Несмотря на наличие официального профессионального праздника, журналистская братия может похвастаться еще и негласным днем торжества пера. Первое апреля многие
годы стимулирует СМИ на творчество: в этот день в Интернете, газетах, на радио и телевидении отмечается бум сенсационных, невероятных и просто странных новостей.
Объектом фантазии веселых и находчивых журналистов может стать буквально кто и что угодно - от выдающейся доярки Маши до
первых лиц государства.
В этом году объектом розыгрыша стал президент России Дмитрий Медведев. Не успело нагрянуть 1 апреля, а СМИ уже распространили утку о пропаже президентского питомца - кота Дорофея. Как сообщило еженедельное издание "Собеседник" в вышедшем 28 марта
первоапрельском номере, к поискам пушистого друга главы страны подключили подмосковную полицию и волонтеров. Новость произвела фурор и стала одной из самых обсуждаемых в блогосфере, но уже через пару часов президент успокоил всех неравнодушных. "По поводу котэ. Из источников, близких к Дорофею,
стало известно, что он никуда не пропадал. Всем спасибо за беспокойство!", - написал в своем микроблоге Д.Медведев.
Зачастую доверчивая аудитория воспринимает такие сообщения с чрезмерной серьезностью, не распознав подвоха. А разобраться в достоверности первоапрельских новостей
профессиональных журналистов действительно бывает очень сложно.
Пятая нога для зайца, чумазые львы и вермишелевые плантации
Журналистская традиция устраивать читателям, слушателям, зрителям тесты на чувство юмора и сообразительность уходит корнями к далекому прошлому. В
17-м веке, когда человечество не вело ядерных разработок и не ведало о радиоактивной опасности, европейские газеты облетела новость о зайцах с "дополнительными" лапами. Для пущей достоверности новость сопровождалась изображением гравюры: якобы ушастые, побегав на обычных лапах, переворачивались на
спину и продолжали мчаться на дополнительных конечностях.
Одним из первых задокументированных розыгрышей в СМИ стала шутка британских журналистов в 1698г. В газетах туманного Альбиона появилась новость о том, что 1 апреля в Тауэре все желающие смогут принять участие в "показательном
умывании белых львов". Откуда эти львы и где они испачкались, авторы не уточняли, однако статья произвела фурор: у тюрьмы столпились сотни лондонцев.
Несмотря на чопорность, которую приписывает британцам весь мир, они вошли в историю благодаря своим розыгрышам в СМИ. Самой знаменитой
шуткой 20-го века стал материал "Би-би-си" о небывалом урожае макарон в Швейцарии в 1957г. В сюжете была подробно описана технология процесса возделывания макарон и секреты того, как избежать весенних заморозков.
Черненко онлайн, Ленин в Диснейленде и гранаты люкс для русской
мафии
В советских СМИ шутить было не принято: как говорится, тогда не было даже журналистики, а была пропаганда. Зато советский режим был неисчерпаемой темой для творчества западников. В 1982г. газеты из штата Огайо объявили, что они куплены ТАСС и опубликовали "официальные"
сообщения, что эта сделка является "началом экспансии советского медиагиганта на американский рынок СМИ". В следующем выпуске редакция намеревалась объяснить, что это шутка, однако работа была буквально парализована шквалом звонков: читатели обвиняли газету в приверженности коммунизму и выражали
уверенность, что скоро в США воцарится советская власть.
В 1984г., когда Интернета не существовало в природе, а имелась сеть Usenet, пользователи получили сообщение от генсека ЦК КПСС Константина Черненко (с адреса chernenko@kremvax.uucp). В
письме было сказано, что СССР намерен присоединиться к сети, чтобы "иметь возможность начать открытый диалог с людьми Америки и Европы". Когда об этом написали в газетах, возникла паника - было неясно, как советский лидер сумел подключиться к закрытой сети.
Не переставали смеяться уже
над Россией и в "лихие" 90-е: в 1995г. ирландская газета Irish Times написала о том, что Walt Disney ведет переговоры о покупке тела Ленина вместе с Мавзолеем: якобы вождя как достопримечательность компания намеревалась разместить в Диснейленде, а в Мавзолее планировала транслировать под
танцевальную музыку речи президента США Р.Рейгана.
В 1996г. российские СМИ включились в мировой процесс обогащения информационной картины утками и пошутили - правда, над собой. ИТАР-ТАСС опубликовало материал о новом виде оружия - ручных гранатах, инкрустированных бриллиантами. Их
предполагалось продавать русским гангстерам, которые желали "убивать красиво". Подчеркивалась эстетическая сторона убийства, совершенного с использованием гранат от-кутюр, поскольку они засыпают поверженного врага искрящимися бриллиантами.
Итоги 2011г.: М.Каддафи в Париже, штрафы для
сборной и возрождение ижицы
С каждым годом розыгрыши СМИ становятся все более изобретательными, а закаленная аудитория научилась распознавать розыгрыши и напрочь отказывается верить в творческую ересь. Но в прошлом году многим СМИ вновь удалось провести бдительную публику.
Без лишней скромности заметим, что одним из самых ярких выступлений на журналистском параде 1 апреля стал пассаж от РБК. В разгар ливийских событий информагентство разместило новость на злобу дня, в которой сообщалось, что армия Муаммара Каддафи вот-вот переломит ход военных действий и готовит
высадку в Сицилии. При этом "в случае успешного проведения операции ливийская армия сможет объединиться с итальянской оппозицией и двинуться на Рим с целью свержения правительства Сильвио Берлускони, а впоследствии и на Париж, где многие французы недовольны политикой президента Николя Саркози".
Несмотря на предупреждающий постскриптум "С Всемирным днем юмора, с 1 апреля!", многие читатели восприняли новость всерьез и развернули бурную дискуссию в соцсетях.
В первоапрельское сообщение газеты "Новые известия" футбольным фанатам хотелось верить, как детям - в Деда Мороза.
Журналисты издания, ссылаясь на конфиденциальные источники, написали, что игроков отечественной сборной скоро будут штрафовать "за плохую игру".
А интернет-издание 3DNews взбаламутило культурную часть российского населения, написав о намерении Министерства культуры ввести в России
дореволюционную орфографию. Согласно выпущенному ведомством приказу, введение ятя, фиты и ижицы должно завершиться через три года.
Первого апреля СМИ перепроверю
В некоторых странах безграничное чувство юмора журналистов регламентируется законом. В США - стране
обостренного чувства справедливости - работники СМИ обязаны предупреждать, где именно они шутят. В российском законодательстве таких уточнений нет, верить или нет в журналистские провокации - дело сугубо индивидуальное. Куда фантазия заведет отечественных акул пера в этом году, вряд ли известно им
самим, поэтому, дабы не быть одураченными, вооружаемся вниманием и смекалкой.
все мы от одних прародителей произошли, надо понять и простить :-( и тебя Светлана я прощаю, но не понимая!, ведь каждый мой пёрл - это оазис мысли и вдохновения... вот так же фашисты сжигали книги прогрессивных писателей... позор,
Света!!!
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)