С древних времен Новый год - главный праздник у большинства народов земного шара. Каждый народ использовал собственную датировку нового года, как правило, связанную с каким-либо историческим или мифическим событием. Египтяне вели отсчет с начала
правления каждой династии, римляне начинали отсчет от 753 года до н.э. - от основания Рима, евреи - от сотворения мира, который они датировали 3761 г. до н.э., а александрийская хронология считала датой сотворения мира - 5493 г. до н.э. Почти всегда празднование нового года сопровождалось
ритуально-магическим обрядами и ритуалами, отголоски которых сохранились и до наших дней.
До реформы календаря новый год в России отмечался 1 сентября согласно применявшейся византийской системы летоисчисления, по которой счет производился «от Сотворения мира», т.е. от 1 сентября 5509
года до н.э. Царь ПетрI, стремившейся всеми силами европеизировать Россию, своим указом от 15 декабря 1699 года установил начало года на Руси с 1 января и западноевропейскую эру от «Рождества Христова». Вот как звучит указ царя в оригинале:
«Великий государь указал сказать: известно ему
великому государю не только, что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волоки, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша
православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от рождества Христова осьм дней спустя, то есть генваря с 1 числа, а не от создания мира...»
Итак, после 31 декабря 7208 года «от Сотворения мира» в России, благодаря стараниям ПетраI, наступило 1 января 1700 года от
«Рождества Христова», т.е. летоисчисление стало датироваться с момента рождения Иисуса . Однако привязывать начало нового года с рождением Иисуса было бы, мягко говоря, не совсем этично и правильно. Ведь сам Иисус , его апостолы, а также ранние христиане в первые два века не праздновали новый год,
а обряды, связанные с ним, считали язычеством и сатанинским действом! Более того наука не знает достоверных источников, проливающих свет на точную дату рождения Иисуса . Возникает вопрос: откуда же появились эти цифры - 7 января, празднуемое православной церковью по юлианскому календарю и
католической - 25 декабря по григорианскому календарю? Если, как было уже сказано, древняя Христианская церковь не знала этих дат, и, естественно, никаким образом их не праздновала. Для ответа на этот вопрос необходимо проделать краткий экскурс в историю.
Константин и Бог Солнца
В 313 году императоры Рима Константин Великий и Лициний опубликовали совместное послание о свободе вероисповедания. Отныне были прекращены всякие гонения на христиан во всей империи. Наконец-то исчезла страшная угроза полного уничтожения, так долго дамокловым мечом висевшая над
христианскими общинами. Но возникала новая и опасная проблема. Ранее - в период гонений - в рядах христиан оставались лишь искренние и глубоко верующие люди, воспитывались такие качества, как стойкость, искренность, братская любовь, самопожертвование. Ранее соблюдалась четко различимая грань - между
христианством и языческой культурой Рима. Теперь же в христианские общины хлынул поток безразличных к религии разного рода политических честолюбцев, ханжей и лицемеров. Ведь Константин не переставал осыпать христианское духовенство милостями и даровал им огромные привилегии. Естественно, не за
красивые глаза и уж, конечно, не из религиозных порывов и побуждений, ибо сам император так и остался всю свою жизнь язычником. Он просто пришел к мысли, что вместо того, чтобы бороться с христианством, лучше использовать его в интересах государства. Так церковь оказалась на службе у государства, а
граница между христианством и языческим культом стала неуклонно размываться. Константин уже прямо вмешивался во внутрицерковные дела, направляя христианство в нужное ему русло. В итоге количество христиан увеличивалось, но вера все более опошлялась, будучи руководимая язычником.
И все
же не взирая на религиозные реформы и давление сверху, среди населения империи, особенно в среде сельских жителей, продолжали господствовать старые, языческие верования и обряды. Именно поэтому латинское слово «paganus», буквально означающее «сельский житель», стало употребляться в смысле «язычник»,
«нехристианин», а отсюда происходит и русское слово «поганые», что первоначально означало всех нехристиан.
