Наша коррумпированная элита угробит страну – Виктор Макушин
Интервью с президентом промышленной группы «МАИР»
На седьмом российском экономическом форуме в Лондоне бизнесмены из России не стали задавать представителям правительства острых вопросов или вступать с ними в очную
полемику. Не вызвало возражений даже газетное интервью главы Министерства финансов Алексея Кудрина, в котором он говорил о положительном воздействии на бизнес дела ЮКОСа, не было также дискуссии о налоговой политике кабинета Михаила Фрадкова (НДПИ и т.д.). Часть бизнесменов, побывавших в Лондоне,
сообщили RBC daily, что ездили туда обсудить с коллегами деловые вопросы и им было не до формальной повестки дня. Другие, видимо, согласны с политикой правительства. Фактически только один бизнесмен выступил с критикой действующей власти в России. О том, что как стоит выстроить работу исполнительной
власти, RBC daily рассказал президент промышленной группы «МАИР» Виктор Макушин.
- Как Вы оцениваете выступление на конференции российских бизнесменов?
- Мне не понравились почти все выступления на конференции. Я на них смотрю и вижу, что у наших суперлиберальных
министров идей серьезных нет. По секрету: на самом деле нет концепции и понимания того, что надо делать. Как-то один очень либеральный министр с трибуны рассказывал, что главная проблема бизнеса, оказывается, заключается в том, что трудно открыть предприятия. Я понял их логику: если работать не
умеешь, то назовись либералом и рассказывай, что реформы гениальные, вот только народ достался жутко непонимающий своего реформенного счастья. И идет который год поток реформаторов – Егоров Гайдаров, Анатолиев Чубайсов, сейчас вот Герман Греф с Алексеем Кудриным. И рассказывают они нам – бизнесу –
сказки о том, что скоро налоги будут меньше и, вообще, все будет для бизнеса шикарно, в 2006 году – что там НДС – ЕСН сократят. Дорогие, не вешайте нам лапшу на уши – о том, что будет потом. Лучше верните мне мои 35 млн долларов НДС, которые моим предприятиям уже год не возвращаете. Ведь
дружественным фирмам новых и старых либералов НДС возмещается. А поповоду выступления бизнесменов, то не о том говорите, ребята, не о том думаете. Все же сейчас поглощены мыслью: где купить яйца Фаберже? Коллеги, а о Родине думать не пробовали… все эти годы? Да не о той Родине – не за океаном там,
где паспорта и счета, а о той, где деньги качаете, на востоке – «Россия» называется.
- Но разве Вы не согласны с выступавшими коллегами и чиновниками, которые говорили о необходимости создания эффективной системы управления государством?
- Я абсолютно согласен с
выступающими в том, что сегодня наиважнейшая задача, стоящая перед Россией, – это создание эффективной системы управления страной, формирование по-настоящему дееспособного правительства. Почему наиважнейшая? Да потому что еще несколько лет такого реформирования – и Россия неизбежно потеряет реальный
суверенитет, ее ресурсы будут поделены, вероятно, США, Европой и Китаем. Я не хочу, чтобы мой народ, мое государство были лишены возможности самостоятельно пользоваться тем, что оставили нам наши предки. Какие успехи? Какая цена на нефть? Цены на нефть – наш успех? Мы стоим у последней черты. И
поэтому ceйчac нам нужно мощное, умное, решительное и, если потребуется, беспощадное в утверждении либерaльныx реформ правительство, которое быстро смогло бы преодолеть главную проблему России – неконкурентоспособность ее экономики.
Какую основную цель должно преследовать это новое
правительство, чтобы дocтичь тогo, o чeм говорили в Лондоне? Главное – это сломать, ликвидировать основные деструктивные силы, подавляющие рост конкурентоспособного бизнеса, препятствующие эффективным инвecтициям. Первый блок – это так называемые олигархи, о которых здесь говорили в каждом
выступлении. Которые, во-первых, монополизировали большую часть экономики страны – у нас сплошь и рядом монополии, поэтому конкуренции нет. Во-вторых, за счет административного ресурса (а правильнее сказать – за счет взяток) они создали механизм перекачивания прибыли из других отраслей и ресурсов
государства себе в карман. Они лишают конкурентный бизнес средств для развития, они делают экономику все более сырьевой, потому что именно на сырье легче всего заниматься этим грабежом. Поэтому не позднее осени, если правительство у нас либеральное, нужно ввести такие налоги и рeнтныe платежи, чтобы
нефтью было заниматься не более интересно, чем, например, машиностроением. Вот это либерализм! Чтобы зарабатывать бизнесу можно было только производительным трудом, а не взятками – что, по сути, только и умеют наши олигархи делать.
- А после того как правительство разберется с
бизнесменами, что ему делать?
