Аргентина — одна из немногих стран, которые в XX веке прошли путь от богатства к нищете. Примерно с 1880 года до Первой мировой войны она была одним из самых процветающих государств мира. Считалось, что по уровню благосостояния Аргентина уступала лишь Австралии, Канаде и Соединенным Штатам.
Богатая страна
В начале XX столетия о преуспевающих людях часто говорили: «Богат, как аргентинец». Многие роскошные здания, которые мы видим в Буэнос-Айресе, построены в конце XIX — начале XX века. Среди них гигантские, богато украшенные архитектурные памятники в классическом
стиле, такие как Национальный банк (построен в 1888 году), мэрия (1891), Casa Rosada (1894) и Национальный Конгресс (1906). Здание оперы Colon (1907) может соперничать с миланской La Scala. А Проспект 9 июля по ширине превосходит Елисейские поля в Париже.
Британский писатель Джеймс
Брайс (James Bryce) в 1916 году с энтузиазмом отмечал:
Все здесь современно и ново: все принадлежит благополучному настоящему и пророчит еще более радужное будущее. Аргентина напоминает североамериканский Запад. Быстрое и неуклонное увеличение ее сельскохозяйственного производства и
столь же быстрое развитие средств транспорта говорят о важнейшем значении этой страны и ее будущей великой роли в нашем мире. Аргентина — это США южного полушария.
Экономический бум в Аргентине был обусловлен несколькими причинами. Ее гигантские равнины (пампасы) относились к числу
самых плодородных сельскохозяйственных земель планеты. После 1880 года страна жила в условиях прочного мира. Налоги были низкими, песо свободно обменивался на золото. Серьезных ограничений передвижения людей, товаров и капитала не существовало. По притоку иммигрантов Аргентина уступала только
Соединенным Штатам. Более 9 миллионов европейцев, в основном испанцев, итальянцев и немцев, начали в этой стране новую жизнь, ускоряя динамику ее экономического развития. По состоянию на 1895 год почти 85% компаний, находившихся в индивидуальной собственности, принадлежали аргентинцам иностранного
происхождения.
Строительство железных дорог, развитие промышленности и сельского хозяйства финансировались за счет иностранных инвестиций. В начале XX века, по оценкам, половина общей протяженности железных дорог на Южноамериканском континенте приходилась на долю Аргентины. Аргентинцы проявили
себя как самые умелые скотоводы на всей планете, а с появлением технологии замораживания мяса они получали огромные прибыли за счет обслуживания заокеанских рынков сбыта. Аргентина стала одним из крупнейших мировых экспортеров зерна, говядины и шерсти. По уровню грамотности населения она
превосходила все другие страны Южной Америки.
Перонизм — протекционистский путь
Однако после Первой мировой войны аргентинское государство стало все активнее вмешиваться в экономику; в период Великой депрессии эта тенденция только усилилась. Полковник Хуан Перон,
возглавивший страну в середине 1940-х годов, взял за образец экономическую политику своего кумира — Бенито Муссолини. Государство национализировало частные компании, увеличивало налоги, осуществляло регулирование цен, ввело завышенный курс национальной валюты и способствовало принудительному
объединению работников в профсоюзы. Но центральное место в его этатистской политике занимал протекционизм в сфере внешней торговли, конфискация иностранной собственности, а также ограничение или даже прямой запрет на владение активами для иностранцев.
Результатом, естественно, стали
повышение цен и хронический дефицит. Пожалуй, наиболее унизительным следствием этой политики стал тот факт, что в конце 1940-х годов в Аргентине возник дефицит двух видов продукции, считавшихся главными символами экономического развития страны — зерна и говядины.
К 1990 году из-за
протекционистской политики Аргентина оказалась в изоляции от мировых рынков. Средний уровень таможенных тарифов составлял 29% (для сравнения, соответствующий показатель для США равен 3%). На некоторые импортные товары — автомобили, автозапчасти, сталь, изделия нефтехимии, пластмассы, текстильное
волокно — ставки тарифов были еще выше. Система лицензирования ограничивала импорт примерно 3000 видов продукции, включая автомобили, сахар, алкогольные напитки, лекарства, сырье для фармацевтической промышленности, кожу, обувь, наручные часы, одежду, синтетическое и натуральное волокно. Аргентина
придерживалась политики по принципу «покупать свое», создавая преимущества для отечественных производителей даже в тех случаях, если их изделия стоили на 60% дороже аналогичных зарубежных товаров. Во многих отраслях — например страховании и авиаперевозках — власти не допускали конкуренции.