Одним словом, надо было что-то срочно предпринимать. Христианское духовенство, к сожалению, не удержавшееся перед соблазнами мирских благ и назойливым патронажем Константина, стало
объявлять христианскими ранее презираемые Иисусом языческие культы, таинства и обряды! Церковь всего лишь производила замену имен языческих богов на имена христианских святых, привязывала языческие даты к церковному календарю, пытаясь таким образом вытеснить культ язычества из сознания и быта
людей, а тем самым подчинить население империи единому наместнику Христа - императору. К чему же все это привело?
В римской империи пышно праздновался праздник рождения персидского богочеловека Митры - одно из олицетворении солнца. Поэтому он и отмечался в день зимнего солнцеворота, а
именно - 25 декабря. В то же время Митра считался спасителем. В языческом культе богочеловека Митры существовал известный обряд причащения хлебом и вином, в котором язычники вкушали плоть и кровь бога, продолжая древнюю традицию богоедения. Духовенство, желая во чтобы то ни стало вытеснить
всенародный языческий праздник Митры, своим указом в 354 году официально назначает 25 декабря - днем рождения Иисуса (мир ему), хотя как уже было сказано, ни сам Пророк (мир ему), ни его апостолы, ни древняя христианская церковь не знали и не праздновали такой даты. Так появилась дата «Рождества
Христова», искренне воспринимаемая сегодня многими верующими как дата рождения Пророка Исы (мир ему).
Помимо праздника богочеловека Митры существовали аналогичные культы Осириса (Египет), Орфея (Греция), Аттиса (Рим), Дусара (Аравия), Таммуза (Вавилон). В январе население Греции
отмечало праздник умирающего и воскресающего бога - Диониса - спасителя людей. А на Руси существовали религиозно-магические обряды и языческие праздники, также удачно слившиеся с новогодним праздником, к примеру, святки, падающие на время зимнего солнцестояния (рождественско-новогодний цикл).
Итак, новый год, который мы так часто именуем рождеством Христовым, согласно объективным историческим сведениям, никакого отношения ни к самому Пророку Иисусу (мир ему), и ни и к его рождению не имеет. Новый год, который мы так весело празднуем, имеет чисто языческие корни. Смысл
празднования нового года у всех народов был абсолютно одинаков: путем магических действий, человеческих и животных жертвоприношений умилостивить богов, и тем самым обеспечить благополучие и счастье для всей семьи в наступающем году.
Бог Клаус и Мокошь
Петр I установил не
только начало года с 1 января, он еще повелел жителям Москвы украшать в новогоднюю ночь дома сосновыми ветвями и деревьями: «...А в знак того доброго начинания и нового столетного века в царствующем граде Москве... учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых...» Указ
царя повелевал также поздравлять друг друга, разжигать в новогоднюю ночь костры («огненные потехи») и «учинить стрельбу».
Думается, если бы царь-батюшка воскрес, то был бы поражен тем, как ревностно исполняется его указ на протяжении уже 300 лет, особенно в отношении «учинения
стрельбы» и уничтожения хвойных деревьев. И все же царь в своем указе не был оригинален и не стал изобретать велосипед. Как бы банально не звучало, но все новое - это давно забытое старое.
Праздники нового года, всегда неразрывно связанны с аграрным языческим культом - поклонению богам
плодородия и обилия. Например, население Египта в январе ежегодно праздновало смерть и воскресение бога плодородия Осириса, который представлял собой один из вариантов древнего земледельческого культа умирающего и воскресающего духа растительности. Язычники всегда отмечали наступление нового года
пышными пиршествами, так называемыми обрядовыми кушаньями: пироги, блины, вареные яйца, надеванием чистых одежд. Из заготовленных кушаний приносили жертву богам или земле. С этим и связаны современные приготовления к новому году, когда человек готов потратить последние деньги и остаться без гроша,
но лишь бы справить новый год. Главное не разгневать богов (сегодня - людей). Практически всегда аграрные культы сопровождались обрядовыми плясками и танцами, которые составляли часть церемоний при празднествах нового года. Нередко в ритуальных танцах преобладали пляски в масках. Новогодний маскарад
- происходит именно от праздников в честь земледельческого цикла, отмечаемого в Европе, который сопровождался плясками, шествиями и уличным маскарадом. Покровители земледелия встречались, естественно, и у славян. Колядки - песни исполняемые на новый год, происходят от имени Спаса Коляды, славянского
мифологического существа. В свое время колядки - были гимны в его честь. А хвойные ветви, согласно языческим поверьям многих народов, должны были отгонять своими колючими и острыми иглами злых духов и демонов, которые могли испортить праздник и навести порчу. Интересно, что мордвины, отмечая
праздник, вешали на дерево корзинки с едой для богов, что невольно ассоциируется с украшением елок в канун нового года.