- Есть вторая группа – это бюрократия, особенно региональная. Реально сегодня 90% бизнесменов бизнесменами не являются, это служащие у различного рода чиновников. Чиновниками сегодня фактически подмят бизнес. Но самое страшное другое: создан механизм
мощной поддержки неконкурентоспособных бизнесов. Почему? Да потому что конкурентоспособные предприятия, производящие инновационную продукцию, совершенствующие свои технологии, не получают инновационную премию из-за того, что неконкурентоспособные предприятия могут легко восстановить, например, свою
ценовую конкурентоспособность, просто поделившись прибылью с чиновниками, что и происходит сплошь и рядом. Я не знаю, какая должна быть прибыльность, чтобы преодолеть этот огромный барьер, который создают чиновники своими постановлениями или своим бездействием. Потому что сегодня «своим»
предприятиям возмещается НДС при экспорте, «чужие» – могут ждать годами. «Свои» компании могут не выполнять лицензионные требования, не доплачивать налоги, иметь особые тарифы на энергоносители и т.д. и т.п. Поэтому сейчас нужно (наш президент как-то применил выражение «мочить») такую бюрократию
«мочить»! Сократить ее не на 20–30%, а в разы.
- Вам часто приходится «общаться» с лишними чиновниками?
- Я возглавляю крупную по меркам России структуру, в апреле объем реализации будет более 100 млн долл. –оборот более 1 млрд долларов в год. До 70% своего времени мне
приходится заниматься не управлением бизнеса, не внедрением новых технологий или организационных ноу-хау, а тем, чтобы отбиваться от всякого рода проверяющих, запрещающих и требующих. Приходят этакие (видно же сразу) «сирыe и убогиe» интеллектуально. Почему они не в бизнесе? Да потому что ничего не
могут создать. Могут лишь пристроиться на какую-то должность и воровать, воровать, воровать. Ребята, если сами не умеете работать, не дaл вaм Бог способностей – так не мешайте другим работать!
- И какой Вы видите структуру власти, которая оставит Вам время на работу?
-
Выскажу не очень популярную ныне мысль. Управление страной должно быть более централизованным. Все действия и функции любых органов власти, прежде всего на местах, должны быть контролируемы соответствующими федеральными структурами. Функции, имеющие принципиальное значение для экономики, должны быть
не просто контролируемы, а управляемы (например, пресловутое лицензирование). Все распоряжения (по крайней мере, касательно работы экономических субъектов) должны идти с уровня не ниже министерств, а принципиальные – решаться на уровне аппарата правительства. И никаких этих агентств и служб с их
нoрмaтивными актами. Я надеюсь, что их полгода подержат и ликвидируют. Хочется верить, что это просто такая грамотная уловка, чтобы понять, кто есть кто. А то, если они начнут создавать какие-то нормативные акты, мы вернемся туда, от чего пытаемся уйти.
Также необходимо четкое
разделение функций правительственных органов: управленческих, контрольно-учетных, инновационных и предоставление услуг. Считаю большой ошибкой нaделение подразделений министерств любыми функциями контроля, кроме как контроля за работой своих же сотрудников. Принципиально важно, чтобы разделение
функций было централизованно на уровне министерств и аппарата правительства. Разделение не в министерствах, когда министрам якобы подчиняются какие-то там контрольные и другие органы, которые услугикакие-то там оказывают населению. Это необходимо, чтобы любые существенные экономические противоречия,
которые естественно возникают, были очевидны на уровне людей, непосредственно обличенных властью, достаточной для их рaзрешeния.
Я вам открою один маленький секрет. Почему сейчас ведутся разговоры о том, чтобы что-то передать регионам, чтобы сделать министров такими вот «настоящими,
великими», способными принимать глобальные решения? За этим кроется то, что я сказал в начале беседы, – на самом деле люди не знают, что делать. Они будут ходить к Владимиру Владимировичу, будут рассказывать, что, знаете, мы очень умные и чрезвычайно либеральные люди, все у нас хорошо, реформы мы
придумали замечательные, но только вот на низах... На деле эти люди неспособны принимать грамотных решений, и за такого рода финтами с агентствами и службами они скрывают свою некомпетентность.
- Какой могла бы быть структура правительства?
- Наличие множества агентств и
служб, подчиненных министерству, только забюрократизирует процесс управления экономикой. Считаю, что достаточно будет десятка министерств c подконтрольными (напрямую подчиненными) территориальными органами. Структура могла бы выглядеть так: Министерство экономики с подконтрольными ему институтами
разрабатывают экономическую модель страны в текущем режиме on-line, моделируют процессы в различных отраслях. Постоянно инвентаризируют (в споре пусть рождается истина) концепции управления, которые применяют министерства, непосредственно управляющие экономикой. Экономикой управляют несколько
министерств: Министерство сельского хозяйства, Министерство промышленности (может быть Министерство военной промышленности). Отдельное министерство могло бы управлять государственной собственностью и предоставлять услуги государства.
