О церковных доходах говорят разное. То вспоминают бедные сельские приходы, где нет средств перекрыть крышу. То начинают обсуждать горячие факты о дорогих патриарших резиденциях, роскошных автомобилях и богатых земельных владениях. Так сколько же у Церкви
денег и откуда они берутся?
Об этом мы беседуем с главным бухгалтером Московской Патриархии Натальей ДЕРЮЖКИНОЙ.
Наталья Александровна ДЕРЮЖКИНА окончила Московский финансовый институт. С 1980 года работала на заводе Русской православной церкви в Софрино. С 1983 года – главный
бухглатер Московской Патриархии.
Зарплата Патриарха
– Наталья Александровна, существует расхожее мнение, что Церковь очень богатая организация…
– Это миф. Для начала нужно четко определить, что вы имеете в виду, говоря о церковных деньгах. У многих сегодня прочно укоренилось
представление: “мы говорим Московская Патриархия – подразумеваем Церковь, и наоборот”. Но это не так. Патриархия – канцелярия Патриарха, орган решающий основные административные вопросы, но вовсе не сосредоточивший в себе основную экономическую власть.
По церковному Уставу каждый приход
является юридическим лицом и финансово самостоятелен. Приходы существуют, в основном, на пожертвования от треб, и в гораздо меньшей на средства от доходов церковных лавок. Общее собрание прихода утверждает смету в части расхода – основной финансовый документ, по которому живет община. В ней
предусмотрена статья “отчисления на общецерковные нужды и целевые программы”, обычно – это не более десяти процентов. Именно эти средства направляют в епархию, а оттуда в Патриархию.
На всех уровнях существует своя финансовая отчетность, бухгалтерия и тому подобное. Вот и все движение денег.
Также Патриархия получает прибыль от предприятия в Софрино и сравнительно небольшого гостиничного комплекса “Даниловский”.
Остальное – пожертвования, которые сегодня есть, а завтра их нет. В храмах будут служить Литургию, даже если туда никто не придет, а требы будут совершать, даже если за
них ничего не станут платить. Устанавливать за них плату – запрещено.
В нашей бухгалтерии работает шесть человек. Конечно, нам бы хотелось увеличить штат на несколько сотрудников, но и сейчас мы справляемся с управлением общецерковными финансами. Это при том, что нам еще нужно напрямую
работать со всеми московскими храмами – в Москве ведь нет своей епархии, а значит и епархиального бухгалтера.
– А что такое общецерковные финансы?
– Кроме доходной части бюджета, Московской Патриархии, о которой я уже сказала, есть смета расходов, которая утверждается
Священноначалием и включает в себя расходы на содержание самой Московской Патриархии, Синода, Московских и Санкт-Петербургских духовных Академий и Семинарий, различных синодальных подразделений. Из этих денег идет помощь в восстановлении некоторых монастырей и храмов, порою мы оказываем помощь
отдельным лицам.
На содержание Патриархии идет примерно пятнадцать процентов от общих расходов, что, поверьте, не так много, особенно если учесть, что доходная часть бюджета сопоставима с оборотом средств средней столичной фирмы. Основная затратная часть приходится на содержание духовных школ,
это примерно шестьдесят миллионов рублей в год. В одной только Москве у нас учится девятьсот студентов, и все они находятся на полном содержании: общежитие, четырехразовое питание, одежда, учебные пособия, интернет и прочее.
Конечно, ситуация с финансами сейчас отнюдь не так плоха, как в
начале 90-х, когда на волне общего кризиса мы финансировали духовные школы даже не помесячно, а понедельно, с трудом находили деньги и еле-еле избежали задержки с выплатами зарплаты. Но и сейчас мы живем скромно и не шикуем. Например, мой должностной оклад как главного бухгалтера с 1 января 2006
года составляет примерно 18 тысяч рублей.
Кроме светских людей, работающих в Патриархии, здесь несут послушание монашествующие, которые получают совсем немного.
У нас есть свой гараж. Несколько различных машин, два микроавтобуса. Патриарха возит БМВ, которую нам подарила немецкая фирма
более шести лет назад, и ЗИЛ, которому больше двадцати лет. Машины две, потому что одна из них дежурная – на случай поломки первой.
Владыку Арсения, викария Святейшего Патриарха, возит “Волга”.
– А Патриарх получает зарплату?
– В Патриархии Святейший зарплату не получает. На
наш счет приходит пенсия Патриарха, которую мы ему выдаем.
– Вы следите за тем, что о церковных деньгах пишут в газетах?
– Иногда на глаза попадаются газеты со статьями на похожие темы. Но специально я ничего не читаю и не отслеживаю эту тему. Сегодня о Церкви, зачастую, пишут
люди, которые не только совершенно не разбираются в вопросе, но и не обладают элементарными знаниями. Что можно сказать о корреспонденте на радио, который, говоря о визите Патриарха в Латвию, называет его митрополитом Московским и всея Руси?