Санта-Клаус, он же дед-мороз, принявший облик святого Николая чудотворца, (который якобы любил делать сюрпризы в канун нового года) скорее всего тоже в прошлом был
одним из богов, приносивших удачу и обилие в канун нового года или земледельческого цикла. К примеру, в древнем Риме почитался семейно-родовой покровитель - бог Клаус, который мог превратиться в объект общегосударственного культа, что нередко случалось в Римском государстве. А впоследствии
превратиться в Святого-Клауса, а далее по цепочке - в Святого Николая. К примеру, Перун, славянское божество грозы, принял имя Ильи Пророка, а бог скота Велес - стал святым Власием. Так что сегодняшний белобородый святоша Клаус, благородно разгуливающий с подарками для детишек (правда не
бесплатно), вполне мог быть в древности языческим богом, к которому взывали люди, прося удачу и принося на алтарь жертвы.
Откуда же взялась Снегурочка? Надо отметить, что часто у богов плодородия в языческом культе обязательно присутствовала мифологическая партнерша или супруг - богиня
плодородия (как, например, в Вавилонии и Египте). А у древних хеттов богиня плодородия известна как Великая матерь, партнером которой являлся Аттис. Интересно, что согласно мифу юный и прекрасный Аттис оскопил себя, чтобы избежать любовных преследований богини-матери и умер под сосной. Поэтому
сосна считалась священным деревом. Так что царское указание «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых» - с воздуха не взято, не на пьяную голову написано, а основывается на древних языческих культах. Кстати, потом Аттис все таки был воскрешен любившей его богиней. И все это - стало
мифологической основой ритуала смерти и воскрешения Аттиса, совершая который жрецы при огромном скопление народа восклицали: «Аттис воскрес!» Культ этих божеств практически всегда был оргиастическим, включающий в себя храмовую проституцию и ужасное самооскопление жрецов. Возвращаясь к Снегурочке, и
учитывая, что среди многочисленных славянских божков было и женское божество Мокошь, можно быть полно уверенным в том, что партнерша Деда Мороза - одна из бывших богинь плодородия или земледельческого культа, воскрешающая зимой и умирающая весной, тая под лучами солнца.
По большему
счету, празднование нового года, которое как всегда превращается по словам Аристотеля в «добровольное сумасшествие», а другими словами - в массовое опьянение и запои, сильно напоминает вакханалию - празднование в честь фракийско-фригийского бога вина - Вакха, которое обычно выливалось в различные
излишества, оргии и постыдные действия. Интересно, что в 186 году до н.э. римский сенат был вынужден даже запретить вакханалии, следствием которых становились бесчинства и разврат. Сенат привлек к суду до семи тысяч участников этих религиозных оргий, и более половины поплатились жизнью.
Мы и Реальность
Как бы грустно ни было, хотим мы этого или не хотим, но прошли тысячелетия, а мы все также бессмысленно празднуем день рождения языческого богочеловека Митры, прививаем нашим детям никчемно-горячую любовь к полумифическому Николаю чудотворцу (Санта-Клаусу), к
которому они обращают свои заветные мечты, желания и просьбы, учиняем массовые вакханалии в честь бога вина Вакха, устраиваем вокруг елок ритуально-обрядовые пляски и магические шествия, превращая для этого в пустыни огромные площади лесных массивов, то ли слепо следуя указу царя-батюшки, то ли
отвечая инстинктивным позывам - защититься с помощью их «колючих способностей» от демонов и порчи. И если бы увидел пророк Иисус (мир ему), новогоднюю вакханалию, учиняемую людьми якобы в честь его рождения, то ужаснулся бы...