- Тем не менее на конференции Вы окончили свое
выступление на грустной ноте, сказав, что не очень верите в том, что так может быть…
- Я двенадцать лет в бизнесе. Жизнь научила смотреть на вещи реально, пoэтoму я вам так скажу: на самом деле, конечно, ничего не будет. Будет PR и сдача одной позиции за другой – наша коррумпированная,
«импотентная» элита угробит страну. Поэтому я делаю это выступление больше для очистки совести, выполняю свой долг перед моим несчастным русским народом и его передовой частью – русским бизнесом. Настоящим бизнесом, а не этими, подвластными разным чиновникам людьми, якобы бизнесменами. Ну и,
конечно, все равно есть маленькая надежда: а вдруг еще можно что-то сделать.
Russia and Eurasia
Regional Trends. Uncertainties abound about the future internal configuration, geopolitical dynamics, and degree of turbulence within and among former Soviet states. Russia and the other states of Eurasia are
likely to fall short in resolving critical impediments to economic and political reform in their struggle to manage the negative legacies of the Soviet period. Changing demographics, chronic economic difficulties, and continued questions about governance will constrain Russia's ability to project
its power beyond the former Soviet republics to the south, complicate Ukraine's efforts to draw closer to the West, and retard the development of stable, open political structures throughout the Caucasus and Central Asia. Those states that could make progress on the basis of potential energy
revenues are likely to fail because of corruption and the absence of structural economic reform. The rapid pace of scientific and technological innovation, as well as globalization, will leave these states further behind the West as well as behind the major emerging markets.
The
economic challenges to these countries will remain daunting: insufficient structural reform, poor productivity in agriculture as compared with Western standards, decaying infrastructure and environmental degradation. Corruption and organized crime, sustained by drug trafficking, money laundering,
and other illegal enterprises and, in several instances, protected by corrupt political allies, will persist.
Demographic pressures also will affect the economic performance and political cohesiveness of these states. Because of low birthrates and falling life expectancy among
males, the populations of the Slavic core and much of the Caucasus will continue to decline; Russian experts predict that the country's population could fall from 146 million at present to 130-135 million by 2015. At the other end of the spectrum, the Central Asian countries will face a growing
youth cohort that will peak around 2010 before resuming a more gradual pattern of population growth.
The centrality of Russia will continue to diminish, and by 2015 "Eurasia" will be a geographic term lacking a unifying political, economic, and cultural reality. Russia and the
western Eurasian States will continue to orient themselves toward Europe but will remain essentially outside of it. Because of geographic proximity and cultural affinities, the Caucasus will be closer politically to their neighbors to the south and west, with Central Asia drawing closer to South
Asia and China. Nonetheless, important interdependencies will remain, primarily in the energy sphere.
Russia will remain the most important actor in the former Soviet Union. Its power relative to others in the region and neighboring areas will have declined, however, and it will
continue to lack the resources to impose its will.
The Soviet economic inheritance will continue to plague Russia. Besides a crumbling physical infrastructure, years of environmental neglect are taking a toll on the population, a toll made worse by such societal costs of
transition as alcoholism, cardiac diseases, drugs, and a worsening health delivery system. Russia's population is not only getting smaller, but it is becoming less and less healthy and thus less able to serve as an engine of economic recovery. In macro economic terms Russia's GDP probably has
bottomed out. Russia, nevertheless, is still likely to fall short in its efforts to become fully integrated into the global financial and trading system by 2015. Even under a best case scenario of five percent annual economic growth, Russia would attain an economy less than one-fifth the size of
that of the United States.
Many Russian futures are possible, ranging from political resurgence to dissolution. The general drift, however, is toward authoritarianism, although not to the extreme extent of the Soviet period. The factors favoring this course are President Putin's
own bent toward hierarchical rule from Moscow; the population's general support of this course as an antidote to the messiness and societal disruption of the post-Soviet transition; the ability of the ruling elite to hold on to power because of the lack of effective national opposition, thus making
that elite accountable only to itself; and the ongoing shift of tax resources from the regions to the center. This centralizing tendency will contribute to dysfunctional governance. Effective governance is nearly impossible under such centralization for a country as large and diverse as Russia and
lacking well-ordered, disciplined national bureaucracies. Recentralization, however, will be constrained by the interconnectedness brought about by the global information revolution, and by the gradual, although uneven, growth of civil society.
Russia will focus its foreign
policy goals on reestablishing lost influence in the former Soviet republics to the south, fostering ties to Europe and Asia, and presenting itself as a significant player vis-a-vis the United States. Its energy resources will be an important lever for these endeavors. However, its domestic ills
will frustrate its efforts to reclaim its great power status. Russia will maintain the second largest nuclear arsenal in the world as the last vestige of its old status. The net outcome of these trends will be a Russia that remains internally weak and institutionally linked to the international
system primarily through its permanent seat on the UN Security Council.