Подобные ограничения затрудняли аргентинцам сотрудничество с соседними странами. Так, аргентинские фирмы долгое время покупали жесть на 25% дороже, чем их конкуренты из США, хотя производители из близлежащей Боливии могли поставить эту продукцию по весьма низкой цене. Аналогичным образом,
за медную проволоку аргентинские компании платили на 40% больше, чем американские, хотя с богатой медью Чили у страны есть общая граница протяженностью 2500 миль.
Стремясь защитить «стратегически важные» отрасли промышленности, аргентинское правительство не позволяло гражданам страны
закупать современную электронику у зарубежных поставщиков. Мануэль Танойра (Manuel J. Tanoira), занимавший в 1980 году пост министра экономического развития, отмечал:
Местная электронная промышленность защищена высокими пошлинами на любое импортируемое оборудование. В результате
аргентинские пользователи должны покупать зарубежные компьютеры, видеомагнитофоны и иное современное электронное оборудование в 3–4 раза дороже по сравнению с мировыми ценами. Утверждается, что задача этих пошлин состоит в защите отрасли (созданной в основном на деньги налогоплательщиков), объем
производства которой составляет 100 миллионов долларов и которая выпускает устаревшее оборудование ограниченными партиями. Только очень богатый человек может позволить себе видеомагнитофон за 1200 долларов или компьютер за 400 долларов, притом, что в Нью-Йорке аналогичную модель можно купить меньше,
чем за сотню.
Недостаток компьютеров ограничивал возможности аргентинских финансовых учреждений. Так, в 1991 году я посетил брокерскую фирму Pardo Rabello Y Cia, S.A., занимавшую два этажа офисного здания в центре Буэнос-Айреса. Там располагались десятки рабочих мест для трейдеров,
оборудованные телефонными коммутаторами, но во всех помещениях фирмы я заметил только один компьютерный монитор. А ведь в крупных финансовых компаниях США, Западной Европы и Японии рабочее место каждого брокера как правило оборудовано несколькими мониторами, по которым он следит за котировками акций
на биржах разных стран.
Как обходились эти ограничения
Поскольку ограничения импорта и другие правила регулирования в Аргентине становились все сложнее, людям приходилось прилагать массу усилий, чтобы им подчиниться или их обойти. Менеджер предприятия по производству бумаги Гектор
Массу (Hector Massuh), к примеру, утверждал: «Экспорт затруднен. Импорт затруднен. Даже оплата счета за электричества — процедура сложная». Некоторые предприимчивые люди — их называли gestores — зарабатывали деньги тем, что помогали другим выполнять необходимые формальности. Танойра указывал:
Ни один аргентинец не станет самостоятельно оформлять заявку на пенсию или регистрировать новый автомобиль. Для этого нанимается gestor — эксперт, знающий, какие документы и процедуры для этого требуются. Для импорта, экспорта и налаживания производства необходимо получить санкцию: этот
процесс крайне забюрократизирован и занимает долгое время. Порой к моменту получения разрешения изделие, ради которого все это затевалось, уже устаревает.
Многие аргентинцы в счетах-фактурах завышали стоимость ввозимых из-за рубежа товаров. Это позволяло им под видом «оплаты импорта»
обойти валютные ограничения, и перевести свои деньги на зарубежные счета. В конце 1980-х годов центральные власти ослабили импортные ограничения для некоторых регионов — например, Огненной Земли, — пытаясь стимулировать их индустриализацию. Результатом, однако, стало создание отличной «лазейки» для
тех, кто хотел вывезти деньги из страны. Стоимость импортных товаров порой завышалась в 500 раз. Как отмечала деловая газета Ambito Financiero, если представленные счета-фактуры принимать на веру, то ввезенных стройматериалов хватило бы, чтобы соорудить крышу над всей территорией Огненной Земли, а
каждый ее житель должен был бы съедать по десять бифштексов и выкуривать по 45 пачек сигарет в день. В одном из таких счетов, к примеру, указывалась стоимость одного шурупа в размере 1000 долларов.
Поскольку существовавшие в Аргентине правила позволяли инвалидам беспошлинно покупать машины за
рубежом, многие из них превратили эту деятельность в масштабный промысел. В результате официальными владельцами дорогих автомобилей становились инвалиды, не имевшие серьезных источников дохода и даже водительских прав. Так, «скваттерше» из Буэнос-Айреса Розе Галази (Rosa Galasi), парализованной
из-за полиомиелита и зарабатывавшей на жизнь продажей носков с лотка, принадлежал серый BMW 520I; на самом деле машиной пользовался ее шурин. А менеджер издательства Констансио Виджил (Constancio Vigil) купил свой «Мерседес» у Хуана-Карлоса Альбаррасина (Juan Carlos Albarracin) — одноногого лифтера,
работавшего в здании, где располагался его офис. Сам Альбаррасин разъезжал по городу на телеге, запряженной лошадью. Рассказывали, что один инвалид ввез в страну целых 2000 автомобилей (общая экономия на таможенных пошлинах составила 60 миллионов долларов).
