.....Что такое национальная модернизация
Самый больной для Вадима Платонова вопрос— есть ли смысл заниматься производством в сегодняшней России.
«Чиновники заявляют о том,
что мы должны слезть с «сырьевой иглы» и сделать упор на реальный сектор. Но все, что делается сейчас правительством, почему-то не доходит до несырьевого бизнеса. Поэтому у нас и нет сегодня своего производства большинства промышленных и бытовых товаров,— рассказывает г-н Платонов и перебирает все,
что в данный момент окружает его в офисе: — Кружка нероссийская, сахарница нероссийская, сахар, кстати, тоже, мебель тоже не отечественного производителя, и компьютер, и одежда и т. д.». (Напомню, что офис очень простой.) В дверях, которые производит «Краснодеревщик», 54% сырья и компонентов
закупаются за валюту, потому что в России их в принципе нет. «И никто не берется их делать. При этом спрос есть, и технологии не космические. Посредников, продающих европейские или азиатские клеи и лаки,— десятки, а наших производителей нет. Почему?»— спрашивает бизнесмен.
«Я не раз размышлял,
почему кризис привел к тому, что два мои завода практически стоят, — продолжает он. — И сейчас понимаю: наверное, самый большой промах был в том, что я поверил риторике российского правительства о необходимости вкладываться в высокотехнологичное производство. Я, как идиот, повелся на эти россказни.
Давайте вспомним: были ведь постановления, согласно которым высокотехнологичное оборудование не будет облагаться НДС— только покупайте, ввозите, работайте. По сути, тот же самый завод можно было купить в разы дешевле, но я купил именно роботизированные линии. Когда я ввозил оборудование в самый
разгар кризиса, оказалось, что правительство все постановления отменило. И нам пришлось доплачивать. Тут мы встали перед выбором: либо платить зарплату работникам, либо расплатиться с таможней. Чтобы не умножать издержки, я выбрал второй вариант. Задержали зарплату, получили скачок социальной
напряженности.
На этом «сюрпризы» не закончились. Новое оборудование требует максимально комфортных условий эксплуатации, что ведет к увеличению потребления энергии. И 1 января правительство нас ошарашило новым подарком— повышением тарифов на 28%, что сделало ее на 4% дороже, чем у наших
коллег в Америке. При этом за перевозки мы тоже платим дороже, чем во многих других странах. Перевезти тонну груза по европейским железным дорогам было дешевле и раньше, повышение железнодорожного тарифа с января этого года на 11% еще более ухудшило наши конкурентные возможности».
«Никакая
реальная модернизация нашему государству не нужна. Пытаться сделать в России современное производство просто опасно для бизнеса. Сегодня, как и в 90-е гг., лучше и безопаснее зарабатывать по схеме «купи-продай». Если есть тяга все же заниматься производством и приносить реальную пользу обществу,
лучше это делать в других странах. Поясню, почему так думаю. Ситуация в «Краснодеревщике» и многих других компаниях, с руководителями которых я знаком лично, очень похожая. Кто вкладывался в развитие, тот имеет проблемы. «Чудеса техники» в основном простаивают, хотя спрос есть. Этот спрос
удовлетворяют иностранные компании и те, кто игрой в модернизацию не баловался. Их продукция стоит дешевле! Может такое быть? В экономике, ориентированной на инновационный тип развития, — нет»,— резюмирует Вадим Платонов.
О коррупции
Встреча подходила к концу. На улице стемнело. И мы
стали сравнивать эпохи Ельцина и Путина.
«Если раньше получить разрешение на строительство предприятия можно было за 2-3 месяца, то сегодня нужны годы. Как вы думаете, сколько раз можно подоить человека, имеющего дурь строить в России завод? Три года назад мне нужно было собрать 97 подписей
под разрешительной документацией. При Ельцине было не больше 15 пунктов. Причем несведущий человек и десятой части всех проверяющих инстанций не назовет. Конечно, не все эти организации хотят «подарков», порядка 30 подписывают механически, как и положено. А вот остальные отрываются на всю катушку. И
эти остальные как раз и появились в путинское время. За медведевское время количество необходимых подписей выросло еще на 14»,— рассуждает Вадим Платонов.
«Может ли рядовой гаишник остановить запуск предприятия, которое стоит 400 млн руб.? — продолжает он. — Автомобиль может остановить,
пешехода может, а крупное предприятие? Оказывается, тоже может». В числе более чем сотни подписей, которые необходимо собрать для запуска предприятия, должна быть и подпись от ГИБДД. «Когда подходит очередь этой организации, ее сотрудник говорит: «Дорога, которая идет к вашему предприятию, не совсем
отвечает стандартам. Стройте там развилку, расширяйте дорогу, асфальтируйте» Позвольте! Когда мы получали разрешение на строительство здания, нас обязали построить дорогу, и мы построили ее согласно техническим условиям. Но к моменту сдачи правила изменились или не изменились — нам это знать не
дано, поскольку правила ведомственные. И получается, что мы все сделали по закону, но у этого гаишника право есть такое— не ставить подпись»,— с отчаянием рассказывает г-н Платонов. По его словам, ГИБДД нужна не просто дорога, а дорога, спроектированная в «правильной» фирме и построенная
«правильной» фирмой. Иначе, как дает понять сотрудник органов, построенная дорога скорее всего принята не будет. Таким образом, кусок дороги стоимостью в полторы сотни тысяч обходится в полмиллиона.
Подытоживая, Вадим Платонов говорит, что, несмотря на все трудности, не сомневается в своей
способности вывести компанию из кризиса. За последние шесть месяцев объемы производства и сбыта только растут. Но на вопрос «Не думаете ли о том, чтобы уехать из России?» бизнесмен отвечает неопределенно. «Сегодня в компании, которую я создал с нуля, работает почти 1000 человек. Я несу
ответственность за их благополучие. Я, в конце концов, русский человек, почему я должен уезжать из страны? Хотя скажу так: если бы можно было начать все сначала, то, конечно, правильнее было бы уехать в начале 90-х гг. Ни один из моих знакомых, отправившихся делать бизнес на Запад, не сожалеет об
этом. Я могу точно сказать не только за себя: желания дальше развиваться в России— нет. Ни одного завода в этой стране я больше не построю»,— заканчивает разговор г-н Платонов и вновь углубляется в бумаги на рабочем столе.
а в чем суть этого опуса? что Вы хотели этим донести? Какие-то каменты от Вас будут? По сути то, что написано известно давно. Модернизация - это слово, которым электорату мозги пудрят и не более. :-D
нет никакого смысла. тупой копипаст без личного мнения и комментариев. Автор любит данным грешить на форумах. В диалогах несдержан, хвастлив, в спорах заходит в тупик и аргументирует свои посты только тем, что
он прав а вокруг все дураки.