Вот ключевые слова статьи от которых и надо отталкиваться .
Цитата: От пользователя: Sansor
Лучше верните мне мои 35 млн долларов НДС, которые моим предприятиям уже год не возвращаете.
А дальнейшее - перетирание известных фактов. Для того чтобы меньше брали
взяток надо их меньше давать, а если вымагают то в прокуратуру заявлять. Сейчас надо прежде всего бороться не с теми кто берет, а с теми кто дает.
Ага, а соблюдать их лень наверное просто. Если так себя вести, то и нечего удивляться, что страна подыхает в дерьме. Сами же и загоняют её туда, а потом жалуются.
Если их начать соблюдать, то их снова быстренько приведут в тот вид, чтобы народ опять потащил конверты.....
Почитайте вот это:http://www.rian.ru/rian/intro.cfm?nws_id=588176
Из статьи "светится"
назначение второй половины стоимости жилья. И примерно так по всем направлениям промышленности и бизнеса. Хорошо продуманная система сбора дополнительных налогов в карман бюрократии. Думаете они добровольно откажутся от такого рычага воздействия для собственного обогащения?
Да че там
говорить даже на нижних уровнях такая же картина. Попробуйте поучаствовать в тендере на поставку продукции допустим на Северстали (одно из крупнейших металлургических предприятий страны). Даже если у Вас и будет самое выгодное предложение, то это не гарантия, что Вас не бортонут и возьмут более
дорогую продукцию у "проверенных" партнеров. Можно только догадываться на каком уровне остается "отмытая" разница в цене поставляемой продукции.
Пока в нашем обиходе будут слова "бизнес" и "бизнесмен" - ничего не изменится. Это и слова и понятия не наши. При Сталине больше 2-3 лет чиновники на месте не сидели( даже не виновных и преданных идее - передвигали), а сейчас даже если поймали за руку - все равно свободен, даже не конфисковывают
ничего, не то что в тюрьму. А власть должна быть все-таки, если не "Советская", то с народным контролем, у частников оставить только мелкие предприятия - ну там АЗС, столовые, ремонт часов, обуви, продажу газет, цветов. А все остальное немедленно национализировать и под жесткий контроль чиновника, а
самого чиновника под жесткий контроль народа. Помощь ему окажет СМИ, но и здесь - если соврал журналюга - аккуратно к стеночке, чтобы другим не повадно было. Вот и наступит процветание!.
Генеральный прокурор России Владимир Устинов выступил на проходившем вчера в Хабаровске совещании руководителей правоохранительных органов Дальнего Востока с рядом заявлений по поводу разгула коррупции, сообщает ИТАР-ТАСС. «Чиновники очень изобретательны и обязательно найдут способ замаскировать
свои злоупотребления», - констатировал генпрокурор. При этом анализ работы правоохранительных органов в прошлом году и начале нынешнего года, по его мнению, свидетельствует о том, что «лишь имитируется борьба с коррупцией». Иначе говоря, реальная борьба с этим злом не ведется. В.Устинов подчеркнул,
что эффективное средство по борьбе с коррупцией имеется - это ужесточение «уголовных репрессий» против должностных лиц. Наблюдатели отдают должное В.Устинову за трезвую оценку существующего положения дел и надеются, что он приложит максимум усилий для исправления ситуации в рамках обозначенной
генеральной линии. Особенно порадовал наблюдателей термин «репрессии», ставший центральным в выступлении В.Устинова, а также тот факт, что заявление генерального прокурора прозвучало на следующий день после того, как саратовский губернатор Дмитрий Аяцков, знаковая фигура ельцинского периода, был
вынужден явиться в областную прокуратуру на допрос и дать подписку о невыезде. Губернатора обвиняют в «превышении полномочий» по так называемому «тракторному делу» и нецелевом использовании 70 млн. рублей, что грозит ему сроком лишения свободы от трех до десяти лет.
"В селеньях власть помещиков неограничена.... Недоимок миллионы. Полиция ничтожна. Дел в присутственных местах кучи без счету, решают их по выбору и произволу. Судилище и судьи вне уважения, подозреваются в мздоимстве. Волокиты отчаянно утомлены.... Лучшие дворяне от выборов уклоняются...Главные,
коренные доходы основаны на винной продаже..."
Знакомая картинка? :-)
Выдержка взята из рапорта 1-го генерал-губернатора Балашова царю батюшке примерно 190 лет назад.
Как видим воз и ныне там.
Думаю, что теперь легко представить, какие результаты борьбы с
коррупцией можно ожидать.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)