Патриархия – достаточно открытая организация. Вот у
меня на столе стоит телефон, журналист может легко узнать его, позвонить и задать вопрос. Некоторые так и делают: звонят, спрашивают. Мы даем разъяснение, комментарии, рассказываем об особенностях нашей внутренней “кухни”: можно, конечно, не прислушиваться к этому, но как люди умудряются написать
столько о Церкви, вообще ни с кем не поговорив на интересующие их темы?!
Порой бывает просто противно, особенно когда начинают рассуждать о существовании каких-то церковных группировок, комментировать события, которые еще не напустили, да и вряд ли наступят…
– Откуда же взялся миф
про церковное богатство?
– Думаю, из истории дореволюционной России, когда Церковь была частью государственного аппарата и действительно являлась одним из крупнейших собственников, а может из советских учебников истории, которые любили писать о несметных церковных богатствах.
Может люди
видят, как быстро восстанавливаются храмы и в каком благолепии их содержат. Не знаю. Сегодня Церкви не принадлежит даже земля под храмами, она лишь взята в пользование у государства. Священники не имеют фиксированной зарплаты, и их доход зависит от финансового положения прихода. Если в городах
священник, как правило, получает какое-то содержание, то в сельской местности положение очень сложное и большинство батюшек живут там натуральным хозяйством.
К слову сказать, я считаю, что священник не обязательно должен быть бедным, ведь у него есть семья, которую надо содержать, о которой
надо заботиться. Нет ничего зазорного в том, что батюшка копит деньги и приобретает автомобиль. Главное, чтобы это не стало единственной целью его жизни.
Вообще, любопытство откуда у других людей деньги – дурной тон. Мой отец был простым рабочим и еще в советское время собрал большую
библиотеку. Где простой советский человек взял такие средства? А он просто не пил – никогда, и тратил свою скудную зарплату на журналы и книги для нас с сестрой.
– Насколько прозрачны церковные финансы?
– Мы никогда не использовали “черных” и “серых” схем. Это принципиальное
решение Священоначалия. У нас отнюдь не самые высокие зарплаты в Москве, но мы стараемся по возможности компенсировать людям инфляцию.
Все наши отчеты есть в налоговых органах. Мы не видим необходимости делать их достоянием широкой общественности, но сегодня при наличии Интернета и
определенных навыков найти их все равно можно.
– Кто все-таки руководит экономической стратегией Церкви, направляет ее развитие, распределяет траты и планирует их на перспективу?
– Никто. Одного такого человека не существует. Высшим органом управления Церкви является Священный
Синод, на основании его решений и проектов Патриархия планирует финансирование. Текущее руководство финансами осуществляет непосредственно Патриарх.
ичо реально есть желающие там работать главным бухгалтером?
для того ,чтобы это понять,надо поработать на послушании по выходным в монастыре в зеленой роще.там простенькая работа(перетащить,приколотить,мусор выкинуть) до обеда.потом
тебя накормят очень вкусной трапезой(первое,второе,булочки,компот,конфетки) и езжай домой.Я был один раз...Ну больше лень не позволяет-выходные ведь,поспать охота.да и по субботам учусь...НО...Я домой ехал с таким чувством блаженства.так хорошо на душе было.Говорят у христиан:"благодати
нахватался".То есть работа во славу Божию-это не с чем не сравнимо.Я бы тоже на церковь работал-не угодно это Богу...Не готов я...
Думаю сколько священство получает чисто риторический вопрос,
нет , вовсе не риторический. потому как никакой пользы от нее . и мне интересно кто и на каком основании им выписывает содержание?
Цитата: От пользователя: пациент1
для того ,чтобы это понять,надо поработать на послушании по выходным в монастыре в зеленой роще.там простенькая работа(перетащить,приколотить,мусор выкинуть) до обеда.потом тебя накормят очень вкусной
трапезой(первое,второе,булочки,компот,конфетки) и езжай домой.
это все - работа бухгалтера? тебе там от твоей религии уже совсем крышу то снесло?
Богатство церкви-это миф!Подтверждаю это как человек, получавший когда-то от РПЦ деньги за свой труд.Даже стыдно было получать эти пачки потертых десяток ;-)
Богатство церкви-это миф!Подтверждаю это как человек, получавший когда-то от РПЦ деньги за свой труд.Даже стыдно было получать эти пачки потертых десяток
дак не брали бы, отдали бы как пожертвования церкви
как вообще приходит в голову у церкви деньги брать
кто работает,тот ест...написано в посланиях апостола Павла.А в магазинах все за деньги продают...И рабочие храмов и их семьи.хотят кушать,отдохнуть на море,мебель мягкую-они ведь не
иноки...
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)