Всякий праздник по своей сути и предназначению призван
нести людям духовный, положительный заряд, а также приносить и материальные выгоды хотя бы бедным слоям общества. Празднование же нового года приносит людям многочисленные психологические травмы благодаря повальному употреблению спиртных напитков, естественным продолжением чего становится огромное
число заболеваний, несчастных случаев и летальных исходов. Неужели ради того, как говорил Герцен, чтобы оглушиться, забыться, получить искусственное веселье, и «...это оглушение и раздражение тем больше нравится, чем меньше человек развит и чем больше сведен на узкую, пустую жизнь...» А не слишком
ли дорогая цена за искусственное веселье?
Это не говоря уже об огромных материальных убытках, принимая во внимание тот факт, что наши соотечественники любезно взвинчивают цены до потолка практически на все продукты. Ради чего же эти психологические травмы и колоссальные затраты? Для
чего все эти жертвы? А может жертвоприношения? Неужели лишь для того, чтобы удовлетворить крокодиловый аппетит продавцов вино- водочных изделий и вечнозеленых деревьев - они, пожалуй, единственные, кто получают ощутимую выгоду от празднования рождества Митры.
Мы часто делаем что-то, не
задумываясь о том, нужно ли это нам. Мы делаем ЭТО, потому что ЭТО делают все; потому что люди (в прошлом боги) могут не понять, одним словом - постольку поскольку... Мы сознательно строим всю свою жизнь по шаблону «так делают все», прожигая свое время для других и мало задумываясь о смысле наших
поступков и своего Я в этой скоротечной жизни. Очень скоро мы умираем, конечно, со всеми причитающимися в таком случае обрядами, смысл которых для нас точно также абсолютно неясен. Зато так делают все.
А зачем нужен был Я? А для чего Я жил? Для чего Я вообще появился на свет и куда Я
ухожу? Как бы больно это не звучало, но для многих людей ответом на этот вопрос служит мертвое и бессмысленное ПОСТОЛЬКУ ПОСКОЛЬКУ так жили все.
...Как–то в последние годы очень заметно, что в России в конце декабря – первых двух неделях января жизнь прекращается. В смысле, жизнь трезвая. Множество людей на работе и дома, а также в виртуальном мире СМИ, телевидения и радио, живут в ожидании, а то и прямо в состоянии … нет, даже не праздника,
а какой-то большой попойки. Признаюсь, что в советские годы три- четыре дня Нового Года рождали большее ощущение праздника, чем ныне, когда мы узнали западное Рождество и вспомнили, что в России существует и старый стиль. В результате, всеобщую гульбу растянули аж на три недели, а, если и дальше
следовать такой логике, то можно увлечься ещё на несколько месяцев, вплоть до самого китайского лунного новогодья.
В праздниках вообще, конечно, ничего плохого нет, но вызывает непонятные и неприятные ощущения прямое навязывание способа их проведения как бешеной гулянки с большими
дозами алкоголя. Предновогодние пресса и эфир буквально забиты информацией о том, кто из известных личностей, где и сколько выпил, даются советы о том, как смешивать те или иные горячительные напитки во избежание похмелья и т. п. И это притом, что информационная среда России и без того донельзя
пропитана перегаром.
В этой связи, однако, никто не задумывается, что ведь мы живём в демократическом обществе, где люди, в первую очередь, разные: дети и взрослые, мужчины и женщины, олигархи и учителя, а также мусульмане, христиане, буддисты. Поэтому навязывание всем без разбора
какой-то одной линии поведения, скажем так: плохо. ...Так вот, по наблюдениям последних лет, начиная с 24 декабря, нигде практически невозможно решить какой-либо серьёзный вопрос. У людей абсолютно нерабочее настроение и состояние, да ещё и подогретое алкоголем. И в таковом вот виде взрослое, а на
сегодня, к сожалению, не только, население России остаётся практически на три недели.
