Неофициально запрещен к прокату и изданию в РФ как экстремистский. Жесточайше рекоммендую. Отсмотрел второй раз подряд. Снято в стилистике советского кино 30-40-х. Жутчайше и впечатляюще, хотя и очень уж просто, но сказано эффектно. Грызть их в подвале, вешать на фонарях. Не ихняя эта земля.
1998 - Россия
Режиссер: Петр Николаевич Луцик
Актеры: Алексей Ванин , Александр Вдовин , Юрий Дубровин , Римма Маркова , Николай Олялин , Алексей Пушкин , Виктор Степанов
«Окраина — это начало мира, а не его конец», — Иосиф Бродский. Один олигарх прикупил землю на
окраине Москвы. Живущие на земле крестьяне сильно осерчали и поехали разбираться: сначала с председателем колхоза, подписавшим бумаги, потом с кооператором, его к этому склонившим, потом с обкомовцем, в обмане участвовавшим; а в итоге добрались до самой Москвы, где, попытавшись договориться с
олигархом полюбовно, получили издевательский отказ, и подожгли супостата вместе со всею столицей – один Кремль остался. А сами, прихватив олигархову секретаршу, вернулись к матери-земле и с божьей помощью ее перепахали.
"Окраина" – единственный фильм известного сценариста Петра Луцика, который
вместе с Алексеем Саморядовым написал сценарии к "Детям чугунных богов", Лимите", "Гонгоферу" и другим знаковым картинам 90-х. Ни Саморядова, ни Луцика давно нет в живых; "Окраину" Луцик снимал уже без своего постоянного соавтора, хотя по совместно созданному сценарию. Фильм вышел громкий:
старательно воспроизведя на экране стиль советского кино тридцатых-сороковых, Луцик принял на себя восторги критиков, употреблявших, говоря об "Окраине" термины вроде "иронический вестерн", "черная комедия", "стеб", и так далее, и тому подобное. Луцик с недоумением отвечал, что снял вполне серьезное
кино о тех людях, которые живут на окраине; о них и для них – потому что их жизнь и судьба по сути никого сейчас не интересуют. Между тем, они есть; и готовы драться за то, что у них отнимают в русле вековой крестьянской традиции: в полном смысле слова зубами и когтями. И в этом смысле артист
Олялин, вылезший с окровавленным ртом из подвала, где он только что загрыз подлеца, совершенно не выглядит монстром – а лишь борцом за правое дело.
Петр Луцик и Алексей Саморядов написали сценарий к «Окраине» еще давно, а несколько лет назад произошла трагедия и последнего не стало.
Луцик уже снимал фильм один, без своего товарища, успешно дебютировав в роли режиссера. Картина получилась мрачная и с большой иронией и сарказмом, кровавая и смешная одновременно, лучшая, на мой взгляд, за все годы постсоветского беспредела в кино. История в картине совсем нетипичная для
сегодняшнего российского кино: где-то на Урале в еще перестроечные дни деревенские мужики решили вернуть себе свою землю, забранную обманом кем-то свыше. По цепочке они нападают на след виновников, грубо пытая их и убивая. Но цель оправдывает средства, ведь на отнятой земле им пахать, да сеять, а
значит и жить. Все эти злодеяния, а в фильме их предостаточно, воспринимаются весьма иронично и даже со смехом. Однако мне кажется, любой почувствует грустный осадок в глубине своей души, потому что этих деревенских мужиков по настоящему жалко. Ведь они поколениями вынуждены бороться за свою землю,
бороться с обманщиками и чужими, с богатыми, с теми, кто ищет наживы и никогда не думает о них, живущих на этой земле. Эти мужики мучили и убивали от своей безысходности, с холодным расчетом, что именно так они смогут дойти до верхов и вернуть потерянное. Они поступали так, потому что в России
никогда не было и нет другого выхода кроме этого. А крови особенно и не видно в картине, ведь «Окраина» - черно-белая. Фильм сделан в хороших традициях старых советских кинолент типа «Чапаева» и «Воскресенья». Из них была задействована и музыка, прекрасно гармонировавшая с происходящим. Еще больше
мне понравилась операторская работа, благодаря которой, с размахом были показаны красивые уральские просторы. Три предыдущие сценария Луцика и Саморядова к фильмам «Лимита», «Дюба-Дюба» и «Дети чугунных богов» снискали призы за лучший сценарий премии Ника. Последняя их совместная работа заслуживает
большего, и как минимум зрительского внимания. Посмотрите обязательно «Окраину», ведь именно в ней мы можем увидеть и свое прошлое, и свое настоящее, и свое будущее …
Фильм нельзя назвать красивым, но красивой нельзя назвать и жестокость, которой пропитано наше время. Музыка к фильму
трагична... иногда кажется она иллюстрирует не столько мрачность происходящего на экране, сколь подоплеку событий, имевших место в то жестокое время в которое и нам довелось пожить. Ироничные, контрастные диалоги, пугающие простотой отношения к вечным ценностям не позволяют оторваться от просмотра,
а неоднозначный, на мой взгляд, финал ставит фильм Петра Луцика в ряды шедевров отечественного кинематографа.
Это и не стёб, и не "на самом деле". Это "просто" эпос. Кто не мыслит и не чувствует эпически, тот и будет искать характеристику между эстетским прикалыванием и политизированным
призывом к топору. В таком случае начнуться, как на ряде форумов, выяснения то ли "жиды Луцика затравили", то ли он сам "жидовским хохмачеством" занимался. А то и либеральнейшие доносы с призывами во имя свободы не допускать до зрителя такие прокоммунистические безобразия. Другое дело, что подлинный
эпос, в отличие от адаптированного "фольклора", всегда этически окрашен и всегда взаимопроэцируем с жизнью. Сопереживаешь жизни, значит будешь сопереживать и эпосу. Не чувствуешь отзвука на страдания ближнего - будешь смотреть сериалы. Сериалы, при всей их всамделишности, это , как раз про дальних.
А вот архетипы, оживающие в былинах, находят воплощения и в каждодневной трагедии бытия.
Внимание! сейчас Вы не авторизованы и не можете подавать сообщения как зарегистрированный пользователь.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после авторизации вы вернетесь на
эту же страницу)