бегал - и сейчас бегает, - босиком. Не скажу, что все прошло без следа. Но врачи ожидали гораздо худшего.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)