Это всего лишь частное, но самое красноречивое проявление одной из извечных российских проблем, сформулированное ещё князем Владимиром «Руси еси веселие пити, не можно без того быти». Кстати,
высказанное им в ответ мусульманам, призывавшим Древнюю Русь принять Ислам.
Тем не менее, в нынешней России двадцать миллионов мусульман, и поэтому пора бы неким образом проанализировать наше отношение к праздничным и вообще возлияниям, тем более, новогодне-рождественская неделя -
хороший повод о том подумать. ...
где люди, в первую очередь, разные: дети и взрослые, мужчины и женщины, олигархи и учителя, а также мусульмане, христиане, буддисты. Поэтому навязывание всем без разбора какой-то одной линии поведения, скажем так: плохо. ...
Их
кто-то заставляет?
Почему-то меня еще ни разу никто не заставил пить в Рамадан!
Не хочешь - не пей!
Или Вы предлагаете еще добавить попоек: мусульманских, буддистских, детских, олигархических, учительских?
Вообще не понял ваше деление...
Я вообще не понимаю, зачем валить в одну кучу новый год и Рождество Христово ?
У православных христиан вообще 31 декабря - рядовой день рождественского поста ( причем именно 31 декабря - сухоядение) и, соответственно, никакого пьянства. Дауд, Вы что-то спутали с чем-то...
Как правильно выпивать на Новый год
25.12.2003 (11:21)
Источник: Известия
Новый год, Рождество, Святки - впереди почти полмесяца праздной и праздничной жизни. Как их прожить, чтобы не было мучительно больно по утрам и чтобы не навредить своему здоровью? Что думают по этому
поводу медики?
В 1991 году французский ученый Серж Рено заявил в прямом эфире канала CBS, что алкоголь может быть не только вреден, но и полезен - он способен защищать сосуды от атеросклероза, а сердце - от инфаркта. Это доказали французы, обожающие жирную и калорийную пищу и редко
садящиеся за стол без бутылки. Явление, удивившее весь мир, получило название "французского парадокса".
Многие народы попытались преломить французский опыт на своей почве. У всех это получалось по-разному. В стране бурбона и коктейлей стало очень популярным красное вино. Но что
французу и американцу запросто, русскому - "квас". Так у нас любят называть сухие вина за недостаточную крепость и отсутствие приторной сладости. Мы пошли своим "ершистым" путем, объединив водку с пивом: белую у нас по-прежнему пьют без меры, а пиво становится вторым национальным напитком.
Повод для такого выбора дал сам открыватель "французского парадокса". Серж Рено приписал защитное действие именно этанолу - винному спирту. А поскольку водка является почти чистым спиртом, то многие и сочли ее главным эликсиром. О том, что доза должна быть почти гомеопатической, мы забыли.
Согласно официальным правилам здорового пития лучше принимать не более двух "дринков" чистого алкоголя мужчинам и одного - женщинам. Если учесть, что один "дринк" это всего лишь 14-15 миллилитров чистого спирта (или 45 мл водки), то такое питие нашему человеку покажется очень умеренным, а в
праздники просто неуместным.
Но главное даже не в этом. Сделав ставку на водку и пиво, мы промахнулись. Главные полезные компоненты оказались растворены в другом напитке - натуральном красном вине. Датский ученый Мартен Гронбек показал, что среди тех, кто потребляет вино в небольших
или умеренных количествах, смертность вообще и от болезней сердца и мозга в частности гораздо ниже, чем среди тех, кто принимает такие же дозы алкоголя, но в составе крепких напитков. У любителей пива показатели смертности были примерно такие же, как и у трезвенников... но существенно больше, чем у
тех, кто пил вино.
