Это Россия, stupid. Если ты пришел в густой лес с лианами, павианами и гнусом – готовься к тому, чтобы жить по неписаным законам джунглей. Хочешь тут получать свою ренту – договаривайся с царем зверей, его пристяжными тарзанами, а также учись талантливо кататься на тарзанках: страшно, но здорово…
Именно такой урок из «казуса PWC» могут извлечь иностранные инвесторы, любящие иной раз отвлечься от скучных инвестиций в Китай и поиграть в русскую рулетку. Краткое содержание казуса, или, если угодно, бизнес-кейса: в результате торга с демонстрацией учебного материала без всякой там презентации
в power point PriceWaterhouseCoopers будет работать в России, но за это он отказывается от собственных аудиторских заключений по отчетности ЮКОСа за девять (!) лет. То есть то, что составляло гордость клиентской базы российского PWC, что естественным образом использовалось в успешном маркетинге,
оказывается, является самым большим профессиональным провалом. В чем представитель «большой четверки» и расписывается.
Впрочем, на его практике в России это едва ли скажется. Бизнес давно привык к правилам российских джунглей (то есть к игре без правил). И если в этих джунглях такие законы –
о-кей, учтем в дальнейшей работе. А PWC, разменяв свою репутацию на разрешение работать на хлебном российском рынке, лишь привлекла дополнительных клиентов в логике «ну уж эти аудиторы теперь точно смогут работать в России и никогда в жизни не пойдут против воли властей». Надежней не бывает.
Парадокс российского инвестиционного климата: репутация компании страдает, но именно это обстоятельство является ее конкурентным преимуществом в здешних бизнес-джунглях.
Можно сколько угодно упражняться в определениях – шантаж аудиторов, вербовка аудиторов, торг с аудиторами. Все будет
правдой. Но в циничном практическом смысле, единственном по-настоящему важном для инвесторов, это просто сигнал о том, что работать в России без учета мнения российской политической власти, правоохранительных и фискальных органов невозможно. Торг, шантаж, вербовка – это все поэзия в духе Яна
Флеминга. А если просто спуститься на землю – это бизнес-кейс, иллюстрация для заканчивающего MBA, как надо работать в России. Или не надо…
В таком способе работы есть определенное удобство. Enron в чуждой нам во всех смыслах Америке погорел на пару со своим аудитором по имени Arthur Andersen.
Но так ведь это в мире чистогана, где все делается по дурацким формальным правилам. А у нас зато есть возможность – на определенных условиях – эти правила обойти по схеме «наезд – откат». И этот самый откат необязательно должен быть вульгарно денежным. Он может быть вирутальным, исполненным высокого
политического смысла. В иной терминологии он еще называется «сотрудничество со следствием».
Собственно, Enron по-русски – это и есть сотрудничество со следствием.
У каждого есть шанс выжить, если этот каждый с пониманием относится к требованиям и намекам властей. Если готов
равноудаляться. Если готов откупаться. Если готов вовремя отойти. Если готов поступиться дурацкими принципами.
Все эти правила давно поняли российские олигархи: бизнес-кейс с Ходорковским – это аксиома, а не теорема, которую надо доказывать. Эти правила поняли крупные нефтяные компании Запада:
что уж там апеллировать к полосам «мнений и комментариев» клевещущей на Россию мировой прессы – у «крупняка» другие проблемы, им хотя бы ноги унести без особых убытков. Теперь эти правила предстоит уяснить представителям консалтингового и аудиторского бизнеса, до недавней поры пользовавшимся
безупречной репутацией, остававшимся компасом в туманном и заболоченном мире российской экономики. Одновременно это урок не только для иностранцев, но и для отечественных консультантов и аудиторов: с ними разговор может быть существенно короче, чем с PWC, за них госсекретарь США в частных беседах с
российскими министрами заступаться не будет.
Западу в этой истории важно было сохранить лицо знаковой мировой компании. Российским правоохранительным органам было важно получить гарантии чистоты их претензий к ЮКОСу. В результате торга получилось то, что получилось.
Волки сыты, овцы
целы. И главное – все все понимают. «Казус PWC» – это блистательная в своей ясности и внятности характеристика устройства экономического режима в России, где все решают не правила, а договоренности.
Торг уместен даже в самых жестких ситуациях. Да, это джунгли. Но и в джунглях можно остаться
несъеденным, если правильно себя повести, а не тупо доказывать свою формальную правоту. Кажется, даже представители западного бизнеса начинают это понимать, несмотря на то что подобного рода знания невозможно получить ни в одной самой престижной бизнес-школе.
Я обратил внимание, что официант, который нас обслуживал носит в кармане рубашки ложку. Поначалу я не придал этому значения, но, осмотревшись, обнаружил, что ВСЕ официанты таскают в кармане рубашки ложку.
- Для чего ложка? - спросил я подошедшего в очередной раз официанта
-
Видите ли, руководство нашего ресторана наняло фирму PriceWaterhouseCoopers Consalting для оптимизации наших процессов. Эти парни ковырялись тут несколько месяцев и пришли к выводу, что мы тратим очень много Времени на то, чтобы сбегать на кухню за чистой ложкой, в случае, если клиент уронит ее на
пол. Это происходит примерно 3 раза в час за каждым столиком. Имея ложку в кармане, мы экономим полтора человека-часа за смену...
"Хитро!", подумал я и продолжил трапезу. По мере насыщения внимание мое обострялось, и я заметил, что у ВСЕХ официантов из брюк торчит тонкий шнурок.
- Простите, а для чего шнурок у вас в брюках? - воззвал я к тому же официанту.
Наклонившись ко мне и понизив голос, он ответил:
- Та же самая контора, проанализировав нашу работу, пришла к выводу, что мы тратим очень много времени в туалете.
Ну,знаете,достать,помочиться, вымыть и высушить руки... Так вот, привязав шнурок к...хм...сами знаете чему, мы можем быстро его достать, не пользуясь руками, а значит, нам не нужно мыть руки после посещения туалета, тем самым мы экономим 75% времени.
- Да, но как же вы... простите...
засовываете ЕГО обратно, не пользуясь руками?
Понизив голос еще и наклонившись прямо к моему уху, официант прошептал:
- Я не знаю, как остальные, но я пользуюсь ложкой...
Главное чтобы в любом проекте были свой шнурок и своя ложка, которые пытливый труженник сможет потом сам совместить и выжить в придуманной абракадабре после ухода консалтеров.
А из прайсов после эгого инцидента достаточно много кадров утекло в другие компании. Хоть большинство крупных клиентов и не отказалось от их услуг, но проблем добавилось.
Кстати, по-меому мнению ситуация с Ковыктой тоже из этой оперы. То, что захочет Газпром, рано или поздно он получит это с
помощью нашего государства.
К примеру, BCG рекомендовала для развития бренда “Санкт-Петербург” использовать два образа: “гений чистой красоты” и “дружеская теплота”. Если с первым более или менее понятно — подчеркивается величие города Пушкина и все такое, то при продвижении
второго возникают непреодолимые препятствия. “Для создания не существующей пока "дружеской теплоты" потребуются значительные изменения”, — написали сами консультанты BCG в своем отчете. Необходимые изменения заключаются в том, что Петербург должен быть населен по преимуществу “приветливыми,
счастливыми местными жителями”.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)