Практически одно и то же, если отбрость эстетские понты и называть вещи своими именами. И то, и другое религиозные песнопения американских негров. Только, госпел - на новозаветные темы, спиричуел - на ветхозаветные.
Ну, негры же, до отмены рабства, тёмные были, образование им получить было невозможно, однако же христианство им навязывалось неслабо, вот они и излагали сложные для своего понимания библейские тексты понятным для себя языком и в доступной форме. Кстати, концепция Ветхого Завета оказалась для них
более доступной и понятной, чем более сложная философия Нового Завета. Поэтому, спиричуел получил более широкое распространение и известность, чем госпел.
1. госпел - на ветхозаветные темы, спиричуел - на новозаветные.
2. концепция Ветхого Завета оказалась для них более доступной и понятной, чем более сложная философия Нового Завета. Поэтому, спиричуел получил более широкое распространение и известность, чем госпел.
Один из самых маститых историков джаза Джеймс Линкольн Колиер в очерке "Становление джаза" давал следующие определения этим двум направлениям:
Спиричуэл/ Spiritual (англ. духовный) - Архаический духовный жанр хорового пения североамериканских негров. Предположительно происходит от
одноголосых фольклорныхных негритянских песен-гимнов, исполнявшихся в респонсорной манере еще на заре колониальной эпохи, а в ХIХ в. развившихся в самобытную законченную форму многоголосия под влиянием христианской псалмодии белых переселенцев. Изучение спиричуэла и блюза фольклористами, начавшееся
приблизительно в середине XIX в., способствовало пробуждению общественного интереса к негритянской музыке и возникновению многочисленных профессиональных хоров и вокальных ансамблей, исполнявших спиричуэлы. На этой основе сложилась концертная разновидность спиричуэла - задолго до концертных форм
блюза и инструментального джаза. В негритянском фольклорном спиричуэле обнаруживаются многие характерные выразительные средства американской музыки: импровизация, респонсорная техника, офф-бит, лабильное интонирование ("блюзовые тоны", шаут-эффекты, офф-питч, дерти-тоны) и др. сочетающиеся с
европейской гармонической основой и заимствованной из христианского гимна мелодией. Как и блюз, спиричуэл считается одним из главных истоков джаза.
Госпел-сонг / Gospel song (англ. Gospel — евангелие; song — песня)
Жанр негритянской религиозной песни на евангелическую
тематику, получивший распространение в США в 1930-е гг. В отличие от других духовных негритянских жанров фольклорного происхождения (таких, как спиричуэл, джюбили и др.) текст и музыка госпел-сонгов создавались преимущественно профессиональными авторами. От хорового спиричуэла госпел-сонг отличается
также тем, что он чаще всего предназначен для сольного исполнения и гораздо теснее связан с блюзовой традицией, в большей степени насыщен импровизационностью, может иметь развитое инструментальное сопровождение (тогда как спиричуэл обычно исполняется a capella).
В отличие от спиричуэлс, где
используются библейские сюжеты, тематика Г.с. заимствована из Евангелия. Исполняются в сопровождении фортепиано, органа, гитары или без аккомпанемента. Среди наиболее популярных исполнителей — Махелия Джексон, Розетта Тарп… Существуют также хоровые Г.с.
Можно я тут встряну с примером .... одного известного госпела? Как тут не вспомнить Boney M Rivers Of Babylon?
By the rivers of Babylon, there we sat down
Ye-eah we wept, when we remembered Zion.
When the wicked
Carried us away in captivity
Required from
us a song
Now how shall we sing the lord's song in a strange land
... т.д.
Что есть тот же псалм 136
При реках Вавилона, там сидели мы и плакали,
когда вспоминали о Сионе.
На вербах посреди его повесили мы наши арфы
Там пленившие нас
требовали от нас слов песней,
и притеснители наши - веселия: "пропойте нам из песней Сионских".
К джазу это, правда, отношения не имеет, зато, слова замечательные.... (:-)
А вот, ещё, любопытная выдержка из краткого очерка В. Мысовског и В. Фейертаг "ДЖАЗ" (Государственное музыкальное издательство. Ленинград 1960 г.):
Жизнь негра-раба была тяжелой. Обращенные в Христианство негры стремились приспособить привезенные с собой ритмы ритуальных танцев
часто даже к своим католическим богослужениям. Известен случай, когда один такой молитвенный ритм, посвященный змеиному богу Дамбалла, был приспособлен к воспеванию святого Патрика. В протестантской церкви, получившей в Америке наибольшее распространение, одним из обязательных компонентов службы
является хоровое пение религиозных гимнов. Естественно, что глубокорелигиозные негры-рабы, для которых религия оставалась единственным прибежищем в их тяжелой жизни, быстро усвоили нехитрые мелодии и гармонии этих гимнов, а затем стали вносить в хоровое исполнение элементы простейшей импровизации,
обогащая их ритмически, а позднее — вплетая в церковную мелодию мотивы светских и народных песенок англичан, французов, испанцев, немцев и других белых народов, из которых складывалась молодая американская нация. Этот процесс закончился появлением качественно нового вида песен — так называемых “с п
и р и ч у э л с”. Спиричуэлс представляли собой песни, исполняемые обычно одним певцом в сопровождении хора. Теперь уже негры, знавшие раньше только одноголосие, столкнулись с европейской гармонией. Содержание спиричуэлс было религиозным, но за этой формой скрывалось глубокое чувство безысходной
тоски, а иногда и накипевшее горе и гнев бесправного раба. Характерно, что спиричуэлс — одна из первых песенных форм, которая преодолела замкнутость негритянского народного искусства. Негритянские народные хоры, исполнявшие в основном спиричуэлс, совершали в конце XIX века турне по Америке, Европе и
имели огромный успех. В начале XX века Мариан Андерсон и Поль Робсон вынесли спиричуэлс на концертную эстраду. Именно в их блестящем исполнении познакомилась советская публика со знаменитыми спиричуэлс — “Небо”, “С неба слети, карета” и другими. Спиричуэлс “С неба слети, карета” слышал, будучи в
Соединенных Штатах Америки в 1892—1895 годах, выдающийся чешский композитор Антонин Дворжак и использовал его в I части своей симфонии “Из Нового Света”. (с)
Легендпрная, кстати, была брошюра. Изданая при хрущёве она почти тут же была запрещена, но, не смотря на это, в чуть ли не
рукописных копиях, была почти у каждого увлеченного джазом человека.
Цитата: Автор: Кусо [гость]
Дата: 26 Сен 2003 22:23
Мама =)
1. госпел - на ветхозаветные темы, спиричуел - на новозаветные.
2. концепция Ветхого Завета оказалась для них более доступной и понятной, чем более сложная философия Нового Завета. Поэтому, спиричуел
получил более широкое распространение и известность, чем госпел.
что-то я заблудился в этих двух фразах.
Блин, конечно же я очепятался: госпел - на новозаветные темы, спиричуел - на ветхозаветные.
Сейчас и там поправлю.
Судя по американским фильмам, у них еще белые зубы и души, чем, кстати, они отличаются от белых с чёрными душонками :-).
А еще у них есть белый Майкл Джексон.
Новик, ну ты даешь....
Он не видит разницы в концепциях Нового и Ветхого заветов.....
Да не надо быть богословом, что бы задуматься как совместить "..зуб за зуб, око за око.." и "..если ударят тебя в правую щеку, подставь левую"....
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)