Подобные махинации
становились темами для анекдотов. Вот один из них: в Буэнос-Айресе полицейский останавливает водителя и спрашивает, почему он управляет машиной, принадлежащей другому. Тот отвечает: «Так владелец же не может — он слепой». А вот другой анекдот из той же серии — жена навещает мужа в больничной палате
и говорит: «У меня для тебя две новости — плохая и хорошая. Плохая — тебе придется ампутировать ногу. Хорошая — теперь ты заработаешь не одну тысячу долларов, став подставным владельцем “Мерседеса”».
Наследие протекционизма
Результаты политики аргентинского правительства
удачно подытожил бизнесмен Ланус де ла Серна (Lanus de la Serna):
Разрыв международных связей, падение добычи нефти, добыча угля, который никому не нужен, пенсии, на которые не проживешь, авиаперевозки по маршрутам, которыми никто не пользуется, незавершенные стройки нефтехимических
предприятий, насилие, некомпетентность и разнобой, дезинформация со стороны государственного телевидения и радио, бестолковая система соцобеспечения с огромными очередями, железо с высоким содержанием серы, которое никто не покупает, верфи, чье содержание обходится дороже, чем можно выручить за
построенные на них суда, неработающий водопровод, протекающие водостоки, устаревшие, неэффективно работающие и дорогие в обслуживании порты, древний, медленный, ходящий с перебоями общественный транспорт, ненадежная и дорогая система страхования, бесконечные проблемы с фрахтом судов.
В
последние годы правительство Аргентины приступило к пересмотру полувекового протекционистского курса, из-за которого страна превратилась из принца в нищего. По иронии судьбы, инициатором этих реформ стал президент Карлос Менем (Carlos Menem), представитель той самой Перонистской партии, основатель
которой и довел Аргентину до нынешнего плачевного состояния.
Ты новые темы не заводи, чтоб всою тупость прятать, одна есть уже.
Цитата: От пользователя: Bugorok
В последние годы правительство Аргентины приступило к пересмотру полувекового протекционистского курса, из-за которого страна превратилась из принца в нищего. По иронии судьбы,
инициатором этих реформ стал президент Карлос Менем (Carlos Menem)
Про результат этих реформ можешь почитать - ТРИ КРИЗИСА и доходы населения ниже чем 20 лет назад, сумашедша нищета, ГОЛОДНЫЕ бунты и мегабезработится. Все же какой ты неуч, это что-то. :lol:
чего та седни предсказательские темы на форумах процветают, то Глоба что-то предсказывает, то Бугорок, и главное прогнозы та все о конце света, который вот тожа уже в фильме Терминатор в августе 89 года ожидале:-) (ежели не ошибаюсь насчет года, ни уверена какой, но уверена что ужо был)
Не трави мне душу, я уже про это и не заикаюсь, кругом одни жалкие ничтожные люди, смеются надо мной
Давай, откроем фермерское хозяйство. А то как-то жить трудно в июле. На подножном корме, глядишь, протянем. Тока на корову у меня
денег нет, она дорого стоит, наверно.
Да не, сеня надо ехать в магаз. Пасмурно, три-четыре электрички будут.
Но так-то мне звонят про работу, многаа. Вместо двух строчек, дала объяву на 4, теперь через пару-тройку недель я, может, и
смогу заиметь выходные дни. Но тогда уж поздно будет. :lol:
Давай, откроем фермерское хозяйство. А то как-то жить трудно в июле. На подножном корме, глядишь, протянем. Тока на корову у меня денег нет, она дорого стоит, наверно.
!!!Давно уже об этом говорю всем, надо мной смеются, спасибо, ты
одна меня понимаешь. Коровы нонеча дорогие, это уж точно, я предлагаю начать с козы, как разбогатеем, купим корову
А, блин ты про утреннюю дойку, об этом я как-то не подумал. :-D
Аргентина, кстате, от слова "аргентум", так что ее печальный опыт повторить очень даже возможно, только название у нас будет
уже не россия а нефтяния какая-нибудь чтоле или газпромия
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)