В последние годы в вине нашли компоненты, помогающие защищаться не только от болезней сердца и сосудов, но и от патологии легких, болезни Альцгеймера и даже от некоторых видов рака. Более того, сегодня медики позволяют себе осторожно говорить о полезности даже более
высоких доз вина. По разным данным, заболевания сердца и сосудов сокращаются на 20-60% при потреблении от двух до пяти 150-миллилитровых бокалов вина в день (то есть до бутылки вина в день, а не 1-2 "дринка", как рекомендуют официально). Конечно, праздничное питие лежит вне рамок даже такого
здорового потребления алкоголя. И уж тем более нецелесообразно экстраполировать эти дозы на крепкий алкоголь - в нем нет полифенолов. Но тем не менее практические праздничные рекомендации, сделанные на основе современной теории винопития, напрашиваются.
Поскольку у нас считается, что
приверженность одному напитку ослабляет похмелье, многие глушат только водку. Но новогоднее питие по своей сути смешанное - без шампанского не обойтись. И переход от игристого вина к тихому лучше, чем к водке. По сути, это классический переход от аперитива к вину, принимаемому в процессе трапезы.
Само тихое вино сначала может быть белым, а потом - красным. И это будет приятнее, полезнее и беспохмельнее, чем только водка.
Но совсем от крепкого алкоголя отказываться не надо. Коньяк, другие бренди, виски прекрасно пойдут на дижестив. Только пить их надо не "по-нашенски", залпом, а
с чувством меры и расстановки, смакуя. Точно так же можно пить и водку, но только хорошую. "Пейте водку понемногу, маленькими глотками, пытаясь почувствовать полноту ее ощущений", - советует Виктор Аксенов, разработчик нескольких водочных рецептур и известный дегустатор. Некоторым это может
показаться диким, ведь даже любители водки пьют ее залпом, чтобы она как можно быстрее и незаметнее проскочила сквозь глотку. Но на самом деле такой подход не только полезный (этим способом трудно перебрать), но и более естественный - так пьют "о де ви" во всем мире. А эти напитки ближе всего к
водке и самогону - тоже чистые дистилляты. Не случайно поэтому в Европе их называют "водой жизни" (так переводится "о де ви" и "аква вита"), а у нас - самогоном.
Что-то среди моих знакомых такого тоже не наблюдается. Давидка, срочно знакомьтесь с приличными людьми!
Донка, ничего удевительного,в вашем закрытом от общества психдинспансере праздники проходят исключительно под таблетку
антидепрессива и музыкой Мацарта.
Их кто-то заставляет?
Почему-то меня еще ни разу никто не заставил пить в Рамадан!
Не хочешь - не пей!
Или Вы предлагаете еще добавить попоек: мусульманских, буддистских, детских, олигархических, учительских?
Вообще не понял
ваше деление...
Не хочешь ли ты сказать что ты соблюдаешь Рамадан,может ты и муслим?))
Дело не в прямом понятии заставления а в косвенном. Взять детей.Дети с малого возраста видят культуру пьянства ,с детства в подсознание забивается что пить это нормально и полезно.Где
ограничения этому? В стране развита культура пития,в России выпивать это часть русской культуры,и это вбивается с малолетства каждому.
У православных христиан вообще 31 декабря - рядовой день рождественского поста ( причем именно 31 декабря - сухоядение) и, соответственно, никакого пьянства. Дауд, Вы что-то спутали с чем-то...
А кто сказал что русские верущие
христиане?? Не удачно пошутили скажу . 70%русских безбожники, остальные 20% лицимеры христиане а иные 10 а то и меньше, есть кто возможно желает вставать на путь Истины.
зачем нужен был Я? А для чего Я жил? Для чего Я вообще появился на свет и куда Я ухожу? Как бы больно это не звучало, но для многих людей ответом на этот вопрос служит мертвое и бессмысленное ПОСТОЛЬКУ ПОСКОЛЬКУ так жили все.
Миллионы людей на Земле уже не задаются такими вопросами.:-) Они знают, зачем они рождаются и почему должно умереть их физическое тело. Имя им - ХРИСТИАНЕ.:-) То, о чём Вы пишете - топтание на месте и позавчерашний день для многих. Мы молимся, чтобы как можно больше людей вышло из
"египетской тьмы"...
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)